Способность владеть собой - одно из важнейших свойств, формирующих впечатление о человеке, особенно о том, который даже ненадолго оказался в центре внимания...
Думаю, каждый, кто побывал
на сцене, за трибуной - одним словом, на месте выступающего - и не был достаточно подготовлен к этому, ощутил на себе весь комплект ощущений жуткого волнения и дискомфорта: мурашки, негнущиеся колени, пересохшее горло и Бог знает какие ещё симптомы.
В актёрской практике (ведь именно
актёры - те люди, для которых выступления перед аудиторией - основная профессиональная деятельность) все эти ощущения называются мышечными зажимами.
Предстартовое волнение (ну, или «предвыступательное») - абсолютно естественное и очень нужное ощущение, без него выступление рискует стать безэмоциональным и пресным. Подобное явление носит физиологический характер.
Многие думают - это от нездоровых нервов, выпью успокоительного - и всё будет нормально. Однако седативные средства нужно использовать лишь в крайних случаях, гораздо лучше, с физиологической точки зрения, пожевать какую-то освежающую жвачку или рассосать леденец: и для горлышка полезно, и отвлекает (собственно говоря, как ребёнка пустышка).
Вообще говоря, это главное, чему учат начинающих актёров, -
снимать мышечные зажимы, то есть напряжение. Великолепное средство для этого - самомассаж. В зависимости от того, что именно доставляет вам больше неудобств, - зажатая вытянутая шея или впившиеся в ладони ногти - помассируйте шейно-воротниковую зону или кисти рук. Самые простые приёмы расслабления:
поглаживание
шеи сверху вниз пальцами с легким нажимом;
круговые движения пальцами от головы к плечам, на плечах можно использовать и лёгкое пощипывание;
вращение расслабленной головы сначала с подбородком, опущенным на грудь, вправо и влево, фиксируя ушко на плече, а потом то же вращение с запрокинутой головой (тут важно не переусердствовать, по 8 раз вполне достаточно);
в заключение максимально вытянуть подбородок вперёд и вернуть в исходное положение (можно сделать всего 4 раза, но с активным выдохом через рот на звук «х-х-х»).
Для кистей рук эффективно также:
поглаживание каждого пальчика от ногтя к кисти, как по прямой, так и вкруговую;
потирание ладоней до ощущения тепла;
упражнение «Веер», при котором пальцы сгибаются поочерёдно от мизинца и накрываются большим пальцем, а потом наоборот, накрывая большой палец сверху. При этом выполняется и вращательное движение в кистевом суставе.
Перед самым выходом на место выступления рекомендую выполнить упражнение «
Тело на колок». Это название дал российский реформатор театра
К. С. Станиславский. Понятно, что адские пытки тут ни при чём, просто вспомните, как в XIX веке выглядели вешалки, из чего они были сделаны. Это были небольшие колышки, или колки, на которые господа вешали свои пальто и шубы.
Чтобы держать своё тело в положении «на колке» - нужно как бы «надеть» его на позвоночник. Попробуйте: расслабьте мышцы спины, плеч, рук, потом приподнимите плечи с глубоким вздохом, и «наденьте» на позвоночник с выдохом.
В идеале должно возникнуть ощущение закреплённой
спины, при этом плечи и руки должны оставаться свободными, висеть. Нетрудно, но... это ощущение придется сделать привычным, а значит, упражнение повторять ежедневно и многократно, при каждом удобном случае.
Мне все эти упражнения запомнились со студенческой скамьи именно потому, что я их регулярно использовала. Возможно, и для вас они окажутся полезными.
Комментарии: