Порядок проведения аудита
Планирование, организация и проведение работ по аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются согласно Федеральному закону от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и соответствующим Правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (далее - Постановление № 696).
Основной целью аудита подготовленной в соответствии с российским законодательством бухгалтерской отчетности является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности банка за год, закончившийся 31 декабря 2004 г., исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также предоставление детализированного отчета.
По результатам каждого этапа проверки представляетсяаудиторский отчет , а по окончании проверки -аудиторское заключение по финансовой отчетности банка за 2004 год.
Состав и содержание аудиторского заключения должны соответствовать ст. 9 Закона "Об аудиторской деятельности", а также требованиям к заключению о достоверности бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках), изложенным в Правиле (стандарте) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".
Предполагаемый срок представления годового аудиторского заключения и подписания годовой публикуемой отчетности - 15 мая 2005 г.
Следует отметить, что годовое аудиторское заключение может быть выдано, а отчетность, предназначенная для публикации, подписана аудитором только после предоставления банком аудиторской фирме оригинала годовой бухгалтерской отчетности с отметкой Банка России в установленном соответствующими нормативными актами объеме и форм публикуемой отчетности, составленных банком согласно требованиям ЦБ РФ.
Детализированный, представляемый по результатам каждого этапа проверки отчет носит конфиденциальный характер и составляется исключительно для того, чтобы привлечь внимание руководства банка к имеющимся недостаткам, а также указать способы их исправления. Составление такого отчета не является обязательным, а зависит исключительно от стиля работы аудиторской фирмы.
Все обнаруженные недостатки действующей системы внутреннего контроля, отклонения в учете и отчетности от установленного порядка и ошибки, влияющие на характер предполагаемого аудиторского заключения, могут сообщаться как в ходе проверки, так и по ее окончании, поскольку они включаются в содержание письменных отчетов. На начальном этапе проверки аудиторы активно взаимодействуют с сотрудниками бухгалтерии и службы внутреннего контроля. Практические вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки, разрешаются совместно с руководством отделов, руководителем службы внутреннего контроля и главным бухгалтером. По окончании проверки аудиторское заключение обсуждается с руководством банка.
Грамотное проведение аудиторской проверки, надежность и полезность ее результатов зависят от помощи сотрудников банка и поддержки работы аудиторов. Аудиторы рассчитывают получить все необходимые документы и сведения, на которые можно опереться при подготовке заключения.
Аудиторы, как правило, гарантируют конфиденциальность всей полученной в ходе проверки информации о банке, а также то, что она не будет использована ими или передана третьим лицам без предварительного письменного разрешения руководства проверяемого банка (исключение составляют случаи раскрытия конфиденциальности информации по решению суда или в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Стоимость оказываемых услуг, как правило, определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок задействованных специалистов.
Тарифы на оказание сопутствующих аудиту услуг зависят от объема и сложности решаемых задач и устанавливаются по согласованию сторон.
Характер и трудоемкость аудиторской проверки могут быть определены на основе предварительной оценки применяемой банком системы внутреннего контроля и учета, обеспечивающей тот или иной уровень надежности финансовой информации, а также от масштабов и сложности деятельности банка.
Окончательная стоимость договора на оказание аудиторских услуг, а также сроки проведения аудиторской проверки согласуются в ходе переговоров.
Основной целью аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, является формирование заключения об адекватности отражения в данной отчетности во всех существенных отношениях финансового состояния банка за год, результатов его операционной деятельности и движения денежных средств за отчетный период в соответствии с МСФО.
Аудит финансовой отчетности по МСФО проводится в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита в отношении объема аудиторских процедур, видов тестов и формата предоставляемого заключения.
По результатам аудита банку предоставляются следующие документы:
* аудиторское заключение за год, закончившийся 31 декабря 2004 г.;
* письмо по вопросам управления.
На данный момент, когда учет ведется в соответствии с российскими принципами бухгалтерского учета, Банк России ввел следующие изменения в нормативную базу: при составлении финансовой отчетности в соответствии с МСФО российская финансовая отчетность используется в качестве базовой, а для приведения ее в соответствие с МСФО осуществляется ряд трансформационных процедур.
Таким образом, аудиторы могут одновременно предоставлять:
* аудит бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с российским законодательством, за 2004 год;
* аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, за 2004 год;
* консультационные услуги по подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Консультационные услуги
Консультационные услуги оказываются аудиторами в рамках договора на годовое обслуживание, в том числе:
* устные консультации по методологии ведения бухгалтерского учета и вопросам налогообложения (в том числе НДС);
* устные консультации с возможностью получения ответов по электронной почте.
В связи с существенными различиями в составлении отчетности по российскому законодательству и отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, аудиторы запрашивают от банка стандартный информационный пакет, а также подробную информацию о прочих активах и обязательствах, детализированную информацию по отчету о прибылях и убытках и др.
Для первичной подготовки финансовой отчетности по МСФО в рамках проекта по оказанию услуг по МСФО аудиторской фирмой могут привлекаться коллеги из Международной ассоциации независимых бухгалтеров и консультантов "BKR International", имеющие соответствующую международную квалификацию (например, Ассоциации дипломированных бухгалтеров-аудиторов (ACCA).
На основании пакета предоставляемой банком-клиентом российской финансовой отчетности и дополнительной финансовой информации консультанты осуществляют все процедуры, необходимые для трансформации российской финансовой отчетности согласно МСФО. В результате банк получает финансовую отчетность, которая включает следующие формы:
1. Бухгалтерский баланс.
2. Отчет о прибылях и убытках.
3. Отчет об изменениях в капитале.
4. Отчет о движении денежных средств.
5. Примечания к финансовой отчетности, включая учетную политику.
Для составления отчета о движении денежных средств за 2004 год используются данные бухгалтерского баланса банка, если последний был составлен в соответствии с МСФО за 2003 год.
Аудиторами также может быть проведена экспресс-оценка влияния МСФО на финансовую отчетность банка. Банку следует учитывать, что для целей аудита составляются все пять форм отчетности и используются все применимые МСФО.
После проведения трансформации аудиторами возможно оказание консультационной поддержки по следующим направлениям:
I. Разработка алгоритма перехода к использованию формата отчетности по международным стандартам с учетом разницы в подходах к оценке рисков, созданию резервов, оценке активов и обязательств и т.д.
II. Обучение персонала банка преобразованию российской отчетности в формат международных норм отчетности, включающее:
a. помощь в освоении специалистами банка стандартов подготовки отчетности в соответствии с МСФО;
b. разработку методики составления отчетности в соответствии с МСФО (предоставляется в электронном виде);
c. рекомендации относительно автоматизации процесса подготовки отчетности в соответствии с МСФО на регулярной основе;
d. консультационную поддержку специалистам банка по составлению МСФО в течение года.
В результате банк должен получить возможность самостоятельной подготовки отчетности по МСФО (на полугодовой и квартальной основе).
В результате банк должен получить возможность самостоятельной подготовки отчетности по МСФО (на полугодовой и квартальной основе).
Однако следует отметить, что несоблюдение требований МСФО и низкое качество аудита подрывают доверие к международным стандартам. Согласно исследованию, проведенному Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), низкое качество аудита финансовой отчетности, составленной по МСФО, является серьезным препятствием на пути успешного применения международных стандартов.
В своем исследовании "Международные стандарты финансовой отчетности" бывший генеральный секретарь КМСФО Дэвид Кэрнс установил, что компании с котируемыми ценными бумагами (в частности, крупнейшие европейские предприятия) применяют различные подходы к соблюдению МСФО. Несмотря на то что многие из рассматриваемых в отчете 165 компаний составляют прозрачную и сопоставимую финансовую отчетность по МСФО:
* 17 компаний раскрывают информацию, отступая от ряда требований МСФО;
* 25 компаний используют МСФО только тогда, когда их применение допускается национальными стандартами или в отсутствие таковых;
* не менее 20 компаний (включая несколько крупнейших европейских компаний) претендуют на полное соблюдение МСФО и в то же время применяют учетную политику, противоречащую требованиям международных стандартов.
Отдельные компании корректируют финансовую отчетность, составленную по МСФО, согласно требованиям Американской комиссии по ценным бумагам при размещении своих акций на фондовых рынках США.
Состав ежеквартальной отчетности
В соответствии с п. 1 Указания Банка России от 25.12.2003 г. N 1363-У "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями" (далее - Указание № 1363-У) кредитные организации подготавливают финансовую отчетность в соответствии с МСФО с 1 января 2004 г. за период, заканчивающийся 30 сентября 2004 г. и 31 декабря 2004 г., то есть за 9 месяцев и за год. На основании абзаца 2 п. 3 данного Указания финансовая отчетность за период, заканчивающийся 31 декабря 2004 г., должна быть подтверждена аудиторской организацией, имеющей право на проведение аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
Согласно положениям абзаца 3 п. 3 Указания порядок представления в Банк России финансовой отчетности кредитными организациями за последующие отчетные периоды будет установлен Банком России дополнительно.
Таким образом, составление ежеквартальной отчетности, проведение ее аудита до 1 января 2005 г. Указанием не предусмотрено, как не предусмотрен и аудит финансовой отчетности за 9 месяцев.
Финансовая отчетность по состоянию за период, заканчивающийся 30 сентября и 31 декабря 2004 г., представляется на бумажных носителях.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Указания N 1363-У, кредитные организации составляют финансовую отчетность в соответствии с Методическими рекомендациями от 25.12.2003 г. № 181-Т "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" (глава 2 "Применение стандартов МСФО"), которые предусматривают, что финансовая отчетность считается полностью подготовленной, если использованы все стандарты, действующие на начало отчетного периода, за который составляется финансовая отчетность.
Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций взаимоотношения дочерних и зависимых компаний данной кредитной организации устанавливаются в соответствии с требованиями МСФО 27 "Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании" и МСФО 28 "Учет инвестиций в ассоциированные компании". В случае если юридические лица являются дочерними или зависимыми компаниями для данной кредитной организации, подготавливается и представляется неконсолидированная финансовая отчетность как самостоятельного юридического лица, так и консолидированная финансовая отчетность группы в соответствии с МСФО.
Пунктом 1.3 указаных Рекомендаций предусмотрено утверждение учетной политики по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а п. 1.4 - утверждение порядка составления и утверждения финансовой отчетности.
В соответствии с п. 3 (абзацы 1, 2) Указания N 1363-У кредитные организации представляют неконсолидированную и консолидированную финансовую отчетность в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за деятельностью кредитных организаций.
Составление отчетности по МСФО филиалами, то есть структурными подразделениями юридического лица, Указанием N 1363-У и Рекомендациями не предусмотрено.
Возникает вполне естественный вопрос: вправе ли банки следовать рекомендациям аудиторов, если они отличны от рекомендаций ЦБ РФ, но соответствуют международным стандартам?
Дело в том, что согласно пп. 1, 2, 3 Указания N 1363-У подготовку составление и представление финансовой отчетности осуществляют кредитные организации. Абзац 2 п. 3 Указания предусматривает, что финансовая отчетность за период, заканчивающийся 31 декабря 2004 г., должна быть подтверждена аудиторской организацией.
Рекомендации аудиторов должны соответствовать международным стандартам финансовой отчетности с учетом действующих стандартов и внесенных в них изменений на дату составления финансовой отчетности. При этом следует иметь в виду, что Рекомендации Банка России также подготовлены согласно требованиям МСФО.
Рекомендации по выбору аудиторской организации
В соответствии с Методическими рекомендациями "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" годовая финансовая отчетность за отчетный период, начинающийся 1 января 2004 г. и заканчивающийся 31 декабря 2004 г., подтверждается аудиторской организацией на основании ст. 7 Закона "Об аудиторской деятельности" и ст. 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". В данных Методических рекомендациях при отборе аудиторской организации для проведения аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, кредитным организациям рекомендуется руководствоваться общепринятой международной практикой проведения аудита финансовой отчетности.
В международной практике, как правило, организации, проводящие аудит финансовой отчетности, имеют не менее четырех специалистов с дипломами международно признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций. К тому же руководитель одновременно является и совладельцем аудиторской организации. Это необходимо для того, чтобы он мог выражать мнение о достоверности финансовой отчетности кредитных организаций от имени аудиторской организации, подписывать аудиторское заключение. В первую очередь руководитель несет ответственность за достоверность отчетности и ее соответствие требованиям МСФО.
Заместитель руководителя также является совладельцем аудиторской организации. Он несет ответственность за принимаемые решения, обеспечивает независимый характер проведения процедуры аудиторской проверки и соблюдение требований международных стандартов аудита. По поручению руководителя аудиторской организации заместитель может подписывать аудиторское заключение.
Помимо руководителя и его заместителя, которые в обязательном порядке должны иметь дипломы международно признанных организаций, такие дипломы должны иметь специалист, ответственный в аудиторской организации за управление рисками, и специалист, ответственный за контроль качества выполнения аудиторской проверки и подготовки аудиторского заключения.
Кроме того, общепринятая международная практика проведения аудита рекомендует применять Международные стандарты аудита N 220 "Контроль качества работы в аудите", № 200 "Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности" и Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров-аудиторов.
О новых требованиях к аудиторам
Центральный банк РФ по согласованию с Министерством финансов РФ (Письмо от 15.12.2003 г. N 01-АП/37) утвердил Рекомендации по отбору аудиторской организации для проведения аудита финансовой отчетности кредитной организации (Приложение № 5 к Методическим рекомендациям "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности").
В целях обязательного выполнения банками Методических рекомендаций ЦБ РФ в своем Указании N 1363-У подчеркнул, что кредитные организации составляют финансовую отчетность в соответствии с этими Рекомендациями.
В данных Рекомендациях содержатся критерии выбора аудиторских организаций для проведения аудита отчетности банков, подготовленной в соответствии с МСФО, среди которых основным является наличие в штате не менее четырех специалистов, имеющих дипломы международно-признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций (включая руководителя, его заместителя, которые к тому же должны являться совладельцами аудиторской фирмы).
В сложившейся ситуации действия ЦБ РФ противоречат ст. 2 Закона "Об аудиторской деятельности", согласно которой аудиторская деятельность должна осуществляться в соответствии с федеральными законами, а также нормативными актами Президента и Правительства РФ.
Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что согласование рассматриваемых Рекомендаций способствует ограничению конкуренции в области банковского аудита, так как ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает федеральным органам исполнительной власти принимать акты и(или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Следует также отметить, что термин "диплом международно-признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций" законодательством Российской Федерации не определен. Так же, как и нет в настоящее время государственного образовательного стандарта, предусматривающего обучение специалистов по МСФО с выдачей документа государственного образца. А в соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" любые дипломы иностранных государств могут быть признаны в России только согласно решению федерального (центрального) органа управления образованием о признании и об установлении эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании на основе международных договоров Российской Федерации.
На основании изложенного возникает вполне обоснованное опасение, что неадекватные критерии выбора аудитора повлекут за собой фактическое отстранение российских аудиторских компаний от рынка банковского аудита.
В своих выступлениях представители ЦБ РФ неоднократно отмечали, что в настоящий момент в России нет необходимого числа аудиторов, имеющих достаточную квалификацию для проверки финансовой отчетности, составленной по МСФО. Это касается не только предприятий и организаций, которые решением Правительства РФ с 2004 года переходят на составление своей финансовой отчетности по МСФО, но и банков. Поэтому первоочередная задача аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в тесном контакте с Министерством финансов РФ и Советом по аудиторской деятельности при Минфине России - обеспечить до конца 2004 года подготовку и повышение квалификации такого числа специалистов, которые сумеют осуществить аудит финансовой отчетности банков и акционерных обществ (чьи акции котируются на фондовых биржах), составленную в соответствии с требованиями МСФО, а также смогут оказывать всем желающим услуги по формированию финансовой отчетности по МСФО.
Комментарии: