Вы, уважаемый читатель, являетесь владельцем небольшого капитала - капитала личного времени. К сожалению или к счастью, тут нет миллионеров. Если оптимистично предположить, что вам осталось еще 50 лет активной жизни, то вы владеете капиталом в 440 тыс. часов. За вычетом времени на сон - 290 тыс. часов. При этом, в отличие от денежного капитала, капитал времени невозобновляем. Вы не можете заработать больше времени - вы можете только более или менее эффективно распоряжаться уже имеющимся.
Безжалостная статистика гласит: если вы работаете в офисе, вас отрывают от дела в среднем раз в 8 минут. Благодаря этому только в дыру мелких отвлечений утекает до двух часов в день - 12% вашего капитала. Утекает бесполезно и безвозвратно.
Мало того, что вас грабят, грабят среди бела дня, грабят нагло и беззастенчиво. Насколько эффективно вы распоряжаетесь тем немногим, что остается? Когда вы принимаете управленческие решения типа «выделить столько-то времени на такой-то проект», на какую информацию вы опираетесь? Дает ли вам ваша личная бухгалтерия достоверные данные - сколько времени на что вы тратили и какую отдачу в итоге получили?
Конечно, можно управлять и без достоверной информации. Вы едете на автомобиле, стекла заляпаны краской, зеркала заднего вида отсутствуют как класс. На основании голой интуиции вы крутите руль, но колеса поворачиваются не сразу и не всегда в ту же самую сторону. Печально, но факт - именно так большинство профессиональных управленцев управляет своим самым дорогим, чрезвычайно ограниченным и абсолютно невозобновимым капиталом - своим временем .
Пример успеха: менеджер и хронометраж
Расскажем на примере о простом методе, позволяющем наладить несложный и надежный учет расходов личного времени и выработать «чувство времени», помогающее в борьбе с его поглотителями. Пример иллюстрирует действие хронометража в ситуации, когда время менеджера расходовалось, на первый взгляд, вполне эффективно.
Немедленные результаты.«Первое - были обнаружены значительные резервы личного времени. Если бы до начала хронометража мне сказали, что у меня есть такой запас времени, который я могу использовать по своему усмотрению, я бы воспринял это как неудачную шутку, но на самом деле это оказалось реальностью. Около 2,5 часов рабочего времени ежедневно тратилось на "обработку внешних прерываний" и возврат к выполнявшейся ранее работе».
Причина наличия таких огромных резервов времени становится очевидной, если взглянуть на рисунок. В рамках методов западной школы тайм-менеджмента, ориентированной в первую очередь на планирование и контроль , выявить эти резервы значительно сложнее, чем в рамках методов отечественной, акцентирующей внимание на хронометраже и оценке эффективности . Здесь мы не будем подробно говорить о том, как бороться с этим самым страшным из офисных поглотителей времени. Отметим лишь, что отчасти это доступно человеку даже при сохранении прежнего окружения (из того же отзыва: «окружающие сами перестали отвлекать по пустякам»), но в полной мере проблема решается с помощью договоренностей в команде, корпоративных традиций и стандартов (например, право менеджера на 2 часа в день отгораживаться «красным сигналом светофора», который можно нарушать только ради дел такой-то степени важности).
Мышление, направленное на эффективность.«Второе (и наиболее важное) - я начал остро ощущать неэффективность всех происходящих вокруг процессов. Появилось так называемое "чувство времени", быстро переросшее в "чувство эффективности", немного зудящее ощущение неидеальности организации работы вокруг. Результатом явилось создание в компании вокруг себя "зоны эффективности", то есть такого жизненного пространства, попав в которое окружающие могут комфортно себя чувствовать только в том случае, если они эффективно расходуют свое и чужое время».
Созданный таким образом своеобразный «вестибулярный аппарат», отслеживающий эффективность процессов, не ограничивает область своего действия личной работой обладателя. Он заставляет по-другому взглянуть на все окружающее и зачастую сразу подсказывает способы повышения эффективности. Приведем еще одну цитату:
«В результате - время выполнения стандартных операций по отделу тестирования, к примеру, удалось сократить на 40%. Это позволило выполнять тестирование новой версии системы за 6 рабочих дней, вместо 2 недель ранее. Хотелось бы подчеркнуть, что это было достигнуто исключительно оптимизацией стандартных процессов силами самого подразделения».
Итак, хронометраж позволит вам найти резервы времени, о которых вы могли и не подозревать, а также выработать «чувство времени» и «мышление, направленное на эффективность». Что же конкретно нужно сделать для достижения необходимых результатов?
Начало хронометража: смотрим на себя в «зеркало»
Действие хронометража основано на следующем эффекте. Необходимость несколько раз в день письменно зафиксировать совершаемую работу и ее длительность вырабатывает особого рода внимание к собственной деятельности - в частности, к ее временным характеристикам. Это внимание перерастает в описанное выше «чувство времени», которое является основой для дальнейшего повышения личной эффективности.
Исходя из этого, на начальном этапе хронометража нужно ставить себе главным образом психологические задачи, а именно:
прочно включить в свой распорядок правило: раз в 1-2 часа или чаще письменно фиксировать совершаемые дела и расходы времени на них;
сделать это такой же естественной привычкой, как чистка зубов по утрам;
не пытаться предпринимать никаких решительных действий по итогам наблюдений.
Последний пункт особенно важен. Посмотревшись на себя в «зеркало» хронометража, человек, как правило, хочет побыстрее бросить это дело и продолжать по-прежнему «вкалывать как лошадь» по 5-6 часов реально плодотворного времени в сутки. Другая крайность - пытаться немедленно перестроить свою деятельность, устранить все отвлечения и т. п. При этом быстро перестроиться не получается, ко всем прочим «напрягам» добавляется еще один, усиливается стресс и т. д. Чтобы этого не происходило, к хронометражу нужно относиться очень спокойно и несколько отстраненно. Ваша задача - просто увидеть , на что тратится время, и научиться чувствовать эффективность происходящего.
Порядок фиксации расходов времени
Записывать дела и их длительности лучше всего при каждом переключении внимания. Через несколько дней, по мере выработки внимания к времени, вам будет достаточно записывать его расходы раз в 30-60 минут по памяти. К более низкой частоте записи стоит переходить только по прошествии нескольких недель, иначе вы рискуете потерять те крупицы времени, которые хорошо видны вблизи, но плохо - издали.
Отметим распространенную ошибку - попытку компьютеризировать этот этап работы. Как правило, использование специальных программ для учета времени только осложняет процесс учета. Но самое главное - эти программы накрепко привязывают вас к компьютеру. Даже если это карманный компьютер, заглядывать в него каждые 30-40 минут значительно менее удобно, чем в простой блокнотик. В результате значительная часть записей делается по памяти, не по «свежим следам» событий, а это существенно снижает результативность хронометража.
Оптимальная точность учета - 5, максимум 10, минут. Таким образом, должны фиксироваться все виды активностей, длительность которых превышает 2-3 минуты. Например, взгляд в окно, длившийся 30-40 секунд, фиксировать нет смысла. А вот разговор с коллегой, отвлекшим по мелкому вопросу на 3-4 минуты, фиксировать нужно, так как именно здесь находятся залежи полезного времени, рассыпанного мелкими крупицами.
Формы учета личного времени.Первый и самый простой способ учета - фиксация начала и окончания любого дела. Например:
Начало |
Окончание |
Вид работы |
Доп. инф. |
15:05 |
15:30 |
Встреча А |
Различные параметры дела |
15:30 |
16:25 |
Совещание |
|
Достаточно быстро вырабатывается собственная система сокращений, наиболее удобные формы табличек и т. п. Если вы предпочитаете не цифры, а рисунки, можно сделать изображающую день табличку и закрашивать в ней нужное количество квадратиков. Здесь не должно быть пределов вашему творчеству и изобретательности. Главное, чтобы способы оформления хронометража помогали вам достигать его основной цели - выработки внимания к времени.
Второй, несколько более сложный, способ учета - фиксация времени начала дела и его продолжительности. К нему стоит переходить, когда выработалась устойчивая привычка записывать все расходы времени в течение дня. Пример такого учета:
Начало |
Длительность |
Вид работы |
Доп. инф. |
15:05 |
20 мин |
Встреча А |
Различные параметры дела |
15:30 |
50 мин |
Совещание |
|
Такой способ учета помогает отследить сопутствующие непродуктивные расходы времени - например, мелкие передвижения, поиск нужных документов и т. п. Сумму длительностей всех полезных работ можно условно назвать «время нетто» , а длительность всего периода учета - «время брутто» , по аналогии с массой предмета без упаковки и в упаковке. Разность этих двух величин дает первый полезный показатель - количество «отходов времени» за день. Отношение времени «нетто» к времени «брутто» дает второй показатель - своеобразный «коэффициент полезного действия», полезного использования времени.
На начальном этапе ведения хронометража (первые 3-4 недели) более сложные показатели вам вряд ли потребуются. В дальнейшем от сплошного хронометража можно будет переходить к «прицельному», формировать собственную аналитику, создавать систему «персонального управленческого учета». Как это сделать - разговор отдельный. А сейчас о том, что может помешать вам достигнуть высоких результатов с помощью хронометража.
Почему вам захочется все это бросить?
Наиболее сильное препятствие хронометражу - динамичность управленческой работы, перенасыщенность информацией, контактами, делами. Естественная первая реакция менеджера на предложение провести хронометраж: «В течение рабочего дня мне на это отвлекаться совершенно невозможно, я для этого слишком занят».
На первый взгляд это кажется справедливым. На самом же деле на запись своих дел и их длительностей требуется в совокупности не более 10-15 минут в день. Проблема заключается в том, чтобы помнить о необходимости вести записи. Но это вскоре входит в привычку и перестает быть затруднительным. При этом небольшие остановки на время записи происходящего дают менеджеру неоценимую возможность на секунду-другую задуматься о том, что он делает. Это крайне важно, так как весь тайм-менеджмент может быть сведен к одной поговорке: «Отойдем да поглядим, хорошо ли мы сидим». Чтобы повышать личную эффективность, не нужно овладевать специальными технологиями - достаточно уделять время тому, чтобы смотреть на свою деятельность «со стороны» и думать над ее улучшением. Этот принцип верен и для больших масштабов времени, и для одного дня. Секунды, потраченные на заполнение тайм-шита, как раз и позволяют «взглянуть на себя со стороны».
Справиться с проблемой необходимости помнить о хронометраже помогут простые технические приемы. Например, можно связать заполнение тайм-шита с каждым взглядом на часы; поместить листок с данными хронометража в ближайший раздел органайзера и т. п. При этом очень важно не придавать большого значения своей забывчивости - на первом этапе она нормальна. Если вы внезапно обнаруживаете, что вот уже 3 часа не записываете то, чем занимались, не нужно огорчаться, раздражаться и бросать хронометраж. Просто начните его снова, с того момента, в который о нем вспомнили. Постепенно размеры таких «неучтенных участков» будут сокращаться и через несколько дней сведутся к нулю. Кстати, вы можете даже ввести такой показатель качества: отношение неучтенного времени к общей продолжительности рабочего дня - и отслеживать его изменения в первые дни хронометража.
Еще одна трудность связана с формами учета. Цифры могут не давать достаточно наглядной для вас картины. Тогда удобно воспользоваться «хронокартой Керженцева», названной в честь одного из видных деятелей отечественной научной организации труда 20-х годов, руководителя Лиги «Время» Платона Михайловича Керженцева.
На такой карточке вы изображаете ход дня графически. Это требует более объемных листов учета и некоторых усилий по распечатке карточек, но зато позволяет легко вести учет - просто рисуя на карточке полоски нужной длины. Кроме того, вы получаете очень наглядное изображение вашего рабочего дня. При ведении прицельного хронометража и аналитики работа с такой хронокартой будет излишней, но на начальном этапе выработки «эффективного мышления» может оказаться очень полезной.
Наконец, может создавать сложности желание немедленно что-то изменить и сомнения по этому поводу. Например, один директор дизайнерской фирмы спрашивал автора статьи после первых дней хронометража: «Иногда я часами сижу и просто пью кофе, и сейчас я недоумеваю - записывать мне это как поглотитель времени, бороться с этим? Но иногда после этого сидения приходят в голову новые идеи?» Здесь, как и в любом другом подобном случае, ответ один: не нужно пытаться резко изменить свой сложившийся рабочий стиль, сразу выяснить, «правильно ли я делаю то-то и то-то», и перекроить устоявшиеся привычки. Развитие должно быть только эволюционным . Если какие-то показатели в результате наблюдений начинают изменяться в лучшую сторону сами - прекрасно, но это пока не главная задача. Главное - получить объективную картину своего времени, а также сделать хронометраж приятной и естественной привычкой, позволяющей вам «поддерживать тонус», высокую сосредоточенность и эффективность.
Итак, ваши практические действия.
1. Распечатать нарисованную в Word табличку или просто взять чистую бумагу и начать учет своего времени. Без напряжения и попыток сразу что-то менять.
2. Фиксировать каждые 30-40 минут расходы времени с точностью до 5 минут. Если необходимость это делать забывается - не удивляться и начинать учет с того момента, в который вспомнилась.
3. Выработав у себя «чувство времени» и «чувство эффективности», наслаждаться красивыми решениями в области повышения производительности, которые будут приходить к вам сами . И радоваться жизни, которой стало больше, потому что стало больше времени , которое и есть жизнь.
Комментарии: