По мнению Консультантов, действующее российское законодательство в области бухгалтерского учета не удовлетворяет основным требованиям пользователей финансовой отчетности предприятий. Истоки расхождения между желаемой и существующей информацией следует искать в истории возникновения российского законодательства в области бухгалтерского учета. Первоначально оно было ориентировано на нужды командно-административной системы, удовлетворяло общественному характеру собственности и являлось базой для государственного управления экономикой. Главным потребителем бухгалтерской информации являлось государство в лице отраслевых ведомств и министерств, а также органов государственного планирования и статистики. В связи с этим, основная задача, которая ставилась перед системой финансовой отчетности, заключалась в выявлении отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций 1.
Переход предприятий на МСФО предоставит новые возможности как самим предприятиям, так и государству в целом. Причем основные стимулы этого перехода можно разделить на две главные группы: микроэкономические и макроэкономические.
1.1. Микроэкономические факторы
В качестве микроэкономических стимулов можно выделить следующие преимущества, которые получат предприятия при использовании новых стандартов финансовой отчетности:
- Рост рыночной капитализации;
- Выход на зарубежные рынки капитала;
- Снижение цены привлекаемого капитала;
- Возможность частичного использования информации для принятия управленческих решений;
Предварительные результаты проведенного опроса показывают, что на решения компаний, составляющих отчетность в соответствии с МСФО, в основном влияли вышеперечисленные факторы.
Далее Консультанты подробно рассмотрят и разъяснят микроэкономические факторы перехода на МСФО.
Рост рыночной капитализации
Согласно мнению большинства экспертов в области рынка ценных бумаг, акции многих российских компаний недооценены по сравнению с акциями сопоставимых европейских компаний. Одним из главных объяснений этого является разница в применяемых стандартах финансовой отчетности. В частности, по-разному трактуется одна из главных характеристик финансовой отчетности - надежность информации. В соответствии с МСФО информация надежна, если она не содержит существенных ошибок, и пользователи могут положиться на нее. Согласно же ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», достоверной считается отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным нормативными актами системы регулирования бухгалтерского учета. Это требование явно недостаточно для получения достоверной финансовой информации. Следовательно, переход на МСФО повысит доверие инвесторов к российским компаниям, что отразится в росте их рыночной капитализации.
Выход на зарубежные рынки капитала
Одним из основных препятствий для роста российских компаний на сегодняшний день является нехватка капитала. Причем возможности привлечения финансовых ресурсов внутри России практически исчерпаны: компании сталкиваются либо с высокими процентными ставками, либо с краткосрочными кредитами, ощущается острая нехватка «длинных денег» в экономике. В связи с этим особенно привлекательны западные рынки капитала с относительно более низкими процентными ставками и наличием долгосрочных кредитов. Но пока этот источник финансирования практически недоступен для большинства российских компаний. Когда предприятие решает выйти на зарубежные рынки капитала, оно сталкивается с требованиями кредиторов по предоставлению качественной финансовой информации. Ключевым здесь является требование предоставления финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Дело в том, что западные финансовые институты не в состоянии оценить финансовое положение заемщиков, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период и, следовательно, изменение финансового состояния исходя из информации, подготовленной согласно РСБУ.
Например, для предоставления кредита российскому предприятию, Европейский банк реконструкции и развития требует:
- Предоставить заверенную аудитором годовую финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО;
- Поддерживать определенный уровень финансовых коэффициентов, рассчитываемых на основе данных МСФО;
- Обеспечить адекватную работу систем учета затрат, бухгалтерского учета и управления информацией, достоверно и точно отражающих финансовое состояние компании и результаты ее деятельности.
Аналогичные требования предъявляют также МВФ и Всемирный банк.
По этой причине многие российские компании уже сейчас начали создавать и внедрять процедуры составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Среди них можно выделить таких лидеров российской экономики, как РАО «ЕЭС России», «Газпром», «Транснефть», МПС России, «Ростелеком», «Красный Октябрь» 2.
Кроме того, большинство европейских фондовых бирж и регулирующих органов обязывают компании предоставлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, а Европейский Союз недавно объявил о намерении сделать МСФО обязательным для 6 700 компаний, котируемых на биржах ЕС, а также для всех компаний, выпускающих проспекты эмиссии ценных бумаг.
Снижение цены привлекаемого капитала
Российские компании, которые пытаются выйти на зарубежные рынки капитала, часто сталкиваются с высокими процентными ставками по привлекаемым займам. По мнению Консультантов, причины этого следует искать в существенных рисках для кредитора, связанных с непрозрачностью финансовой отчетности российских компаний. Исходя из существующей системы бухгалтерского учета в России, невозможно оценить реальное финансовое состояние фирмы, а, следовательно, возникают повышенные риски предоставления кредитов, что ведет к росту цены привлекаемого капитала.
Составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО дает более достоверную и объективную картину состояния предприятия. Таким образом, переход российских компаний на МСФО позволит снизить цену привлекаемого капитала, что повысит их конкурентоспособность и снизит расходы.
Информация для принятия управленческих решений
Одним из главных стимулов перехода на МСФО часто называют возможность выхода на мировые финансовые рынки. Однако это в большей степени относится к крупным компаниям, для остальной части российских компаний интерес заключается в ином. Применение МСФО позволяет обеспечить менеджеров информацией, которая значительно повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться с рынком и акционерами, укрепляет систему корпоративного поведения, а, следовательно, и доверие к менеджменту 3.
В России бухгалтер традиционно выполняет такие функции, как сбор и регистрацию информации о хозяйственных операциях, имевших место в отчетном периоде. Однако в соответствии с МСФО бухгалтерский учет понимается гораздо шире. Помимо чисто счетоводческих функций, бухгалтер отвечает за представление финансовой информации в таком виде, который позволяет руководителям принимать решения, осуществлять контроль и планирование. Бухгалтер использует свое профессиональное суждение при расчетах различных показателей (например, при определении срока полезного использования объектов основных средств, размера убытка от неразрешенного судебного иска, величины отложенных налогов, дисконтированной стоимости предстоящих пенсионных выплат сотрудникам предприятия и т.п.). Как видно из приведенных примеров, бухгалтерский учет по МСФО предусматривает раскрытие информации, ориентированной на будущие периоды хозяйственной деятельности, в получении которой заинтересованы не только профессиональные участники фондового рынка, но и менеджеры компаний, в частности, при заключении контрактов с зарубежными партнерами.
1.2. Макроэкономические факторы
Среди основных макроэкономических стимулов перехода на МСФО можно выделить следующие:
- Приток иностранных инвестиций в экономику России;
- Большая прозрачность российских компаний и, как следствие, улучшение имиджа российского бизнеса за рубежом;
- Более глубокая интеграция экономики России в систему мирохозяйственных связей;
- Улучшение качества статистической информации и возможность ее сопоставления.
Приток иностранных инвестиций
Согласно мнению большинства экономистов, основным фактором, сдерживающим рост российской экономики, является недостаточный приток инвестиций в частный сектор. Уже сейчас доля полностью изношенных фондов достигает 19,8% от общего объема основных средств предприятий, причем средняя по промышленности степень износа составляет 52,4% 4. Для обновления технического парка у большинства фирм не хватает собственных средств, а на рынке заимствований они сталкиваются с высокими процентными ставками.
Переход России на МСФО повысит конкурентоспособность российских предприятий на мировых рынках капитала. МСФО предоставляет инвесторам более качественную информацию о финансовом состоянии предприятия и позволяет принимать верные решения о размещении средств. Следовательно, после введения в России МСФО можно ожидать увеличения объема иностранных инвестиций в экономику России, что позволит провести техническое перевооружение российских компаний, которое приведет к росту производительности труда и общему оживлению конъюнктуры.
Рост доверия со стороны инвесторов и улучшение имиджа российского бизнеса
В настоящее время в развитых странах сложилось неоднозначное отношение как к российской экономике, так и к России в целом. С одной стороны, страна последовательно продвигается по пути реформ, происходят изменения в экономической и политической системах. С другой, отношение мирового сообщества к России по-прежнему имеет налет подозрительности. Во многом такое отношение было продиктовано недостаточно четким, а в некоторых случаях и противоречивым законодательством, которое оставляло компаниям возможности для злоупотребления и недобросовестной конкуренции. В частности, эти замечания относятся и к законодательству в области бухгалтерского учета, которое делает российские компании «непрозрачными» для западных партнеров.
В этой связи введение МСФО является необходимым шагом для повышения уровня доверия иностранных инвесторов. Ясные и четкие стандарты финансовой отчетности позволят получить достоверную информацию о финансовом положении предприятий, что положительно отразиться на имидже российского бизнеса за рубежом.
Интеграция экономики России в систему мирохозяйственных связей
Россия на сегодняшний день является неотъемлемой частью мировой экономики, обладая колоссальными запасами природных ресурсов, уникальным научным и людским потенциалом.
Основными торговыми партнерами России являются страны Европейского Союза. В 2002 г. Европейская Комиссия приняла положение, согласно которому, начиная с 2005 года все компании, зарегистрированные на фондовых биржах, должны в обязательном порядке составлять отчетность согласно МСФО 5. В связи с этим составление международной отчетности российскими компаниями позволит укрепить и расширить существующие экономические связи между Россией и странами ЕС. У европейских партнеров снизятся возможные расходы, связанные с анализом информации о своих российских контрагентах, что в свою очередь приведет к росту товарооборота и потока капитала между Россией и ЕС.
Улучшение качества статистической информации
Бухгалтерская информация, предоставляемая российскими предприятиями для статистических органов страны, обладает целым рядом недостатков. Существующие российские стандарты бухгалтерского учета не обеспечивают таких важных качеств отчетной информации, как достоверность, своевременность, существенность. Поэтому переход на МСФО в перспективе позволит создать предпосылки для эффективного сбора статистической информации о российских предприятиях. Результатом использования более достоверной статистической информации может стать улучшение качества прогнозов экономического развития и государственной политики управления экономикой. В частности, совершенствование статистического учета в России будет выгодно Министерству Экономического Развития и Минфину России, то есть непосредственным пользователям статистической информации.
1Постановление Правительства от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
2Информация с сайтов компаний.
3«Accounting report», бюллетень Март/Апрель 2002
4Согласно данным Счетной палаты
5Regulation (EC) No 1606/2002 of the European Parliament and of the Council of 19 July 2002 on the application of international accounting standards
Комментарии: