Оказывается, знания еще не гарантируют карьерного успеха. Куда важнее обладать коммуникативными навыками и способностью к эмпатии, что в целом составляет понятие «эмоциональный интеллект».
«Мне стыдно говорить о своем уровне IQ, в школе я был круглым троечником, - признается бизнесмен Денис. - Университет окончил кое-как, просто для «корочки», не слишком хотелось работать экологом». Сейчас Денис возглавляет собственное PR-агентство, а свой успех объясняет довольно просто: «Я умею ладить с людьми: все мои подчиненные работают не за деньги, а ради общей цели. То же самое с клиентами: я знаю, как от них добиться желаемого».
Вы никогда не удивлялись тому, что люди с незаурядным интеллектом могут годами занимать одну и ту же должность, в то время как их непримечательные коллеги делают головокружительную карьеру? Выходит, для того чтобы добиться успеха, одних знаний и аналитических способностей недостаточно.
Глупые карьеристы
Отличные оценки и 200 баллов за IQ-тест далеко не всегда становятся залогом блестящей карьеры. Средние результаты теста на интеллект не помешали Джорджу Бушу и Бараку Обаме стать президентами США. Билла Гейтса отчислили из университета за неуспеваемость, а бывший министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов в школе не вылезал из троек.
У психологов есть свое объяснение данному феномену. По мнению специалистов, решающую роль в достижении успеха играет не пресловутый IQ, а так называемый эмоциональный интеллект (EI), то есть способность человека разбираться в своих и чужих эмоциях, а также контролировать их.
Разум и чувства
Размышлять о важности эмоций в жизни человека ученые начали ближе к концу XX века, когда кризис рационального мышления стал ощущаться наиболее остро. Впервые термин «эмоциональный интеллект» был упомянут в 1990 году в одноименной публикации Питера Салоуэйя. Согласно его выводам раньше интеллект считался абсолютным благом, в то время как эмоции были задвинуты на второй план, теперь же человечество осознало важность обоих явлений. Гармоничным сочетанием двух факторов и является эмоциональный интеллект.
Самое известное исследование феномена эмоционального интеллекта было сделано журналистом New York Times Дэниелом Гоулменом. Его бестселлер «Эмоциональный интеллект» увидел свет в 1995 году. Гоулмен определяет EI как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». Автор доказывает, что успешнее и эффективнее всего работают те, кто умеет сочетать эмоции и разум.
У нас теория EI только набирает популярность. Новая экономическая ситуация заставила обратить внимание на новые способы управления сотрудниками, так как антикризисные действия зачастую приводили к сопротивлению и недовольству работников. Появилась необходимость в компетенции, которой раньше не уделялось должное внимание: умение вдохновить на более активную работу - часто без изменения материальной мотивации, - найти позитив в изменениях рынка, предотвращать и регулировать конфликты. Все эти качества связаны с эмоциональным лидерством и эмоциональным интеллектом.
Добродушный манипулятор
Гоулмен выделяет четыре составляющих эмоционального интеллекта: самоконтроль, самосознание, эмпатия и навыки отношений.
Пожалуй, самый характерный признак человека с высоким EI - доброжелательность. Он умеет контролировать негативные эмоции, что позволяет избегать конфликтов, обзаводиться полезными контактами и производить приятное впечатление на окружающих.
Также эмоционального интеллектуала отличает высокий уровень самомотивации: у него есть самостоятельно выработанная система ценностей, установки, которые он осознает и которым следует. Он прекрасно знает, почему ведет себя так или иначе в различных ситуациях, четко понимает мотивы других людей, что делает его практически неуязвимым для манипуляторов. На окружающих люди с высоким EI оказывают магнетическое воздействие, поскольку излучают оптимизм и способны погасить любой конфликт.
«Полгода назад я возглавила финансовый отдел, - рассказывает Ирина. - В моем подчинении трудились две сотрудницы. В первый же день каждый работник счел нужным предупредить меня, с какими «мегерами» мне предстоит работать. На деле все оказалось не так страшно. Да, мне попались не самые добродушные женщины, но их поведение можно было понять: они давно работали в компании, однако их заслуги никогда не отмечали. Я сделала все, чтобы выпросить для них небольшую прибавку к зарплате, не стеснялась спрашивать у них совета, всячески демонстрировала свое уважение. Теперь живем душа в душу».
Однако не стоит считать людей с высоким EI мягкосердечными и бесхребетными. Также нельзя ставить знак равенства между EI и буйным темпераментом. Эмоциональный интеллект - это умение соблюдать баланс и проявлять некоторую расчетливость в области эмоций.
Эмоции ради бизнеса
Эмоциональный интеллект необходим в любой профессии, предполагающей общение с людьми, то есть фактически в 95% случаев. Роль эмоционального интеллекта в карьерном продвижении огромна. Уровень EI свидетельствует о том, насколько хорошо мы умеем обращаться со своими эмоциями. Можно сказать, что EI - это осознанность.
Когда возникает кризисная ситуация, мы часто занимаем оборонительную позицию, обвиняя в случившемся окружающих людей или обстоятельства, что неправильно. Такое поведение говорит о том, что это человек с неразвитым эмоциональным интеллектом. Проактивный сотрудник способен вовремя остановиться, успокоиться и спросить себя, чего именно он хочет и что нужно сделать, чтобы достичь цели. Такой работник обязательно добьется успеха.
О том, насколько важны эмоции для бизнеса, свидетельствуют многочисленные примеры. Когда в отделении по страхованию жизни American Express произошел катастрофический спад продаж, эксперты призадумались. Опрос наиболее успешных сотрудников показал, что они умеют устанавливать с потенциальными покупателями доверительные отношения.
Руководство приняло к сведению эту информацию и решило ввести программу повышения эмоциональной компетентности для своих работников. Результат их не разочаровал: 90% финансовых консультантов стали работать эффективнее. А менеджеры по продажам компании L'Oreal, отобранные с помощью EQ-тестирования (тестирования на выявление эмоционального коэффициента), продают в год на 91 370 долларов больше, чем их коллеги, нанятые по другой системе.
Секрет успеха
Самый насущный вопрос, который приходится решать ученым, - можно ли развить в себе это качество. Часть экспертов придерживаются гипотезы о врожденном характере EI. Звучит такое утверждение весьма оптимистично, ведь это значит, что оставшуюся половину можно приобрести самостоятельно. Известно, что с годами уровень эмоционального интеллекта возрастает. Обычно мы называем приобретенный EQ жизненным опытом.
Чтобы ускорить процесс развития эмоционального интеллекта, нужно активно работать над собой. Западные и отечественные психологи и управленцы уже не первый год бьются над универсальной концепцией развития EQ.
Первый шаг на пути развития EI - это осознание того, какие качества необходимо развивать и что это даст: помогут ли данные навыки более эффективно взаимодействовать с клиентами и коллегами, улучшить показатели и так далее. Каждый из нас обладает этими качествами, вопрос - в какой степени. Существуют различные методики определения параметров эмоционального интеллекта. Это могут быть кейсовые задачи или тесты, а также специально моделируемые ситуации, цель которых - выявить уровень стрессоустойчивости сотрудника или его умение управлять эмоциями.
Ключ к успеху
Как развить эмоциональный интеллект? Менеджер Манфред де Врис в книге «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта» дает ряд практических советов:
- Научитесь осознавать собственные эмоции. Чаще задавайте вопрос: «Действительно ли это то, чего я хочу?»
- Управляйте эмоциями. Если вы чувствуете, что назревает конфликт и вы можете сорваться, возьмите тайм-аут, поразмышляйте и отвлекитесь.
- Активно слушайте. Необходимо полностью включаться в процесс беседы. Не стоит стесняться лишний раз уточнить, что собеседник имел в виду.
- Слушайте глазами. Умение читать язык жестов пригодится вам не только для того, чтобы понимать истинные эмоции собеседника, но и для того, чтобы самому подавать правильные сигналы.
- Адаптируйтесь к эмоциям. Ваша задача - научиться «считывать» чужие эмоции.
Что такое EI?
Эмоциональный интеллект (EI) включает в себя четыре базовые составляющие:
- Самосознание
Анализ собственного эмоционального состояния, понимание влияния эмоций на принятие решений. Адекватная оценка своих способностей. Развитие интуиции. - Управление собственными эмоциями
Открытость по отношению к окружающим, собственные принципы и ценности. Позитивная оценка ситуации, желание и умение находить решения в сложных ситуациях. - Эмоциональная чуткость
Умение прислушиваться к чувствам других людей, способность понимать чужие потребности. - Управление эмоциями других людей
Умение продать идею, нарисовать захватывающую картину будущего. Способность предотвращать и регулировать конфликты.
Проверь свой EQ
Самый известный в EQ-тест был разработан лабораторией «Гуманитарные технологии». Тест состоит из 66 вопросов, большинство которых имеет пять вариантов ответа: от «полностью согласен» до «не согласен категорически». Например:
- Я свободен от чувства вины за совершенные в прошлом ошибки и просчеты.
- Меня раздражает громкий смех.
В разделе «Распознавание эмоций» тестирующемуся придется разгадывать мотивы поведения людей в конкретных ситуациях.
Пример ситуации:Мария владеет небольшим ателье. Несмотря на недостаточное образование, ее бизнес приносит неплохой доход. Она не замужем, но у нее двое детей. Говорят, она хорошая мать, ее уважают друзья, знакомые, соседи. Когда Марии приходится бывать в гостях или на других мероприятиях, где присутствует большое количество народа, она предпочитает говорить только о детях, своем ателье и тех событиях, которые происходят в кругу ее друзей. Возможно, причина этого кроется в том, что:
1) она избегает говорить о таких предметах, как политика, экономика, социальные проблемы;
2) она считает, что дети - самый интересный предмет для разговора;
3) она хочет удержать разговор в нейтральных рамках;
4) она хочет удержать разговор в рамках своей компетенции;
5) затрудняюсь ответить.
Такой тест можно пройти в онлайн-режиме. По итогам тестирования ваш EQ-уровень может быть оценен как низкий, средний или высокий.
Комментарии: