02.07.201110 ошибок работодателя при поиске нового сотрудника

Автор: Глеб Кащеев

Любой найм на работу - это договор, от которого выигрывают обе стороны. Работодатель ищет того, кто принесет ему наибольшее количество денег, и, что характерно, работник ищет того же. Это как подбор шестеренки в механизм - с нужной деталью КПД механизма становится максимально высоким - и поток денег и в карман работника и в карман работодателя наивысшим. А вот без нужной шестеренки механизм может изрядно сбоить. Работодатель заинтересован в нужном работнике не меньше чем соискатель в работе на эту компанию.

Но кроме того - почему я, маркетолог, собственно, лезу в область HR? Дело в том, что отдел маркетинга тратит неимоверные усилия и деньги, чтобы сформировать позитивный образ компании. А все потому, что позитив проходит через наши внутренние заслоны с большим трудом. У нас очень много фильтров внутри, отсеивающих позитив, которому мы не очень доверяем.

Зато негатив - любой, проходит все внутренние заслоны легко и непринужденно. И работник, который остался крайне недоволен проведенным с ним интервью, - понесет негатив в массы. Речь не идет о тех случаях, когда соискателю просто отказали в найме, речь идет об откровенном хамстве работодателя, о необъяснимых причудах. Например, человека заставили ждать два часа, пока руководитель соизволит придти на запланированную им же встречу. И это негатив будет рассказан десятку людей. Они с удовольствием понесут его дальше. И как только реально ценный кандидат скажет в компании друзей, что его пригласили в компанию АБВ, ему вполне возможно тут же кто-то вспомнит, что «да ты что - там так издеваются над кандидатами - у меня друг туда ходил». И все. И нет того супер работника, которого так искала эта компания - он туда просто не пойдет на собеседование. А еще, если компания эта производит товары народного потребления, или их продает - то негатив, пусть и несильно, скажется и на продажах.

Поэтому ошибки

1. Сознательное ограничение каналов по которым вы можете получить информацию о кандидате

«Мы принимаем резюме только по факсу», «Мы ищем резюме только на сайте АБС, на остальных - дурацкая система поиска», «Мы не рассматриваем резюме, присланные как приаттаченный файл - только в теле письма» - Знакомо? Это равнозначно тому, что кассир в магазине заявит, что принимает только 100 рублевые купюры, потому что ему так удобнее, и обслуживает только блондинов. Когда я вижу такие требования, это для меня означает, что либо генеральный директор не в курсе, что творит его HR-отдел, и тогда он странно руководит компанией, либо он в курсе, и скорее всего, мне в такой компании делать нечего. И друзьям моим тоже.

2. Придирчивость к резюме

Есть люди, которые не умеют искать работу. Просто потому, что они устраивались раньше по личному знакомству или очень долго работали на одном месте. И такие люди - неплохие работники, между прочим, не умеют писать резюме. Если соискатель не указал в резюме уровень владения английским - это не значит, что он его не знает. Это значит, что нужно позвонить и уточнить. Формальный подход HR к резюме вместо подхода разумного - очень большая проблема.

3. Придирчивость к себе

Если кандидат указывает, что будет работать только в крупной компании, и не ниже директора отдела, а вам нужен руководитель небольшой группы, и компания ваша всего в 100 человек - это не повод ему не звонить. Во-первых, он мог изменить требования. Во-вторых, «крупная» в его понимании может быть совсем не то, что в вашем. И так далее. Если кандидат слишком крут, по вашему мнению - это тем более повод с ним встретиться. Такие кадры надо иметь в поле зрения, даже если действительно окажется, что он запрашивает больше, чем вы можете ему предложить в данный момент.

4. Опоздания

Когда на встречу опаздывает кандидат - это плохо. Но когда вы, назначив встречу, заставляете кандидата ждать на диване в приемной более 15 минут - это очень плохо. Наплевательское отношение к времени человека, который на вас пока даже не работает, показывает насколько вам наплевать на сотрудников.

5. Предыдущий сотрудник

Не стоит поливать грязью того, кто предательски ушел с того места, на которое вы берете нового человека. Он автоматически проецирует это же и на себя. Никто не работает на одном месте вечно, и когда-нибудь, придется уйти и ему. И тогда весь тот же самый негатив выльется на него. Зачем ему это?

6. Неправильная вакансия

Прежде чем писать хоть одно требование в вакансии, учтите, что каждое дополнительное требование, во-первых, снижает количество кандидатов вдвое, а во-вторых, подумайте, действительно ли оно столь необходимо, как вам кажется. Вакансия, где полно требований типа «опыт работы от 5 лет (а 3 года вам не пойдет?), в той же области (почему вдруг продавец стиральных машин не сможет продавать легковые?), свободный английский (так, на всякий случай, хотя вряд ли пригодиться в работе) вполне может отпугнуть того, кто на самом деле вам вполне подойдет. Нет, я не говорю, что требования не нужны. Просто не стоит писать лишних, которые вроде как для приличия…

7. Сколько я вам заплачу - секрет

Не указывать в вакансии уровень зарплаты может позволить себе не так уж и много компаний. И даже у них это касается только руководящих должностей. Для всех остальных прошу учесть, что 50% кандидатов просто не увидят вашего объявления, потому что задают четкий минимальный уровень з/п при поиске, а еще половина от оставшихся даже если увидят вакансию, поставят ее в самую последнюю очередь, после тех, кто обещает реальные и понятные деньги.

Тем фактом, что вы не нарисовали некоторую цифру в объявлении, которую потом точно также можно обсудить на собеседовании как и все остальное, вы отсеяли 50-70% кандидатов.

8. Долгие раздумья

Плохо, когда кандидат думает над вашим предложением неделями, да? Ужасно раздражает. Вы снизошли до него, предложив работу, а он еще что-то думает. Когда вы обещаете кандидату, что перезвоните после собеседования, то должны перезвонить в течение 3-х дней. В любом случае - и если отказываете и если сомневаетесь, что возможно, найдете лучшего кандидата - все равно позвоните. Если нужно тянуть время - пригласите на следующее собеседование, или позвоните и напомните о себе, скажите, что вам нужно еще пару дней. Хуже молчания ничего нет.

9. А у меня для тебя сюрприз

Когда вы пришли в эту компанию, то признайтесь - были особенности корпоративной культуры, которые вас удивили. Где-то принято задерживаться после работы, а где-то каждый пятничный вечер играют в сквош всем отделом. Где-то к директору открывают дверь ногой и говорят «привет Вася», а где-то, несмотря на открытую дверь кабинета генерального, и заявленную демократию, любое обращение без должного преклонения к боссу ставит под удар вашу карьеру. В каждой компании есть что-то свое.

Все это стоит рассказать перед финальным собеседованием и подписанием контракта. Если кандидат может принять эти особенности, то он все равно ваш, а если он не может это принять, то уйдет с испытательного срока, что куда хуже. Это небольшая, но травма и для него и для компании. И опять таки, негатив. Лучше не устраивать сюрпризов.

10. Мотивация

Расскажу жизненную историю. Устраивался я как-то в одну компанию. Руководитель отдела спрашивает: «А какая у вас мотивация для работы у нас? Зарплата у нас средняя, и я должна быть уверена, что вы очень замотивированы на работу у нас».

Запомните, человек приходит к вам на работу по двум причинам - они же мотивация. Первое - деньги. Второе - ему нужна хорошая запись в резюме, а предлагаемая должность и имя компании существенно повысят его котировки на рынке. Но о второй причине вам скажет вслух только идиот. Мотивировать на работу у вас кандидат должен не сам себя - это ваша работа. Вы должны мотивировать сотрудников, как существующих, так и потенциальных. И не спрашивать о мотивации у кандидата.

 

Источник: hrliga.com


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий