Предмет «Риторика» был одним из основных в программах гимназий, университетов в дореволюционной России. Умение владеть речью, достойно выглядеть в различных речевых ситуациях всегда считалось очень важным умением в профессиональной деятельности. И этому нужно долго учиться. В последние годы интерес к риторике возрастает: этот предмет можно уже встретить в расписании многих учебных заведений. Умение хорошо, правильно говорить, в первую очередь, характеризует человека как личность, как профессионала. Убедительными кажутся слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Придают уверенности слова Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами делаются».
На одном из первых уроков была сделана попытка произнести импровизированную речь. Темы речей были придуманы студентами и вытягивались по жребию. На подготовку было дано 5 минут, на выступление -1 минута. Результаты эксперимента были удивительными. Оказывается, одна минута - это достаточно большой временной срок, в который можно поместить значительное количество информации. Для некоторых же это время было слишком коротким, чтобы успеть сказать задуманное. Поэтому одни студенты уложились в полминуты, а другие едва успевали закончить приветствие и назвать тему. Значит, умение владеть временем, наполнить его интересным содержанием - необходимое умение для любого оратора. Кроме того, стало понятным сразу же, что большинство не умеет достойно держаться перед аудиторией, а тем более владеть ее вниманием. Наши не совсем удачные выступления не разочаровали нас, а наоборот, вдохновили. Было принято решение: итоговый зачет провести в форме выступления с подготовленной речью. Поэтому все занятия спецкурса имели определенную, осмысленную цель- подготовить речь, подготовиться самим к публичному выступлению. В связи с этим был составлен план, по которому должны были проводиться занятия. Основные положения его заключались в следующем:
1.Что такое риторика?
2. Значение риторики для общего культурного развития человека, для помощи в его профессиональной деятельности.
3. История предмета.
4. Этапы подготовки к выступлению.
5.Структура речи.
6. Личность оратора.
7. Техника произнесения речи.
8. Контакт с аудиторией.
Итак, началось серьезное изучение предмета.
Помня слова Цицерона «Поэтами рождаются, ораторами делаются», мы понимали, что нам предстоит трудный путь постижения ораторского искусства.
Любое начало предполагает знакомство. Итак, что такое риторика?
Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так: риторика- теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае. Получается, что греческое слово «риторика» и русское «красноречие» являются синонимами.
В своей речи мы будем пользоваться терминами «риторика» и «ораторское искусство»: так называют исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающие основы ораторского мастерства. Так называется наш спецкурс, и обучиться основам ораторского мастерства стало нашей задачей.
Риторическая культура есть одновременно и наука и искусство. Риторика объединяет в себе все признаки науки. Ещё античные философы Платон и Аристотель рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон классифицировал риторику как искусство «сообщения знаний». Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства, потому что умение ярко и артистично произнести свою речь более чем наполовину определяет успех оратора.
Возникает вопрос: кому нужна риторика? Думается, что на него каждый из вас ответит коротко и определенно: всем. Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая речь была бы благом. А как часто именно такую речь мы слышим на работе, на улице, по телевизору. Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Всегда бывает досадно, когда встречаешь фразу: «Нет слов выразить». Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив. Умению говорить и учит предмет «Риторика».
Обучение красноречию не только способствует становлению ораторских способностей человека, но и формированию его личности, расширению культурного кругозора за счет более глубокого знакомства с классической литературой и искусством. Как утверждали ораторы Древнего мира, «Кто перестает читать, тот перестает мыслить, а тот, кто плохо говорит, тот плохо думает».Владение данным предметом поможет человеку и в профессиональной деятельности, в частности, педагогической. Риторика способна внести в атмосферу современной школы свежую творческую струю, способную противопоставить себя «повышению учительского голоса и стучанию указкой по столу».
История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества. Зародилось и достигло наибольшего расцвета ораторское искусство в Древней Греции. Античные ораторы заложили основы риторики как науки, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.
Русская риторика имеет свои богатейшие традиции. Она возникла еще в Древней Руси: труды М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского, И. С. Рижского, А.Ф.Мерзлякова, Н. Ф. Кошанского способствовали ее развитию. Как учебный предмет была обязательной в гимназиях и университетах царской России. В советское время и как предмет, и как наука просто не существовала. А в настоящее время интерес к риторике возвращается: мы встречаем ее в расписании занятий и средних, и высших учебных заведений.
Каждому времени соответствовал свой речевой идеал. Сократ…Демосфен…Цицерон…Горбачев…Черномырдин… Популярным в народе делали оратора не столько врожденные способности, сколько тщательная, длительная подготовка к публичному выступлению.
Принято разграничивать повседневную подготовку к выступлениям и подготовку к конкретному выступлению. Что же представляет собой повседневная подготовка к выступлениям? Этапы ее можно было бы представить в форме следующего плана:
1.Самообразование;
2.Создание собственного архива;
3.Овладение техникой речи;
4. Повышение культуры устной и письменной речи;
5.Критический анализ выступления;
6.Овладение методикой публичных выступлений.
Эти конкретные пункты плана можно было бы обобщить. Ведь ораторское мастерство опирается на общий уровень культуры говорящего, на его знание теории и практики ораторского искусства, на постепенное формирование ораторской эрудиции. Понятие «эрудированный оратор» неравнозначно понятию «эрудированный человек». Первое - более общее, второе - более частное. Эрудированный оратор не только должен знать свой предмет «недурно», но и научиться говорить о нем хорошо. Итак, можно сделать вывод, что повседневная подготовка - это непрерывный процесс работы над совершенствованием своего мастерства и выработкой собственного стиля. Между повседневной подготовкой и подготовкой к конкретному выступлению имеется некоторая разница. Думаю, она будет очевидна при сравнении двух планов. С первым вы уже познакомились, а теперь представляем второй план:
1.Определение темы, название ее;
2.Формулировка цели;
3.Подбор материалов;
4.Изучение, осмысление записи прочитанного текста;
5.Выработка собственной позиции.
При одинаковой важности всех составных частей плана главным нам кажется умение определять свою позицию, делать собственные выводы.
Индивидуальность - это одно из самых главных качеств оратора. Готовясь к каждому конкретному выступлению, нужно помнить о его неповторимости и о неповторимости собственного стиля. Перед каждым оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. В композиции выделяем пять частей: зачин, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Зачин - самое начало речи. Чаще всего это этикетные формулы. Но возможно начать какой-то интересной историей, которая сразу захватит слушателей. Вступление должно быть содержательно насыщено, оно психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. В основной части содержатся факты, логические доказательства, аргументация, различные теоретические положения, анализ примеров.
Заключение- это конец, как мы помним, всему делу венец. Здесь закрепляются и усиливаются впечатления, произведенные в речи. Лучше всего запоминаются начало и конец разговора, поэтому вступление и заключение должны быть особенно хорошо проработаны и обязательно записаны полностью. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в отражении мысли, целостность содержания.
Подача материала - это одновременно простой и сложный процесс. Можно просто читать написанное, не глядя на слушателей, но тогда не возникнет контакта с аудиторией. С таким же успехом можно было бы произносить свою речь и в пустыне. Способность излагать мысли не менее важна, чем сама мысль. Один оратор способен удержать внимание сотни людей, а другого слушают из вежливости лишь несколько человек.
Если не считать подготовки к выступлению, то личность оратора является самым важным фактором ораторского искусства. Личность - это совокупность всех черт человека - физических, духовных и умственных. Поэтому оратор должен быть человеком эрудированным и хорошим исполнителем своей речи. Здесь все важно: громкость голоса, интонация, темп и ритм речи, паузы, жесты и мимика, манера держаться, поведение на трибуне. Оратор, которому удается расположить аудиторию доверительным к ней обращением, уважительным отношением, приятным голосом, приветливой улыбкой и другими средствами, несомненно, добьется успеха у слушателей, и, наоборот, пренебрежение к аудитории, неуверенность в поведении выступающего, невыразительный, бесстрастный голос вызовут отрицательное отношение к оратору и его речи со стороны аудитории.
Каждый ли может стать хорошим оратором? Да, если много трудиться и, несмотря ни на что, стремиться к успеху. А если вы познаете успех, то сможете подписаться под словами известного оратора: «За две минуты до начала выступления я готов скорее дать высечь себя, чем подняться на сцену, но за две минуты до окончания речи я готов застрелиться, чем замолчать».
Когда проходил зачетный урок, и каждый из нас выступал со своей речью, мы еще были далеки от подобного эйфорического состояния, но ощущение хорошо выполненного дела и интересной перспективы испытал почти каждый.
Комментарии: