Функции групповых лидеров:
- понимают особенности тех видов групп, которые они могут вести, и предоставляют эту информацию потенциальным участникам,
- руководствуются этическими, юридическими и методическими требованиями профессиональных организаций.
- заинтересованы в благополучии руководимых ими групп в целом и отдельных людей, участвующих в них.
- предвосхищают проблемы еще до их возникновения,
- предпринимают для исправления действенные шаги.
- систематически наблюдают за участниками группы и после того, как групповая работа закончилась.
- следят за профессиональной литературой, касающейся групповой работы,
- стремятся совершенствовать свой личностный и профессиональный уровень.
Неэффективные лидеры группы:
- проявляют авторитаризм, агрессию, конфронтацию,
- эмоционально отдаляются от группы,
- оказываются неэффективными,
- провоцируют случаи групповых потерь(выбывание участников или\худшение их состояния после опыта групповой работы).
Эффективные лидеры группы:
- Проявляют заботу:чем больше, тем лучше.
- Стремятся к осмысленности:включает прояснение (уточнение сказанного), объяснение и предоставление познавательной схемы для изменения.
- Способны пробуждать эмоции:включают активизацию, вызов, принятие риска, самораскрытие.
- Исполнительная функция:включает разработку норм, структурирование и предложение процедур.
Таблица 2.
Навыки, необходимые групповому лидеру
Приемы |
Описание |
Цели и желаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
Активное слушание |
Проявление внимания к вербальным и невербальным аспектам коммуникации без оценивания |
Способствовать росту доверия и склонности клиента к самораскрытию и исследованию |
Переформулировка
|
Повторение своими словами того, что сказал участник группы, чтобы уточнить значение его высказывания |
Решить, правильно ли понял лидер утверждение клиента; обеспечить поддержку и понимание |
Разъяснение
|
Схватывание сущности сообщения как на чувственном, так и на рациональном уровнях; упрощение утверждений' клиента путем сосредоточения на сути сообщения |
Помочь клиентам разобраться в противоречивых и запутанных чувствах и мыслях; достичь значимого понимания сказанного |
Подведение итогов |
Объединение вместе важных элементов взаимодействия или сессии |
Избежать фрагментации и дать направление сессии; обеспечивать непрерывность и смысл |
Расспрашивание
|
Задавание открытых вопросов, которые побуждают к самоисследованию: «что» и «как» происходит в поведении |
Вызвать дальнейшее обсуждение; получить информацию; стимулировать мышление; увеличить понимание и концентрацию; обеспечить дальнейшее самоисследование |
Интерпретация |
Предложение возможных объяснений некоторых действий, чувств и мыслей
|
Способствовать более глубокому самоисследовапию; обеспечить новую точку зрения для рассмотрения и понимания поведения |
Сопоставление |
Побуждение участников к нахождению несоответствия между их словами и действиями или телесными и вербальными сообщениями; указание на противоречивую информацию или сообщения |
Способствовать объективному самоисследованию; обеспечить полное использование потенциальных возможностей; вызывать понимание внутренних противоречий |
Отражение чувств
|
Сообщать понимание содержания чувств |
Дать участникам знать, что их услышали и поняли не только на уровне слов |
Поддержка |
Обеспечение поддержки и подкрепления
|
Создать атмосферу, которая поощряет участников удерживать желательные формы поведения; обеспечивать поддержку, если клиенты столкнутся с трудностями; упрочивать доверие |
Сочувствие |
Идентификация с клиентами путем принятия их системы координат
|
Способствовать доверию в терапевтических отношениях; сообщать свое понимание; поощрять более глубокие уровни самоисследования |
Содействие |
Установление ясных и прямых коммуникаций в пределах группы; помощь членам группы в принятии увеличивающейся ответственности за направление работы группы |
Содействовать эффективному общению среди членов группы; помогать им в достижении собственных целей в группе |
Инициация работы |
Действия, направленные на вовлечение группы в работу и введение новых направлений в группе |
Предотвратить бесполезные групповые колебания; увеличить темп группового процесса |
Целеполагание
|
Планирование определенных целей для группового процесса и помощь участникам в определении конкретных и значимых целей |
Задать направление действиям группы; помочь участникам выбрать и уточнить цели |
Оценивание |
Оценка протекания группового процесса, а также индивидуальной и групповой динамики |
Способствовать более глубокому самоосознанию и лучшему пониманию динамики и направления работы группы |
Предоставление обратной связи
|
Выражение конкретных и честных реакций, основанных па наблюдении поведения участников группы |
Предложить внешнее видение того, как человек вступает в отношения с другими; увеличить самоосознаиие клиента |
Советование |
Предложение совета и информации, подсказок и идей для новых форм поведения. |
Помогать членам развивать альтернативные способы мышления и действия |
Защита |
Защита членов группы от ненужных психологических рисков в группе |
Предупредить участников относительно возможных рисков от участия в группе; уменьшать эти риски |
Раскрытие себя |
Раскрытие реакций на события «здесь и теперь» в группе
|
Облегчить более глубокие уровни взаимодействия в группе; создать доверие; моделировать способы сообщения информации о себе другим людям |
Моделирование |
Демонстрация желательного поведения через действия |
Обеспечить примеры желательного поведения; вдохновить участников па полное развитие их потенциала |
Работа в тишине |
Сдерживание вербальных и невербальных коммуникаций |
Принять во внимание рефлексию и ассимиляцию; обострить внимание; интегрировать эмоционально окрашенный материал; помочь группе использовать ее собственные ресурсы |
Закрепление |
Вмешательство с целью прекращения непроизводительного поведения в группе. |
Защитить участников; увеличить продуктивность группового процесса. |
Завершение |
Подготовка группы к завершению сессии или завершению ее истории |
Подготовить членов группы к ассимиляции, интеграции и к применению изученного в группе в каждодневной жизни |
Комментарии: