Каковы тенденции развития электронного обучения в СНГ? Наступит ли у нас эра массового проникновения e-learning в корпоративные университеты? Я работаю в компании-разработчике и провайдере технологий e-learning, так что мне часто приходится слышать разные мнения на этот счет, причем иногда совершенно противоположные. Как среди коллег-конкурентов, так и среди клиентов есть две ярко выраженных группировки.
Одни восторженно предсказывают системам дистанционного обучения (СДО) светлое будущее, тем более что СДО, при грамотном подходе, становятся мощным антикризисным инструментом и позволяют изрядно сэкономить на организации корпоративного обучения. Другие продолжают скептически ссылаться на тяжелую экономическую ситуацию и слабую подверженность наших соотечественников прогрессивным инновациям. А между ними еще есть огромная прослойка сомневающихся, которые пока не сформировали определенного мнения на этот счет.
Сама я, конечно, разделяю первую точку зрения, и с большим энтузиазмом встречаю аргументы в ее пользу. На днях я получила свежую порцию таких аргументов, но для большей убедительности им необходимо практическое обоснование, которое я и попытаюсь подвести.
Антикризисное решение №1: E-learning
Речь идет орезультатах довольно свежего исследования Trainings INDEX'10, проведенном компаниейAmplua. Это анализ показателей деятельности и эффективности корпоративных систем обучения в России и Украине, который проводится ежегодно. Данные собирались в январе-марте 2010 года среди 38 компаний.
Цитирую основной вывод исследования: «Компании, несмотря на кризис, не перестали вкладывать деньги и силы в обучение своих сотрудников, осознавая, что именно они - залог успеха и развития бизнеса. Однако теперь представители бизнеса более рационально вкладывают средства, анализируют эффективность инвестиций и ищут новые (порой нетрадиционные), наименее затратные, но при этом успешные формы обучения и развития для сотрудников».
В исследовании приводятся красноречивые цифры, но за его пределами остается наболевший вопрос: а как, собственно говоря, компании могут реально сэкономить на обучении персонала, не снижая его количественных и качественных показателей? Что это за формы обучения, которые наименее затратны, но наиболее успешны? На самом деле, вариантов немного.
Взяв курс на сокращение расходов на корпоративное обучение, компании были вынуждены всерьез задуматься о внедрении передовых технологий, и прежде всего электронного обучения. В соответствии с данными вышеупомянутого исследования, в 2009 г. в России и Украине 43% компаний увеличили использование технологий e-learning. Было бы наивно предполагать, что с их стороны это всего лишь дань техническому прогрессу и модным зарубежным трендам. Это хорошо продуманное и целиком рациональное решение. Я возьму на себя смелость восстановить логику принятия такого решения.
Технологии e-learning, с одной стороны, позволяют сократить количество тренеров и преподавателей, сэкономить на командировках, производстве раздаточных материалов, аренде помещений для тренингов и семинаров и прочих накладных расходах. С другой стороны, с внедрением СДО уже не приходится срывать сотрудников с рабочих мест, оплачивать их поездки в головной офис или работу и проживание командированного к вам тренера. При всем этом обучение персонала становится более регулярным, управляемым и последовательным процессом.
Однако первоначальные вложения в e-learning достаточно велики. Создание соответствующей инфраструктуры - дорогостоящий процесс, и этот фактор сильно подтачивает мотивацию потенциальных пользователей СДО. Именно этот фактор, прежде всего, удерживает остальные 57% компаний от внедрения систем дистанционного обучения. И именно поэтому становятся все менее конкурентоспособными СДО, в основе которых лежат популярные, но дорогостоящие Windows-приложения. Однако появление на рынкеальтернативных программных оболочек, построенных на базе Linux, позволяет существенно оптимизировать первоначальные затраты на внедрение СДО. Этот ещеодин повод сэкономить на корпоративном обучении.
Антикризисное решение №2: СДО в аренду
Наиболее бюджетным вариантом в нынешних условиях остается аренда СДО. Несмотря на то, что большинство разработчиков систем дистанционного обучения продолжает делать акцент на продажах, варианты аренды есть, и в некоторых случаях они достаточно демократичны по стоимости. Стоимость складывается из первоначального внедрения и настройки СДО и последующей арендной платы. Демократичность расценок возможна в силу нескольких факторов.
Арендованная СДО функционирует на сервере, предоставляемом компанией-провайдером соответствующих услуг. Стало быть, не нужно приобретать высокотехнологичное и дорогое «железо», а также вспомогательное программное обеспечение. Администрирование системы и техподдержку тоже берут на себя сотрудники компании-провайдера. Это значит, что нет необходимости в создании IT-отдела и укомплектовании его высококвалифицированными и не менее высоко оплачиваемыми специалистами. При этом значительно ускоряется сам процесс внедрения системы дистанционного обучения. То есть не вы работаете на СДО довольно продолжительное время, а она практически сразу начинает работать на вас.
Усилия HR-менеджеров в 2010 году, согласно исследованию, будут сконцентрированы на управлении эффективностью сотрудников, управлении знаниями и управление карьерой. А основным поводом для головной боли останется задача объективной оценки эффективности обучения персонала. При этом 47% компаний намерены производить оценку системы обучения в тесной связи с бизнес-показателями.
Совершенно очевидно, что все эти задачи гораздо эффективнее решаются в системах дистанционного обучения, чем за их пределами. Контроль за эффективностью обучения может быть полностью автоматизирован и формализован. Модульные СДО позволяют сформировать систему контроля и оценивания именно в том виде, в каком это необходимо каждой отдельно взятой организации. Полагаю, что этот фактор тоже сыграл не последнюю роль в том, что упомянутые 43% компаний пришли к необходимости внедрения электронного обучения.
Согласно данному исследованию, в 2010 году в большинстве компаний бюджет, выделяемый на корпоративное обучение, увеличится на 21%. И похоже на то, что изрядная доля дополнительных вложений будет направлена на внедрение в корпоративных университетах элементов электронного обучения. Это вполне закономерно: новые информационные технологии вкупе с прогрессивными образовательными методиками становятся эффективным антикризисным инструментом в системе как корпоративного, так и академического обучения.
Комментарии: