16.06.2011 Что такое KPI (Key Performance Indicator)?

Конференция Vertex 25 марта 2013

Автор: Дмитрий Соловьев

Если спросить у 100 менеджеров по персоналу, что они понимают под сокращением KPI, то 99 из них скажут, что речь идёт о ключевых показателях эффективности. Аббревиатура KPI очень часто используется и в разговорной речи, и в публикациях и в абсолютном большинстве случаев трактуется неверно. Причин этому несколько.

 

  • Первая - менеджеру по персоналу хочется показать себе и работодателю, что, разрабатывая систему показателей для оценки какой-либо службы или должности, он руководствуется интересами бизнеса, стремится повысить эффективность работы фирмы. Таким образом, термин KPI используется как маркетинговый слоган.
  • Вторая - незнание нашими менеджерами по персоналу английского языка. В результате термину «performance» приписывается совершенно нелепое для него значение.
  • Третья - слабая экономическая подготовка менеджеров по персоналу и консультантов. Это сказывается в непонимании сути понятия «эффективность».

 

Оставим в стороне (можно сказать, на совести менеджеров по персоналу и консультантов) первую причину и постараемся разобраться со второй и третьей.

Как правильно переводится термин «performance»

Англо-русские словари дают следующие варианты перевода существительного «performance»:

  • исполнение, выполнение, действие, деятельность;
  • свершение, достижение, работа, выработка;
  • поступок, подвиг, трюки;
  • параметр, рабочая характеристика, показатели работы, производительность, эксплуатационные качества;
  • выход;
  • игра, спектакль, киносеанс, постановка, выступление, представление;
  • осуществление, поведение, финансовые результаты деятельности, результаты, результаты деятельности, результаты работы.

 

Как видим, среди перечисленного нет и намёка на эффективность. Нетрудно заметить также, что точный перевод анализируемого термина вне контекста дать трудно. На это обстоятельство указывает и Виктория Петрова, директор по персоналу UC RUSAL: «… в русском языке нет эквивалентного перевода слову performance - «количество и качество работы, которая должна быть сделана». В Америке вы просто скажете сотруднику: от тебя ожидается такой-то перформанс. Мы должны дать развернутое описание, что, собственно, мы подразумеваем, как мы видим деятельность сотрудника в организации.» («Эксперт», 2007, № 21)

На наш взгляд, аббревиатуру KPI следует трактовать как ключевые показатели деятельности или ключевые показатели результатов работы. Эти показатели можно группировать по-разному. Например, можно выделить финансовые и нефинансовые показатели. Или разбить все показатели на стратегические и тактические (оперативные). В практическом плане удобно пользоваться группировкой, предусмотренной стандартами серии ISO 9000.

Что следует понимать под эффективностью

Как мы уже указывали, желая произвести впечатление на руководителя, многие менеджеры по персоналу любой показатель деятельности своей службы называют показателем эффективности работы. К таковым, относят, например, отсутствие ошибок в заполнении трудовых книжек, своевременная подготовка отчетности. Не стоит удивляться поэтому, что, услышав о таких «показателях эффективности», специалисты, например, финансовой службы начинают смотреть на HR-менеджеров, как на людей второго сорта. Между прочим, оба названных показателя - это KPI (в значении «ключевые показатели деятельности»), но к эффективности они не имеют отношения.

От специалистов не отстают и издатели. Похоже, уже считается признаком дурного тона не использовать в названии переводной литературы термин «эффективность». При этом нещадно перевираются реальные первоначальные названия книг.

Пример 1
В 1997 году в США была опубликована книга Дэйва Ульриха (Dave Ulrich) под названием «Human resource champions. The next agenda for adding value and delivering results». В 2007 году Издательский Дом «Вильямс» выпускает перевод этой книги под названием «Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации».

Пример 2
Весной 2008 года издательство «HR Media» презентовало первую в России книгу Дональда Киркпатрика и Джэймса Кирпатрика (Donald L Kirkpatrick and James D Kirkpatrick) под названием «Как оценить эффективность тренинга. Практическое руководство». Эта книга была издана в США в 2007 году и имеет она совсем другое смысловое название: «Implementing the Four Levels: A Practical Guide for Effective Evaluation of Training Programs». Название книги на русском языке кажется особенно странным на фоне отношения Джэймса Кирпатрика к оценке самой возможности сопоставлять затраты на обучение и выгоды от него в деньгах. Джэймс Киркпатрик пишет: "Меня разбирает смех, когда я слышу, что профессиональные тренеры должны уметь показывать выгоду для клиента в терминах возврата на инвестиции в тренинг». (По материалам информационного бюллетеня компании "Процесс Консалтинг" 14 марта 2006 г.)

Пример 3
В 1998 году в США вышла книга: М.Армстронга (Michael Armstrong) и А.Бэрон (Angela Baron) под названием «Performance Management: The New Realities (Developing Practice)». В 2005 году издательство «HIPPO» выпустило перевод этой книги под названием «Performance management. Управление эффективностью работы»

Пример 4
В 2007 году издательство John Wiley & Sons выпусило книгу Д.Парментера (David Parmenter) под названием «Key Performance Indicators. Developing, Implementing, and Using Winning KPIs». В 2008 году ЗАО «Олимп-Бизнес» выпустило перевод этой книги под названием «Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей».

Подобных примеров безответственного использования терминов «эффективность», «эффективный» в названиях переводных книг можно найти не один десяток. Между тем, не обязательно хорошо знать английский язык, чтобы понять - в указанных названиях книг нет терминов «эффективность» (efficiency) или «эффективный» (effective).

Что же такое эффективность? Ответ на этот вопрос можно найти в любом учебнике по экономике фирмы. Если под рукой нет учебника, можно найти значение этого слова, используя любую поисковую систему сети Интернет. Например, с помощь сайта Yandex.ru любой желающий сможет убедиться, что эффективность это:

1 вариант: Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение;

2 вариант: Эффективность - в макроэкономическом анализе - показатель выпуска товаров и услуг в расчете на единицу затрат или на единицу затраченного капитала или на единицу совокупных затрат всех производственных ресурсов.

Если для кого-то и словари не являются авторитетным ресурсом, советуем обратиться к международным стандартам серии ISO 9000.

ГОСТ Р ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (российский вариант международного стандарта ISO 9000:2005 «Quality management systems - Fundamentals and vocabulary») содержит четкое указание на то, что результаты деятельности должны характеризоваться двумя группами показателей:

  • первая группа - показатели результативности деятельности (Результативность (Effectiveness) - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов) (п. 3.2.14);
  • вторая группа - показатели эффективности деятельности (Эффективность (Efficiency) - соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами) (п. 3.2.15).

Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 1)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий