Питер Врица - доктор философии, тренер, консультант с мировым именем. Является сертифицированным тренером НЛП, разработчиком коучинг-процесса переделки шаблонов (паттернов). Член редколлегии «NLP World», автор книги «Живя живым сознанием» (Living Awareness). Совместно с Яном Арду создал уникальную технологию «Путь раскрытия» (Way of Unfolding), а также форум для высококачественной подготовки наставников «Performace and Alignment Network». В настоящее время руководит Центром личностного развития на о. Бали (Индонезия).
Александр Ершов: Определений коучинга существует столько, сколько существует коучей. Вероятно, смысловое наполнение данного метода во многом зависит от личности человека, его применяющего. Что такое коучинг в Вашем понимании?
Питер Врица: Коучинг - это искусство, помогающее людям развивать определенные качества и компетенции, способные обеспечить эффективность их действий в конкретных ситуациях. Думаю, что это и есть то общее, что роднит большинство подходов, несмотря на существующие различия в восприятии деталей.
А.Е.: На развитие каких менеджерских качеств ориентирован коучинг?
П.В.:Коучинг, как я понимаю его, ставит своей целью помочь менеджеру найти точку равновесия (обрести центровку) как внутри себя самого, так и в контексте, частью которого он является. Таким образом, коучинг позволяет регулировать многие качества, которые либо способствуют, либо мешают обретению психологической устойчивости управленца. Взаимодействие с консультантом и осмысления текущей ситуации позволяет сместить некоторые акценты. В частности, стремление приобрести недостающие знания сменяется потребностью развивать те позитивные качества, которыми он уже обладает. При этом, каждый, разумеется, действует по-своему.
А.Е.: Можно ли считать разновидностью коучинга групповые занятия с консультантом или использование данных технологий в масштабах компании?
П.В.:Значимость коучинга выявилась тогда, когда компании обнаружили, что групповые занятия не всегда обеспечивают необходимыми навыками для проработки изменений, необходимых для личностного развития сотрудников. Во время таких учебных занятий зачастую происходит взлет вдохновения, на менеджера обрушивается вал информации, но когда он возвращается на свое рабочее место, выясняется, что применить новые знания негде. Вдохновение исчезает, и возвращаются старые привычки. Коучинг более точно фокусирует внимание на том, как человек действует и каковы его профессиональные потребности.
Очевидно, что коучинг является частью тренерского арсенала умений, но при работе в группе объем внимания, уделяемого индивидуально каждому, конечно же, ограничен. Думаю, что проблема не в том, можно ли заменить коучинг групповыми занятиями, а в том, чтобы точно определить, когда стратегически полезнее массовые мероприятия, когда - коучинг, а когда их можно с пользой объединить. Например, тренинги способствуют распространению информации, идей, вдохновения, новых способов мышления, развивают определенного рода навыки и умения. Коучинг же сосредоточивается на решении задач повышения качества действий и точности центровки конкретного менеджера.
А.Е.: Что такое творческие способности применительно к деятельности бизнесмена?
П.В.:Это умение видеть перспективы, преодолевать препятствия, быстро и изящно решать проблемы, мыслью преодолевать (расширять) заданные рамки. Творческий человек способен образно довести до окружающих свои идеи, вдохновлять других, убеждать, что невозможное - возможно, и, в конечном итоге, добиваться успеха, несмотря на преграды.
А.Е.: Как связаны между собой лидерство и творчество?
П.В.:Зачастую лидер видит, что возможно и необходимо сделать для достижения цели; но при реализации этого видения окружающие нередко становятся обузой. Очень важно, чтобы он научился делиться этим видением с окружающими, чтобы люди вдохновлялись и поддерживали его. Лидерам, если они хотят увлечь людей за собой, нужно быть очень гибкими в общении и поведении, а это требует творческого подхода. Харизма - это волнующее дуновение сотворения.
А.Е.: Какие модели управления кажутся Вам сегодня наиболее прогрессивными?
П.В.:Думаю, что все еще свежо и жизненно понятие «обучающаяся организация». Системные подходы, используемые при этом, позволяют осмысливать стратегию и динамику всей организации нелинейно; признается важность обратной связи. В бытовой ситуации прямолинейная логика допустима, но организации и рынки, как правило, развиваются по другим законам. Например, уверенность не вызывает роста, а рост - уверенности, как это можно было бы предположить. Правильнее было бы сказать, что они усиливают друг друга циклично. Для делового лидера важно обладать целостным (холистическим) мышлением, если он действительно хочет разбираться в том, что происходит в системе, частью которой он является.
А.Е.: Одной из целей коучинга является обретение клиентом высокой степени свободы и независимости. Насколько это достижимо в российских условиях и возможно ли это вообще в обществе, воспитанном в авторитарных традициях?
П.В.:Каждый человек вовлечен в процесс развития, ведущего к более высоким степеням автономии. Такова природа роста. Это верно и для обществ с авторитарной традицией. Проблема в том, насколько хорошо мы можем функционировать даже в неблагоприятных условиях. Цель коучинга состоит в поддержке лучшего качества действий, более полной центровки личности и создании условий для реализации потенциала личности. А это универсальные понятия, не зависящие от местных условий. Ведь и в российских условиях люди растут и обретают самостоятельность. Коучинг является катализатором роста, он может сделать путь развития гладким.
А.Е.: Как вы оцениваете перспективу развития коучинга в России и каковы отличительные особенности российских консультантов?
П.В.:Думаю, что людям потребовалось какое-то время на то, чтобы понять, что такое коучинг, поскольку такие слова как «тренер» и «коуч» иногда заменяли друг друга, что приводило к путанице как внутри, так и за пределами России. Оба понятия, как метафоры, происходят из мира спорта. Так в футболе, в разных странах, один и тот же вид деятельности иногда определяется как работа «тренера» или «коуча». Я думаю, что россияне быстро поняли, что в стремительно меняющемся мире, чтобы быстрее чему-то научиться или приспособиться, необходима помощь извне. В некоторых областях, таких как политика, это привело к появлению целой индустрии консультантов по имиджу. Думаю, что теперь более важными, скорее всего, станут сущностные вопросы. По-моему, эта тенденция не отдалит, а наоборот позволит российским коучам стать еще ближе к тем процессам, которые происходят в других странах. Поживем, увидим.
Комментарии: