12.07.2011Активное слушание в коучинге

Как найти работу мечты. Эхо Москвы. Эфир.

Автор: Юрий Паршиков

Извините, пожалуйста, за то что я говорю, когда Вы перебиваете!

- из народного творчества

Мы с детства знаем поговорку: «В одно ухо влетает, в другое вылетает». К сожалению, очень часто мы слушаем именно так: передаваемая информация просто не задерживается в нашем сознании, то есть мы слушаем, но не слышим.

Попробуйте, например, сыграть с кем-нибудь вдвоем в такую игру. Пусть каждый из вас подумает о какой-нибудь волнующей вас теме. Засеките время. В течение 60 секунд ОДНОВРЕМЕННО постарайтесь как можно доходчивее объяснить другому свой вопрос. Делайте это очень внимательно, не отвлекаясь и не обращая внимание на то, что говорит другой. Каковы ощущения и впечатления?

Или же мы можем притворяться, что слушаем, как мы нередко делаем это с пристающими к нам со своими расспросами и монологами маленькими детьми, временами мыча и поддакивая невпопад. Все это слушанием не назовешь совсем. Это скорее «неслушание» .

Следующий уровень - это т.н. «автобиографическое» или поверхностное слушание , то есть когда Вы слушаете, постоянно оценивая «Что это значит для меня?» Внешними проявлениями автобиографического слушания является одна из четырех реакций «слушающего». Возьмем, например, ситуацию, когда сын приходит домой и докладывает вам, что учительница несправедливо поставила ему двойку на уроке русского языка.

Первое, как мы можем отреагировать - это дать оценку получаемой информации со своей точки зрения. Мы отреагируем типа: «Вот бестолочь!» Второй вариант автобиографической реакции - это интерпретация : «Наверное, ты баловался, и поэтому тебе поставили двойку». Третья версия - это совет (даваемый со своей колокольни): «Лучше готовиться к урокам надо!» И четвертая альтернатива - это « прощупывание », сбор дополнительной информации с целью дать какой-либо из предыдущих вариантов ответа: «А чем ты занимался вчера вечером?» Как вы думаете, как будет развиваться дальше диалог?

Такой вид слушания очень характерен для повседневной жизни - в семье и на работе. Очень вероятно, что ваши клиенты также будут слушать на этом уровне. Однако это неприемлемо для коуча, даже на короткое время. Коуч должен идти дальше.

Следующий уровень - это т.н. эмпатическое слушание . Здесь все ваше внимание сосредоточено на собеседнике. Вы открыты навстречу к нему. Вы действительно хотите понять его. Это уровень сопереживания, созидания, уточнения, сотрудничества, новаторства. Вы постоянно даете «отмотку назад»:

1.  пересказывая услышанное своими словами и

2.  отражая эмоции вашего собеседника

Продолжая воображаемый диалог в приведенном выше примере, эмпатическое слушание могло бы проявиться так:

- Пап, мне сегодня учительница двойку по русскому не за что поставила!

- Понятно: тебе сегодня на уроке русского поставили два, как ты считаешь, несправедливо, и ты расстроился по этому поводу.

- Ну, на самом деле не то, чтобы совсем несправедливо. Я баловался, в Витьку жеванными бумажками кидал.

- То есть, тебе поставили двойку за дисциплину, я правильно понял?

- Да, пап. На самом деле, я вел себя как последний дурак! Еще огрызаться начал! Давай я в качестве наказания дома пол помою, и впредь буду вести себя по-нормальному. А двойку я исправлю.

Если ваше внимание сосредоточено на том, какое действие вам следует сейчас предпринять, или что сказать собеседнику, это означает, что вы слушаете на автобиографическом уровне, то есть в рамках собственного опыта. Для коуча эмпатическое слушание означает следовать за клиентом, слушать активно и проверять услышанное.

Обычно тренинги по развитию навыков слушания заканчиваются именно на этом уровне - эмпатическом слушании. Однако есть еще один - так называемое всеобъемлющее или глобальное слушание . На этом уровне вы слушаете на все 360 градусов. Вы словно находитесь с собеседником в центре мироздания и одновременно получаете информацию отовсюду. Этот уровень слушания включает все репрезентативные системы. Сосредоточившись, как и в эмпатическом слушании, на собеседнике, своим периферийным слухом, зрением и кинестетикой вы отмечаете происходящее в окружающем мире - как непосредственно рядом с вами, так и за многие тысячи километров, возможно даже в самых отдаленных уголках Вселенной, а, может и за ее пределами. Вы открываетесь навстречу всему, в особенности тому, что имеет какое-то отношение к вашей беседе, где бы оно ни находилось, и в какое бы время оно ни происходило - обстоятельства, люди, обстановка. Подобное слушание окружающего м ира важно также тогда, когда вы не понимаете значения всей информации. Это происходит на уровне бессознательного. Это игра на уровне творчества, воображения и интуиции. Именно на этом уровне происходит «магия коучинга».

Л.Уитворт в своей книге «Коактивный коучинг» предлагает следующее упражнение по развитию навыков глобального слушания. Сходите куда-нибудь на вокзал, в кафе или поликлинику. Старайтесь просто сосредоточить свое сознание на том, что чувствуют окружающие вас люди, - злятся, расстраиваются, веселятся, скучают, тревожатся или пребывают в покое? Что еще вы замечаете в окружающей атмосфере? Понаблюдайте, где именно в помещении сосредоточивается энергия и как она перераспределяется, когда кто-то входит или выходит. Запишите свои впечатления. А теперь закройте глаза и попробуйте послушать на третьем уровне с закрытыми глазами. Что для вас изменилось? Что вы теперь замечаете, чего не замечали с открытыми глазами?

Как известно, выработка новой привычки обычно занимает около трех недель осознанной практики и тренировки. Если вы считаете, что навыки эмпатического и всеобъемлющего слушания могут быть для вас полезны (если вы ими, конечно, уже не владеете), то вы можете попрактиковаться в них в течение последующих трех недель. В течение каждого дня отмечайте, на каком уровне вы слушаете собеседника. В конце дня делайте небольшие пометки. В конце каждой недели подводите итог. Что ценного Вы для себя открыли? Чему научились? Что для Вас изменилось?

Удачи Вам!

 

Источник: www.leader3000.ru


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 2)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий