01.06.2011Эффективное написание статей и заметок

Ранжирование рисков

О некоторых методах повышения количества вдохновения в пределах отдельно взятого субъекта

Введение

Китайцы, говорят, в свое время всем претендентам на
госдолжность задавали писать сочинение о прекрасном.
Поскольку, если человек сечет в прекрасном, он и
с поставками риса справится. И правильно.
Пишите и вы о прекрасном. Риса будет - завались.

Из статьи про веб-дизайн

Задача этой статьи - дать достаточно простую методику эффективной работы над статьями, заметками, отчетами, регламентами и прочими материальными воплощениями творческого процесса. Предлагаемая методика основана на методе ограниченного хаоса, методе структурирования внимания, психологии К.Г.Юнга и личных наблюдениях автора.

Появление такой статьи в общем тайм-менеджерском контексте нуждается в небольшом пояснении. Для чего вам, уважаемый читатель, жизненно необходимо овладеть технологией написания творческих текстов?

Во-первых, рано или поздно все равно придется писать мемуары. Конечно, если благодаря хорошей организации вашего времени и осмысленности вашей жизни будет о чем писать.

Во-вторых, обычному менеджеру и специалисту не так уж редко приходится излагать свои мысли письменно, причем временами от качества восприятия этих мыслей начальством зависит достаточно много. Надеемся, кое-что из нижеследующего поможет вам повысить удобопроходимость, скороутверждаемость и высокооцениваемость ваших отчетов и предложений.

В-третьих, выражение мысли в письменной форме развивает умение культурно мыслить. Если же человек умеет культурно мыслить, ему не нужны никакие книжки по менеджменту. Экономия личного времени налицо. А для активных участников ТМ-сообщества есть еще одна экономия времени: написание заметок позволяет выражать свои мысли с более высокой трибуны, чем скоропреходящие форумные постинги.

Наконец, в нашей жизни просто станет немножко меньше убожества и немножко больше красоты. Артемий Лебедев в одной из своих заметок о веб-дизайне с тоской вспоминает о временах, когда простой коробочкой для чая можно было любоваться, как произведением искусства. Я же с тоской вспоминаю о временах, когда можно было наслаждаться словом даже в совершенно технических или коммерческих текстах.

Впрочем, в этой статье мы не будем касаться риторики и прочих подобных материй. Вспоминаю я об этом лишь потому, что научиться писать культурно и красиво можно только при достаточной практике. А чтобы много практиковаться, нужно иметь о чем писать, и уметь делать это эффективно. Об этом-то мы и поговорим.

Выбор темы заметки

Интеллектуальное содержание

Прежде чем писать заметку, нужно определиться: что именно вы хотите донести до всего прогрессивного человечества? Какие мысли, чувства, методы, итд? В научном мире есть хороший канон оформления мысли, предполагающий ответ на следующие вопросы:

 

1.   Какую проблему я пытаюсь решить?

2.   Как ее решали до меня?

3.   В чем новизна моих методов решения по сравнению с предшественниками?

 

Например, вы хотите описать личную систему планирования времени. Попытайтесь выявить недостатки предыдущих способов или систем планирования, и показать, за счет каких ее особенностей ваша система не страдает этими недостатками. Проблемную область и новизну желательно ясно заявить в самом начале статьи и в аннотации.

Кстати, этот канон удобен не только для писателей, но и для читателей. Попробуйте взять какую-нибудь из столь распространенных ныне книжек для менеджеров, кричащих о «Новейшей Революции в Бизнесе!», «Наипередовейшей Технологии Успеха!!», «Системе Управления Фирмой, Которая Принесет Вам Миллионы!!!», и т.п. Ответьте за автора на три приведенных вопроса, и сформулируйте - что останется. В значительном проценте случаев - пшик, цветная обертка.

Эмоциональное содержание

Если вы действительно убеждены в нужности, пользе, удобстве того, что вы предлагаете, постарайтесь передать этот настрой читателям. Большинство проблем в тайм-менеджменте - не столько технологического свойства, сколько психологического. Все знают, что нужно делать то-то и так-то. Проблема - заставить себя это делать. А еще лучше - делать это так, чтобы процесс был приятен.

Пример. Многие знают про десятипальцевую слепую печать и в принципе понимают, что ее освоение дало бы им значительный прирост эффективности. Проблема - нужно собраться, решиться, начать в конце концов… Материалов на эту тему, сообщающих все необходимые технологические подробности, много. Посмотрите на заметку «Как и зачем научиться слепой десятипальцевой печати?» С технологической точки зрения ничего особо нового там нет. Но есть достаточно большое эмоциональное, мотивирующее содержание - благодаря описанию реального собственного опыта, собственных ощущений при обучении. Результат (цитата из одного письма):

А скажи мне Глеб, неужто действительно возможно научиться так печать??

Ты своей рассылкой затронул какие-то внутренние струны моей души....

Я ужасно ленив :-(( Но може и мне попробовать???

Другой пример высокомотивирующих на эмоциональном уровне текстов - заметки Олега Смирнова. Их же, кстати, можно иметь в виду как образец удобочитаемости и наглядности.

Замечу, что не стоит пытаться каким-то искусственным образом усиливать эмоциональное содержание своих заметок - это обязательно будет звучать фальшиво. Каждый человек эмоционален по-своему - один размахивает руками и восторженно кричит, другой слегка улыбается прищуром глаз. Проще говоря, будьте в заметке самим собой, используйте наиболее органичные для вас формы самовыражения - шутки юмора, если таковые вам удаются, суровые отповеди оппонентам, если этот стиль вам кажется более уместным, или просто суховатое изложение фактов и идей.

Методы написания заметки

В зависимости от серьезности ваших намерений определитесь: должна заметка быть написана экспромтом, проще говоря, с налету, или быть результатом долгого неторопливого размышления. Разница достаточно условная.

Экспромтом имеет смысл писать тогда, когда большинство мыслей по тематике заметки у вас уже выношены, выстраданы, и прямо таки рвутся наружу. Остается только поймать их, вывалить на бумагу и привести в презентабельный вид. Например, эта статья написана экспромтом - но экспромту предшествовали полгода работы с авторами из ТМ-сообщества, что дало некий готовый набор мыслей. Итак, экспромт:

накопление мыслей -> решение написать -> написание

Протяженно во времени стоит писать тогда, когда вы еще только поставили себе задачу, но у вас нет готовой стаи мыслей, жаждущей вырваться и напасть на окружающих. Здесь мысли придется копить, придумывать, тщательно вынашивать. Последовательность действий приобретает вид:

решение написать -> накопление мыслей -> написание

Написание экспромтом полезно в случае, если заметка не очень большая, вы горите идеей, жаждущие вырваться мысли складываются в целые пассажи, итд. В таком случае бывает эффективнее написать ее, не откладывая.

Пример. Около 25.12.2001 автору настоящей статьи пришла в голову мысль: неплохо бы поздравить ТМ-сообщество и всех посетителей сайта с Новым годом, подвести итоги и все такое. Идея понравилась, сразу родились какие-то мысли, фразы, итд. Вместо того, чтобы сесть и сразу за час-другой написать заметку, была использована схема работы с большими статьями: заведены бумажки А6, заполнены мыслями, отложены в подобающие папки, заведен постер-напоминалка в органайзере, и т.д. В результате мысль о заметке несколько дней занимала какой-то кусочек в голове, суммарный уровень назойливого жужжания несделанных дел был выше, количество дел с жестким deadline'ом было на единицу больше (нота бене: вот так рождается стресс у представителей совершенно разных профессий). Причем за эти несколько дней новых мыслей почти не родилось, а вот эмоциональное качество заметки, бывшее в данном случае как раз важнейшим, скорее снизилось, чем повысилось, поскольку написана она была не в момент начального вдохновения, а уже в спокойном состоянии.

Как писать экспромты - примерно понятно. Садимся, открываем новый документ в Word, включаем музыку, подходящую к тематике заметки, набрасываем грубый план - и пишем, по ходу уточняя план и корректируя структуру уже написанного. При продолжительном написании нужна более сложная процедура, которой посвящен следующий раздел.

Вынашивание текста

Ограниченный хаос мыслей

Инструментарий. Для начала стоит прочитать статью «Метод ограниченного хаоса», версия Professional (особое внимание разделу «Выращивание мыслей»), и заметку Олега Смирнова «Картотека нужна приличному человеку». Дальше все просто - заводите картотеку, или TheBrain, или просто блокнотик, и начинаете заносить туда мысли, касающиеся темы.

Первая группа мыслей. Сперва попытайтесь поставить задачу, как это описано в разделе «Выбор темы заметки». Набросайте основные мысли, факты, и т.д. Заносите все это в соответствующее «место хаоса» (структурировать внутри, например по разделам заметки, вряд ли нужно - это скорее помешает творческому процессу, чем поможет).

В частности, может быть очень полезным написание экспромтом первого варианта текста заметки, если вы достаточно неленивый для этого человек. Польза в том, что одно дело просто накапливать мысли, другое дело - начать оформлять эти мысли в нечто целостное. Процесс оформления в целостность часто порождает много новых мыслей. «Облегченный вариант» того же действия - разбор, просмотр уже накопившихся карточек с мыслями. Сталкиваясь между собой, старые мысли порождают новые.

Особо отмечайте мысли, относящиеся к названию, началу, завершению и аннотации к заметке. Поскольку это наиболее важные ее элементы, обдумывать их содержание нужно на всем протяжении работы. Хотя окончательный вариант формулируется, естественно, в последнюю очередь.

Собирание самопоявляющихся мыслей. Ваш мозг - это кит, непрерывно пропускающий сквозь себя тонны воды ради килограммов планктона. Нужно сделать так, чтобы вы могли среди неважного для заметки планктона увидеть важный, отловить его и посадить в ваш ограниченный хаос. Как это сделать?

Применим метод структурирования внимания. Создайте соответствующую заметке напоминалку в зоне своего не слишком близкого внимания - например, где-нибудь на полях графика дел на неделю, так, чтобы хотя бы раз в несколько дней вспоминать о заметке. Благодаря такому нахождению этой задачи в поле вашего зрения вы не пропустите мыслей, фактов, цитат, которые могут пригодиться в процессе вынашивания и написания заметки. Записывайте все эти полезные «кусочки информации» и кладите в «место хаоса». Замечу, что в «месте хаоса» желательно создать избыток информации, чтобы при написании текста заметки было из чего выбирать. Даже те мысли, которые в заметку явно не войдут, могут пригодиться - порождая новые мысли при столкновении с соседями.

Содействие самопоявлению мыслей. Общий способ повышения эффективности «места хаоса» - пропускание через него большого количества информации. Вспомним синергетику: чтобы в хаосе что-то самоорганизовывалось, система должна быть открытой. В нашем конкретном случае это означает поиск информации, которая может навести вас на новые мысли по тематике заметки. Нота бене: не информации, которую вы включите в заметку, а информации, благодаря которой у вас родятся новые мысли по вопросу. Рефераты и компиляции, на мой взгляд, к творческим текстам не относятся, и уж во всяком случае на тайм-менеджерском сайте они не нужны. Хотя отдельные мысли, цифры, факты, приведенные в качестве иллюстрации, могут очень украсить заметку.

Далее, есть смысл разделить темы заметки на понятные для вас, в которых остается только оформить мысли, и проблемные, в которых нужно дополнительное исследование. Для проблемных тем можно наметить программу развития своих представлений. Первый наиболее естественный способ - поиск в интернете по подходящим ключевым словам. То, что вы найдете, вряд ли даст вам ответы на ваши вопросы, но может натолкнуть на полезные мысли. Есть смысл применить, естественно, и другие способы сбора дополнительной информации. Но нас в первую очередь интересует порождение собственных мыслей, поэтому дальше мы скажем о том, как можно активизировать свою творческую активность самостоятельно и с помощью окружающих.

Использование возможностей подсознания

Пока ваше сознание работает с одним объектом, предсознание - с семью-восемью, подсознание обрабатывает огромное количество информации. В частности, это может быть и та проблема, о которой вы хотите написать в своей заметке. Наиболее общий способ использования возможностей подсознания следующий: поработать какое-то время над проблемой, нагрузиться информацией по вопросу - и радикально переключиться на что-то другое. Например, позаниматься спортом, сознательно ни о чем не думая. Или просто пройтись по улице. Или заняться активной умственной (или эмоциональной, или духовной) работой в совершенно перпендикулярном направлении.

Поясним пользу этой «перпендикулярной» работы. Г.С.Альтшуллер в «Алгоритме изобретения» (М., 1973) приводит схему совершения научных открытий акад. Кедрова, объясняя роль научно-фантастической литературы в развитии творческого мышления изобретателя (мы даем схему в несколько упрощенном виде). В поисках решения задачи мысль человека движется от фактов к обобщениям, к выявлению некоторой закономерности. На этом пути как правило присутствует психологический барьер, связанный с прежними представлениями (обозначен небольшой вертикальной линией). Для преодоления барьера нужен трамплин ( Г ), в качестве которого обычно выступают случайные ассоциации, появляющиеся при пересечении линии а с другой линией мыслей b. Альтшуллер утверждает, что научно-фантастическая литература хорошо работает в качестве линии bпри поиске технических решений . От себя добавлю: не только технических. Естественно, только хорошая НФЛ, типа Стругацких, Лема, Азимова - такая, в которой можно найти много нетривиальных ходов мысли и чувства, а не синхроциклоквазитроны с мегабластернавигаторами. Кроме того, для активизации мысли и снятия стереотипов в области менеджерской тематики может быть полезной литература, моделирующая политические, экономические, предпринимательские процессы («Основание» Азимова, «Обитаемый остров» Стругацких, антиутопии Оруэлла, Хаксли, Замятина, Ефремова, обе книги про Остапа Бендера, и т.д., и т.п.)

Еще одна важная задача переключения - дать подсознанию возможность переварить информацию, чтобы сознательный поиск решения не мешал подсознанию выдать ответ. Лучше всего вообще забыть о той проблеме, которая вас беспокоила, имея, впрочем, под рукой блокнотик для записи внезапно появляющихся (как правило, в самой неподходящей обстановке) мыслей.

Наиболее типичная ошибка здесь - позволить мозгу пережевывать одни и те же мысли, вновь и вновь пытатся решить проблему на уровне сознания. Эта «имитация бурной деятельности» мозга как правило довольно легко вычисляется. Она абсолютно неплодотворна (наоборот, ведет к усталости), поэтому с ней нужно бороться переключением внимания на другое дело.

Подобного же рода «делегирование» проблемы подсознанию действует на уровне больших интервалов времени - например, недели, месяца. Наиболее эффективны такие переключения для сложных проблем, в частности таких, как рождение имени для нового продукта, и т.п. Такого рода проблемы характеризуются особенно сильной «дискретностью» решения - его можно или видеть, или не видеть, но нельзя разбить проблему на кусочки и решать по частям. Подробнее о технологии решения этих проблем см. статью о непрожективном подходе. Здесь только заметим, что именно для такого рода проблем бывает удобна схема:

неделя активной работы над проблемой -> неделя переключения, забыли о проблеме -> родилось решение.

Использование интеллектуальных ресурсов окружающих

Трудно переоценить значение этого способа получения дополнительной информации и рождения новых мыслей. Привлекать других к решению собственных проблем, естественно, нужно грамотно. Например, если вы приходите на тайм-менеджерский форум и спрашиваете «Есть проблема: нет четких технологий расстановки приоритетов. Кто подскажет, что делать?» - вам может ответить только очень неленивый человек, страшно заинтересованный этой тематикой.

Правильная постановка подобных вопросов должна быть такой, чтобы другим было интересно включиться в дискуссию. Например:

«Задался я вопросом: как бы сочинить технологию расстановки приоритетов? Думаю, нужна табличка, с помощью которой можно оценить сравнительные доходы от каждого дела, например так-то и так-то. Но при этом непонятно, как можно сравнить величины такие-то и такие-то. Пробовал вот с этой стороны зайти, но что-то не вытанцовывается. Какие будут мысли по этому поводу? И еще: поделитесь опытом please, кто как приоритеты расставляет - все на автопилоте, или есть методики?»

Обратите внимание, что здесь задающий вопрос не перекладывает свою проблему на других, ожидая, что ему дадут готовое решение. Первый шаг он делает сам, не просто озвучивая проблему, но предлагая варианты решения. То есть работает не по схеме «Мне очень-очень надо, дайте пожалуйста!», а по схеме «Я делаю, пробую, грызу проблему так-то - помогите взглядом со стороны, свежей мыслью и пинком в нужном направлении».

Другой вариант - внести в вопрос некоторую провокационность. Помните, у Виктора Суворова в «Аквариуме» - вербуя инженера секретного завода, герой в беседе на вольные темы по какому-то поводу роняет: «Мне кажется, твердотопливные ракетные двигатели применяться никогда не будут». В результате пациент разражается лекцией на различные интимные для ракетной промышленности темы. В рукаве героя, естественно, спрятан микрофон. А теперь представьте, что герой поставил бы вопрос так: «Расскажи мне что-нибудь про ракетные двигатели?» Удивительно, но факт: большинство задаваемых на форумах вопросов ставится именно в такой форме. Вспоминается великолепный обмен постингами на ныне покойном форуме БКГ (цитирую по памяти, заглавные советские буквы обозначают порядковые номера участников):

А: Господа! Предлагаю обсудить тему факторинга!

Б: Зачем?

В: Хочет

Г: Класс!

Д: Наберите в Яндексе слово «факторинг» - он завалит вас ссылками.

Итого: не относитесь к местам дискуссий иждивенчески. Вносите свой вклад, и тогда получите ответное усилие участников. Вообще, тема эффективности коммуникации, ведения плодотворных дискуссий заслуживает отдельной заметки. Поэтому сейчас ограничимся сказанным о правильной постановке вопросов, а также ссылкой на переписку А.А.Любищева о культуре спора.

В завершение темы вынашивания мыслей замечу, что обеспечивать себе обратную связь окружающих - друзей, знакомых, тайм-менеджерского сообщества, полезно на всех этапах работы над заметкой. Причем как по отдельным мыслям или проблемам, так и по общей организации работы: в том ли направлении я движусь, насколько актуальным окажется то, что я делаю, итд.

Рождение текста

Когда нужно переходить от вынашивания текста к рождению? Вспомним Эдгара Шейна: «…биолог будет исходить из того, что ребенок должен вынашиваться в течение девяти месяцев, менеджер же будет настаивать на сокращении этого срока до шести месяцев, обусловленном экономическими интересами компании». Если плод созрел, то при трясении дерева он сам легко и непринужденно свалится в корзину. Если же не созрел, вам придется долго мучиться, чтобы его стряхнуть, но от этого он не станет менее зеленым и кислым. Как определить степень готовности текста к рождению? Вряд ли можно назвать какие-то формальные критерии. Если это действительно ваше родное долгожданное дитя, вы почувствуете, когда ему пора появиться на свет.

Итак, нужная масса мыслей скопилась. И здесь я должен обратить внимание на один тонкий момент, связанный с целостностью конечного продукта. Если вы просто вывалите все карточки с мыслями на стол, расположите их в нужном порядке и начнете переносить мысли на бумагу - велика вероятность того, что результатом будет лоскутный ковер, а не единое стройное целое. Мысли рождены в разное время, в разном состоянии ума и души, и поэтому механически состыкованные воедино, целостности, стройности, гармонии - не создадут.

Более эффективным мне кажется следующий метод. Вы просматриваете весь накопившийся материал и набрасываете общий план заметки. Степень детальности плана зависит от того, насколько вы вообще склонны к планированию своей деятельности, насколько вам комфортно работать по плану. План, кроме основных разделов и тезисов, может содержать также информацию типа «не забыть» - например, в таком-то пункте упомянуть пример такой-то фирмы, а по такому-то поводу привести такую-то цитату.

Дальше вы откладываете свои бумажки с мыслями и начинаете писать заметку «из головы», заглядывая в ваш план и в источники, которые нужно процитировать дословно. Таким образом, вы создаете единый целостный текст, произносите его заново, наращиваете плоть живого слова на скелет основных тезисов - а не стыкуете мертвые кусочки, старые, уже оформившиеся мысли и выражения.

Когда статья написана, до всякой шлифовки и прилизывания можно вернуться к карточкам с мыслями, просмотреть их, если что-то упущено - добавить в статью. Здесь вы поймете, что имеется в виду под целостностью текста: есть мысли, которые очень хочется упомянуть, но которые совершенно не влезают, не втискиваются, не прилепляются к уже сложившейся целостности, не хочет она их в себя принимать. Формальные критерии целостности текста так же трудно назвать, как и критерии «выношенности», но на этом этапе целостность чувствуется не менее уверенно и безошибочно. Если мысли очень хороши, можно или слегка поковеркать скелет целостности и ее логику, или попытаться провезти их на правах безбилетных пассажиров в «месте хаоса» заметки. Это может быть и специально выделенный раздел, и заметки на полях, как у Дмитрия Кирсанова в «Веб-дизайне», и какие-нибудь вставки, врезки, и т.д.

Структура заметки

Структура «в длину». Это обычное деление на главы, разделы, и т.п. На схеме оно обозначено идущими слева направо стрелками. При организации материала в этом направлении нужно стараться сохранять единообразие устройства частей, а также иметь в виду удобство разбиения для публикации на сайте (желательна возможность осмысленно разбить текст на части размером в 1-2 экрана каждая).

Структура «в глубину». Это структурирование внимания читателя, помощь ему в стратегии продвижения по тексту, выделение наиболее важного. Кроме заголовков, этому служат различные абзацные отступы, цвета шрифтов, итп. Все это должно применяться предельно экономно: во-первых из эстетических и эргономических соображений, во-вторых т.к. не все возможности Word можно без лишних проблем реализовать в html, т.е. в формате публикации на сайте. Стоит помнить, что информацию несет только заметное отличие, а если этих отличий много, они информацию нести перестают. Какое одно слово вы сочли бы главным в этой фразе, если акцентировал я внимание на НЕСКОЛЬКИХ, желая всячески подчеркнуть свою мысль? Помните притчу про мальчика-пастуха, несколько раз от скуки дававшего ложную тревогу? Когда появились настоящие волки, жители деревни сочли его тревогу очередной провокацией и продолжали мирно спать, пока волки резали овец. Любое выделение в тексте - это некоторый знак тревоги, или, если угодно, приправа, не дающая ослабнуть вниманию, управляющая его переключениями. Еда невкусна и при недостатке приправ, и при избытке.

Структура заинтересовывания. Если вы пишете текст для читателя, а не исключительно ради самовыражения, есть смысл подумать о том, как заинтересовать его и побудить на чтение. Здесь речь не столько о каком-то популизме и завлечении (что легче всего делается игрой на примитивных биологических инстинктах, см. почти любой баннер), сколько о поддержке принятия решений. Вы должны помочь читателю решить, стоит ли ему читать всю статью или такую-то ее часть. Здесь может помочь метафора стаканчика с мороженым. Наиболее заметна ягодка наверху, некий завлекающий элемент. Затем - мороженое, которое пользователю предлагается съесть по итогам осмотра ягодки. И наконец, стаканчик, который можно съесть, если тема глубоко заинтересовала, а можно и выкинуть без большой потери вкуса.

Ягодкой может быть название, эпиграф, первый абзац, и т.п. Полезно бывает разбивать заголовок на информативную и заинтересовывающую части. Например, информацию несет заголовок, привлекает внимание эпиграф. Или заголовок завлекает (провоцирует, заставляет задуматься…), а подзаголовок информирует. Дивный пример попался на глаза совсем недавно. Эпиграф - отрывок из «Незнайки на Луне», о том, как Пончик залез в ракету, нажал в лифте не на ту кнопку, вместо нижних этажей заехал на верхние, долго ходил в темных помещениях, пока наконец не нажал большую кнопку посередине, которая, как он думал, включала свет (кнопка на самом деле запускала ракету на Луну). Книга - вполне серьезная по стилю и содержанию, В.Головач, «Дизайн пользовательского интерфейса».

Мороженое - основной текст, о нем много говорить не нужно. Стаканчиком могут быть различные примечания, комментарии, подробности, статистические данные, и т.п. Естественно, для текстов разного жанра элементы «стаканчика с мороженым» будут разными. Например, вы пишете достаточно серьезный текст консультантского типа, т.е. среднего между менеджерским «делай раз, делай два, пожинай успех» и научным «в свете всеобщей теории всего, с учетом локальной теории частного, что было бы, если бы?..» Структура вашего текста может быть примерно такой:

Ягодка: «Типичная проблема, с которой сталкивается менеджер при попытке…»

Мороженое: «Помочь в решении этой проблемы может дисциплина Х, рассматривающая вопросы А, Б, В… , и предлагающая методы A, B, C…, реализованные в технологиях a, b, c…, которые можно применять так-то и получить от этого такой-то эффект».

Стаканчик: «Тонкости, могущие возникать при применении… Предметом отдельных публикаций должны стать аспекты… Более подробно с основами дисциплины Х можно ознакомиться по трудам отцов-основателей таких-то…».

Соответственно, чем ближе текст к научному, тем более вся иерархия завлекательности сдвигается в сторону суховатой информативности. И наоборот, чем ближе текст к менеджерскому, мотивирующему и дающему ясные алгоритмы, тем больше внимания нужно обращать на эмоциональные и заинтересовывающие факторы.

Технические средства структурирования внимания. Наиболее простыми и удобными средствами являются полужирный шрифт и курсив. Так как полужирный шрифт хорошо виден издалека и привлекает к себе внимание, его лучше применять для выделения значимых участков текста, например абзацев, создавая удобную систему «навигации» по статье. В середине абзаца лучше использовать курсив, который менее заметен до непосредственного столкновения с соответствующим словом и поэтому не мешает размеренному движению по тексту.

Механизм стилей в Word. К сожалению, он незнаком многим пользователям, что отнимает у них массу лишнего времени. Сравните два алгоритма действий при выделении заголовка:

1. Меняем шрифт, например, на Arial, кегль на 16, делаем шрифт полужирным курсивом. Так повторяем с каждым заголовком. При необходимости изменить внешний вид заголовков проделываем соответствующую операцию опять же над каждым заголовком.

2. В окошке стилей вместо «Основной текст» ставим «Заголовок 1» (или Заголовок 2, 3…) для каждого заголовка соответствующего уровня. Если стандартный формат этого заголовка ( Arial, 14 pt, bold) нас не устраивает, или если мы решили внести изменения во все заголовки соответствующего уровня сразу, выделяем один из них, форматируем (например, меняем кегль на 16), идем в окошко стилей и просим присвоить заголовку тот стиль, который у него уже был. Word уточняет: вы хотите, чтобы все заголовки сооответствующего стиля стали такими же, как этот? Отвечаете утвердительно - и все соответствующие заголовки в документе приобретают желаемый вид. Тайм-менеджмент, однако!

Этот метод применим не только к заголовкам, но и к другим элементам текста, например таким образом можно задать отступ слева для примеров, и т.п. Заметим, что при использовании заголовков желательно соответствие их порядка структуре текста (Заголовок 1 для названия, Заголовок 2 для названий основных разделов, Заголовок 3 для подразделов, и т.д.)

Примечания. Обычные word'овские примечания в html реализуются в виде гиперссылок, что создает пользователю порядочное количество дополнительных неудобств. Поэтому лучше обойтись без них, поместив нужные пояснения прямо в тексте в скобках, или в конце разделов.

Иллюстрации. Здесь свобода вашего самовыражения должна ограничиваться, кроме самоочевидных эстетических и смысловых, следующими обстоятельствами: чем больше по размеру картинка, тем менее вероятно, что читатель ее в итоге увидит (может просто не дождаться загрузки). Поэтому схемы и черно-белые картинки, вообще говоря, предпочтительнее полутоновых и цветных. Кроме того, полезно познакомиться с форматами GIF и JPEG (с помощью команды SaveAs в вашем графическом редакторе), и выяснить, в каком из форматов та или иная иллюстрация будет меньше «весить». Стилю сайта IMPROVEMENT.RU близки черно-бело-серые схемы и картинки, которые удобно рисовать средствами Word, т.к. они наглядны, просты, эргономичны. Но это скорее пожелание, чем требование.

Введение, выводы, аннотация. Это, пожалуй, наиболее важные средства поддержки принятия решений пользователем. Из аннотации и введения читателю должно быть достаточно легко понять, нужен ли ему предлагаемый вами текст. В частности, может быть полезным сказать несколько слов о себе, чтобы читатель понял, с кем ему придется иметь дело в ближайшие полчаса.

Во введении стоит также наметить основные задачи статьи, основные проблемы, в решении которых может помочь читателю предлагаемая информация, и т.п. Полезно также как-то обозначить «карту боевых действий». Например,

Основная задача настоящей заметки - помочь менеджеру в решении проблемы «как быстро припарковаться, когда опаздываешь, а парковаться негде». Пятнадцатилетняя работа автора в столичном ГАИ-ГИБДД дала ему богатый материал для выработки рекомендаций по этому вопросу.

Основное отличие нашей заметки от других подобных: мы не даем общих и очевидных советов («чтобы всегда находить место для парковки, хорошо знайте родной город и внимательно смотрите по сторонам»). Все предлагаемые методы конкретны, не очевидны с первого взгляда, а также содержат рекомендации по их применению, так что вы можете подобрать для себя наиболее подходящие.

В первом разделе заметки мы наметим основные подходы к решению обозначенной проблемы, в зависимости от различных внешних обстоятельств и внутренних склонностей водителя. Во втором разделе будет дан ряд практических советов по тонкостям применения описанных методов, в частности с точки зрения устройства мышления среднестатистического работника ГИБДД. Наконец, в третьем разделе мы наметим перспективы развития темы облегчения жизни автомобилиста в свете достижений отечественного тайм-менеджмента.

В заключение введения мы хотели бы поблагодарить… и т.д.

Кстати, о благодарностях. Если вы пишете заметку для сайта IMPROVEMENT.RU, вряд ли стоит благодарить Глеба Архангельского за живейшее участие в ее судьбе, иначе вскоре сайт превратится в какой-то сплошной культ личности. Вот если отдадите ее для публикации в журнал, или еще на какой-нибудь сайт - благодарите сколько душе угодно, не забыв кроме того и все тайм-менеджерское сообщество.

Аннотация должна содержать примерно ту же информацию, что и введение, но более сжато, не больше абзаца. Полезно также продумать концепцию рисунка, который будет сопровождать аннотацию на сайте.

Выводы могут быть полезны, если в задачи статьи входило доказательство, исследование, выяснение вопроса - т.е. если вы не просто информируете, но ведете читателя по какому-то пути. Итоги этого пути стоит обозначить. Примерно то же значение, что и выводы, для текстов практического характера имеют краткое повторение основных принципов, рекомендации по практическому внедрению описанных методов, и т.п.


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 2)





Комментарии:

Татьяна , 22.12.2011 21:18
Огромное спасибо за такую информацию.
Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий