17.06.2011Как не продешевить на собеседовании

Зачем нужен тренинг

В стране кризис, а на рынке труда много свободных специалистов и мало открытых вакансий. И, тем не менее, некоторые позиции не закрываются по два, а то и три месяца. Соискатели штурмуют работодателя своими резюме, но работодатели, кажется, не торопятся брать кого-то в штат. Присматриваются, оценивают, торгуются… А может ли сейчас торговаться соискатель? Или в кризис лучше промолчать и брать то, что дают?

За что купить?

«Был заместителем директора филиала в крупной иностранной розничной компании! Год без работы». «Английский сам выучил, резюме на английском, толку 0». «3 высших, свободный английский и т. д., 10 лет стажа исполнительным, генеральным», «2 высших, свободный английский, руководящие должности более 5 лет» - такими сообщениями пополняются формы резюме работных сайтов. Соискатели рассказывают о том, что ни высшего образования, ни блестящего опыта, ни владения иностранным языком (то есть всего того, что так ценилось до кризиса и высоко оплачивалось) уже недостаточно для того, чтобы найти даже не хорошую работу, а просто работу. Считается, что знание английского «должно быть по определению и особых плюсов практически не дает». «Сейчас уж скорее «предпочтительно MBA», - грустно констатируют они.

Действительно, в кризис многие компании стали гораздо избирательнее. Но значит ли это, что им действительно нужны кандидаты с тремя высшими, одно из которых - бизнес-образование, с несколькими иностранными языками и огромным послужным списком? Кого в действительности хотят «приобрести» работодатели?

Компании стали предъявлять более жесткие требования по отношению к опыту кандидатов и их стоимости на рынке, то есть предпочитают брать людей «подешевле», но более опытных. Если до кризиса многие работодатели считали возможным поторговаться, то сейчас мы сталкиваемся с тем, что компания жестко ставит условия: вот такая цифра, не больше и не меньше, если кандидат не соглашается, то от него просто отказываются и продолжают дальнейший поиск.

При подборе персонала компании (независимо от кризиса), как правило, предпочитают не торопиться, так как хотят найти именно того кандидата, который будет полностью их устраивать.

Требования к соискателям изменились, и для этого есть две основные причины. Первая - часть работодателей предполагает, что в условиях кризиса желающих найти работу очень много, поэтому можно повышать планку требований к кандидатам. За те же или меньшие деньги (по сравнению с суммами, что платились прежде) компании хотят иметь соискателей с более солидным опытом работы и с более высокой квалификацией. Вторая причина - компании, которые глубже анализируют стоящие перед персоналом задачи, понимают, что в условиях выхода из кризиса успеха добиваются те сотрудники, которые способны решать нестандартные задачи, эффективно работать в условиях стресса, лучше держать удар и быть изобретательнее.

Как видно из вышесказанного, ключевых моментов здесь два: соотношение опыта и заработной платы и личные качества сотрудников. Можно сделать вывод, что при прочих равных условиях (опыт работы, образование, иностранный язык) компании предпочтут «приобрести» более гибкого сотрудника, способного выполнять свои обязанности в условиях постоянно изменяющейся ситуации и не просящего за этого большой финансовой компенсации. При этом эксперты оговаривают, что если на определенной позиции владение иностранным языком или два высших образования не нужны, то работодатель скорее поступится этим, но выберет себе сотрудника на основании меньших амбиций (читайте - зарплатных ожиданий) и большей стрессоустойчивости.

Однако интересы кандидатов лежат совсем в иной плоскости. Для них по-прежнему важна и возможность применять все свои навыки, и карьерный рост и, конечно же, зарплата. И все-таки иногда приходится всем этим поступаться. Зачастую вакансии на 95% не соответствуют пожеланиям соискателей, тем не менее, многие готовы принять предлагаемые условия, так как «надо кормить семью».

Конечно, лояльность сотрудников, устраивающихся на работу от безысходности, под большим вопросом. Работодатели должны понимать, что сильный кандидат рано или поздно может плавно перетечь к конкурентам, особенно если кризис перерастет в очередной виток развития экономики. Но сейчас немногие задумываются о подъеме, предпочитая ловить момент и использовать по максимуму доступные трудовые ресурсы. Кроме того, у соискателей создается ощущение, что такое понятие, как «система мотивации» осталось в далеком прошлом, а социальный пакет и карьерный рост - это нечто из области фантастики.

И как продать?

Так как же заставить работодателя ценить себя и назначить верную цену? Как привлечь его внимание и доказать, что вы - именно тот человек, который ему нужен, а заодно и самому попасть не «куда-нибудь», а в компанию мечты? Может быть, в кризис действуют какие-то иные правила?

И да, и нет, считают эксперты. Как ни странно, несмотря на обилие информации на работных сайтах, многочисленные советы кандидатам, многие из них продолжают делать элементарные ошибки уже на стадии «коммерческого предложения» - то есть составления резюме. Одна из ошибок, которая может особенно навредить в условиях кризиса, - это превращение резюме в выписку из трудовой книжки с указанием того, чем занимался человек. Значительно выгоднее для соискателя показать, какие задачи он успешно решил, каких результатов добился, то есть описать свои достижения. Когда работы было много, а соискателей мало, можно было ослабить требования к своему резюме и все равно найти работу. А вот в условиях, когда компании стали более разборчивы, а вакансий стало меньше, слабое резюме значительно уменьшает шансы специалиста на получение хорошей работы.

Очень часто кандидаты хватаются за первую попавшуюся вакансию, как за спасительную соломинку, и настолько спешат откликнуться на нее, что совершенно не думают о том, подходит ли им позиция и соответствуют ли они сами указанным требованиям, то есть нарушают правила торга. Кандидат никогда не должен бросаться на компанию как на последний оплот в этой жизни. Ведь при удачном исходе интервью ему придется работать там достаточно долго.

И, кроме того, кандидаты часто полагают, что они и так достаточно хороши, чтобы их «отхватили с руками и ногами». (А вы бы приобрели сотовый телефон за три цены просто на основании того, что компания-производитель считает, что создала лучший в своем роде мобильник?!) Эксперты посоветуют кандидатам развивать свои презентационные навыки, более тщательно готовиться к представлению резюме и к интервью. До кризиса многие соискатели находились в несколько расслабленном состоянии, поскольку они были востребованы у многих компаний, а сейчас им пришлось вспомнить, что нужно приложить усилия для того, чтобы найти работу.

Конечно, найдется немало желающих возразить экспертам. Бывает так, что и резюме на должном уровне, и достижения прописаны как надо, и сопроводительное письмо составлено с душой, видно, что человек заинтересован в получении именно данной конкретной должности, и навыки самопрезентации на высоте - да только все без пользы, приглашений на интервью все равно нет. Где уж там торговаться, выдвигать свои требования, хотя бы просто добраться до личной встречи с представителем компании!

Специалисты в области подбора персонала полагают, что раз нет кандидатов, соответствующих на 100% требованиям, описанных в вакансии, то это значит, что была допущена ошибка в «коммерческом предложении». Вернее, не так - мы-то сделали все от нас зависящее, да только предложение все равно недостаточно интересно покупателю. Это может быть связано с несколькими моментами: отсутствием нужной квалификации (к примеру, требуется высшее образование, а его нет, или требуется высшее экономическое, а у соискателя юридическое, или требуется английский Advanced, а у кандидата Intermediate) или отсутствием какого-то конкретного опыта (например, работы в компаниях из топ-10).

К сожалению, образование так быстро не получить, и язык за два-три месяца поднять на высокий уровень тоже достаточно сложно. Но вот отсутствие опыта в брендовых компаниях - не такая уж большая проблема, считают эксперты. Для этого просто нужно дополнить свое деловое предложение рекомендациями партнеров. Кадровики рассказывают: «Если мы смотрим на рынок непредвзято, если мы не знаем тех людей, которые присылают нам резюме, то мы будем оценивать их по формальным признакам, смотреть на имена компаний, название позиций и прочее. А вот если нам позвонит клиент и скажет, что хочет порекомендовать человека, который реально сделал то-то и то-то, хотя и работал не в очень известных местах, то мы такого человека обязательно пригласим на интервью. И внимания к кандидату в этом случае будет не меньше, поскольку нам его порекомендовали, а это иногда стоит гораздо больше, чем идеальное резюме. И тут не нужно стесняться просить, чтобы дали рекомендации, так как по сути это единственный инструмент в конкурентной борьбе. Человек может быть замечательным, но иногда его упаковка в виде резюме, скажем так, недостаточно красочная. Поскольку он не может подставить в резюме другие, брендовые названия компаний (это будет мошенничество), ему нужно больше рассказать о своих потребительских свойствах потенциальному покупателю в лице работодателя. Презентовать себя напрямую порой бывает трудно по причине отсутствия нужного контакта, поэтому можно попробовать сделать это через третьих лиц».

Действительно, если резюме не выполняет свою прямую функцию - заинтересовать работодателя настолько, чтобы соискатель получил приглашение на собеседование, нужно попробовать другие методы. Как говорится, на войне и в поиске работы все средства хороши. А вот если вы уже получили приглашение на собеседование, то здесь нужно «показать товар лицом» - то есть постараться максимально эффектно провести самопрезентацию. Именно поэтому так важно развивать свои коммуникационные навыки. Уровень профессионализма выявить на первом интервью невозможно, и будь вы хоть суперпрофи, без умения продавать себя и располагать людей вам будет не так-то просто найти работу!

В завершении статьи хочется добавить: продавая себя, помните: да, торг уместен. Кандидат точно так же вправе выбирать себе компанию, как и работодатель соискателя. Но продавая себя, нужно знать, что именно вы продаете, уметь это делать и четко осознавать реалии рынка, то есть то, на что вы можете сегодня рассчитывать. Ну и, конечно, всегда нужно помнить о своем профессиональном уровне, и при этом быть не только грамотным, но и изобретательным, задействуя все возможные способы поиска работы и все имеющиеся козыри для того, чтобы получить главный приз в этой игре - стабильную и интересную работу.

Источник: «Планета HR»


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий