02.07.2011Кандидаты на подбор… кандидата. Работа с кадровыми агенствами

Автор: Максим Винников, заместитель начальника отдела подбора персонала ЗАО "Банк Русский Стандарт", г. Москва

Наша проблема заключается не в недостатке знаний, а в недостатке действий.
Марк Хетфилд

На первый взгляд, работать с кадровым агентством просто. Что тут такого? Выбираем агентство, заполняем заявку, оговариваем условия, подписываем договор. Ждем. Получаем результат. Иногда результат соответствует ожиданиям. Иногда нет

Забавно, но в выражении "работа с агентством" мало кто обращает внимание на слово "работа". А ведь работают обе стороны - и клиент, и агентство. У первого - задача подобрать сотрудника, у второго - заработать на потребностях первого. Парадокс, но от активности и целеустремленности первого зависит доходность второго.

Можно долго ломать копья над вопросом, кто прав и кто виноват в сложных конфликтных ситуациях. Нам это не интересно - у нас другие задачи. Итак, просматривая утром электронную почту, видим, что в компании открыто несколько срочных вакансий. Времени на самостоятельный поиск кандидатов по всем вакансиям нет. Значит, подключаем провайдера, будем работать с агентством.

Поиск черной кошки

Процедура подбора персонала, вне зависимости от используемых технологий, примерно одинакова. Всякий подбор начинается с описания позиции. Без более-менее четкого понимания, "кого" нужно найти, нет смысла заниматься поисками кандидата. Это трудно. Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно тогда, когда нет информации о том, как должна выглядеть кошка, какими знаниями и навыками обладать. Можно, не имея информации, обратиться в несколько агентств, искать самостоятельно и все равно получать резюме "не тех" кандидатов. Не тратьте время на бессмысленные поиски: уточните, напишите заново, проведите интервью с менеджером-заказчиком, но не обращайтесь к провайдеру до тех пор, пока не появится точное описание "кандидата". И не напирайте в "Описании" на малоинформативные критерии: пол, образование, возраст, формальный опыт и т.п. Эти критерии важны, но под них походит большинство, а вам нужен только один.

Отбор по резюме

Попробуйте набрать в Интернете словосочетание "кадровое агентство" - и поисковые системы выдадут по вашему запросу свыше 2000 сайтов. Из этого количества надо выбрать те несколько, которые оправдают наши ожидания. Конечная цель выбора - контракт с агентством, способным закрыть необходимую вакансию.

Вы уже отбирали кандидатов по резюме, верно? Аналогичным способом можно выбрать и несколько агентств. Более того, вся технология поиска и подбора кандидата, начиная с создания описания позиции, заканчивая проверкой рекомендаций финальных кандидатов, идеально работает и в ситуации подбора агентства.

Основными критериями отбора агентств на начальном этапе служат:

  • отраслевая специализация;
  • срок работы агентства на рынке;
  • опыт закрытия аналогичных позиций;
  • опыт работы с аналогичными компаниями;
  • рекомендации клиентов, внушающих доверие.

Предложенный набор критериев - не догма, он корректируется в зависимости от позиции.

Возможно, у вас уже есть налаженные связи с агентствами, которые раньше подбирали кандидатов для вашей компании. Можно обратиться и к ним, но не факт, что агентство, с успехом закрывшее для компании, например, вакансию "торговый представитель", так же легко справится с заказом на "главного архитектора проекта".

Отбор по результатам интервью

На предыдущем этапе менеджер по персоналу определил круг кадровых агентств, с которыми есть смысл вести переговоры. Основная цель данного этапа - проверить всю информацию об агентствах, которую вы собрали. Встречайтесь с представителями агентств и не стесняйтесь задавать вопросы - в процессе подбора все имеет значение!

Как давно специалисты агентства закрыли вакансию, аналогичную вашей? Для какой компании? С каким результатом? Можно ли обратиться к той компании за рекомендациями? Сколько - приблизительно - стоят услуги агентства (о конкретной сумме поговорим потом)? Как давно работают консультанты? В какой форме будет представлено резюме кандидатов-финалистов (резюме кандидата "как есть", стандартизованное агентством резюме, стандартизованное резюме с дополнительной информацией о кандидате, собранной и проверенной агентством)? С какой периодичностью заказчик будет получать отчет о ходе выполнения заказа? Проверяет ли агентство рекомендации кандидатов-финалистов? Сколько заказов в работе у консультантов?

Не столь важно, что агентство использует (или не использует) современные методы проведения интервью. Это не является таким важным моментом, как то, чтобы ваше видение технологии выполнения работы заказчика и методов оценки кандидатов совпадало с тем, что предлагают рекрутеры. Если есть одинаковое видение вакансии, есть понимание, как именно агентство будет отбирать кандидатов - тогда это та самая компания, с которой стоит работать. Но расслабляться, тем не менее, рано: впереди один из самых важных этапов взаимодействия - передача описания позиции.

Начинаем работать

Известность, бренд кадрового агентства - это еще не гарантия выполнения заказа. В небольшом агентстве в Оренбурге могут работать гораздо более сильные консультанты, чем в известном западном агентстве, офис которого расположен в Москве. Выбирая провайдера, мы обязательно выбираем конкретного консультанта, который будет вести проект - ему и следует передать детальное описание позиции. Заполнять многочисленные, а иногда и неудобные заявки от агентств - пустая трата времени, поэтому лучше передать консультанту то описание, которое уже составлено.

Обратите внимание на детали описания позиции: для вас и для консультанта такое понятие как, например, "активность" - не одно и то же. До тех пор, пока вы не обсудите, что конкретно каждый понимает под этим словом. Подавляющее большинство провальных заказов появляются потому, что консультант агентства что-то "недопонял", а менеджер по персоналу "недосказал".

Еще одно условие успешного взаимодействия с агентством: больше общайтесь с консультантом, выполняющим заказ - именно он будет проводить интервью с кандидатами. Не получается контакт с консультантом - попросите его заменить. Смысл замены в том, что рекрутер, который не может "понять" что нужно компании, не выполнит заказ. В этом случае HR соблюдает не только свои интересы, но и интересы агентства, которое потеряет прибыль, если заказ провалится. Кстати, всю процедуру передачи описания позиции новому рекрутеру придется пройти заново.

Цена вопроса

Стоимость услуг кадрового агентства колеблется от одного до трех окладов в зависимости от должности кандидата. А также от того, кого конкретно HR-у требуется найти, много ли нужных компании кандидатов на рынке, легко ли их найти. Точные цифры вознаграждения - предмет переговоров. Переигрывать на переговорах невыгодно - никому не интересно работать за откровенно маленькие деньги.

Полный "эксклюзив" на предоплате (вариант, когда агентство обладает эксклюзивными правами на выполнение заказа и получает 100%-ный аванс) встречается довольно редко. Работать или нет на подобных условиях - решать заказчику, но если и вести переговоры об "эксклюзиве", то стоит оговорить жесткие сроки: нет кандидата в течение оговоренных двух недель - "эксклюзиву" конец. Предоплата возможна, но только в тех случаях, когда менеджер по персоналу абсолютно доверяет агентству. Ведь ответственность перед руководством за потраченные средства несет HR, а не рекрутер.

Профессиональная этика

Честность и открытость позиций - залог успешных отношений между менеджером по персоналу и агентством. Каждый имеет право на своевременное получение важной информации о ходе выполнения заказа. И это право должно быть реализовано. Как говорится в тексте договора, "все взаимные претензии должны быть урегулированы путем переговоров". Консультант, как и всякий работник, нуждается в дополнительной, прежде всего, нематериальной мотивации. Один из таких мотивирующих факторов - хорошие отношения HR-а с консультантом.

Есть такая притча, диалог двух крестьян:
- Что ты делаешь, когда курица перестает нести яйца?
- Режу!
- (Удивленно) И, как? Помогает?
В нашем случае - не поможет: отношения с консультантом надо строить.

Гарантии

В том случае, когда менеджер по персоналу и рекрутер с самого начала внимательно отнеслись к описанию позиции и методам поиска кандидата, если ход выполнения заказа контролировался HR-ом на каждом этапе, - риск того, что кандидат не подойдет, минимален. И, тем не менее, он существует. Если кандидат, который так успешно прошел все этапы отбора, тем не менее, покинул компанию, значит, на каком-то этапе была допущена ошибка. Просмотрите описание позиции: ошибка могла возникнуть еще до того, как было принято решение о работе с агентством.

Стремитесь к тому, чтобы быть клиентом, с "которым приятно работать" - тогда и гарантии будут выполняться. Идеальный вариант, когда контактам с консультантом и ходу выполнения заказа уделяется достаточное количество времени - тогда, скорее всего, не понадобится заменять кандидата.

Эффективная работа с кадровым агентством - это активно управляемый (прежде всего клиентом) процесс. Нужно следить за ходом выполнения заказа на каждой стадии, начиная от передачи описания позиции консультанту, и заканчивая ходом проверки рекомендаций на кандидатов-финалистов. Нужно строить партнерские отношения с консультантом, чтобы в полном объеме получать информацию о ходе выполнения заказа и вовремя реагировать, если что-то пойдет не так. Работа с агентством - это тоже работа.

Источник: Kadrovik.ru


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий