Коучинг в силу своей привлекательности и эффективности довольно быстро завоевывает позиции на российском рынке консалтинговых услуг. Несмотря на то что как самостоятельный вид услуги в России коучинг появился сравнительно недавно, компаний, предлагающих его, уже немало. |
|
Основные посылки коучинга
Маркетинговое исследование рынка коучинга, проведенное в 2003 году в России, выявило более 30 компаний, заявляющих о предоставлении этой услуги. Однако у специалистов этих компаний до сих пор нет единства мнений в понимании идеи и процесса нового метода. Под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги (иногда весьма высокого качества): тренинги, психотерапия, индивидуальное психологическое консультирование. Только около трети специалистов, называющих себякоучами,предоставляют услугу, близкую к коучингу. Остальные называют этим термином нечто другое, может быть слегка похожее внешне. Такой ситуации способствует плохая информированность клиентов и неадекватное представление о новой услуге.
Неудивительно, что практикующие коучи разделяют лишь некоторые основные посылки коучинга - проявление внутреннего потенциала; направленность работы не на прошлое, а на будущее; личностное развитие; не избавление «от», а движение «к». Также есть единство во мнении, что компетенция коуча складывается из трех составляющих: наличия практических психологических навыков, неординарных личных качеств и умения разбираться в бизнес-процессах.
В то же время многие согласны с утверждением, что «тренер не обязан быть спортсменом» - коуч не должен быть экспертом. За пределами этого базового понимания мнения экспертов порой значительно расходятся. Это касается возможностей корпоративного коучинга, собственно технологии процесса и так далее.
Возможности специализации
Можно выделить несколько компаний, которые понимают коучинг близко к тому, как он представляется теоретиками метода. Среди них - ЦП КУБ , «ММ-Класс» , «Интерком Персонал» , «Мастерская Достижений» , Kaplan &Galata , RHR Internаtional/Экопси . Нельзя также упускать из виду, что коучингом занимаются достаточно большое количество индивидуальных консультантов. В силу специфики услуги (ее привязка к личности коуча; эксклюзивности и некоторой закрытости; личных каналов рекрутирования клиентуры) индивидуальные и «теневые» коучи оказываются не менее успешными.
На западном рынке с ростом спроса на коучинг увеличивается спрос на коучей в конкретных областях. Происходит углубление специализации. Бизнес-коучинг включает коучинг высшего руководящего звена, коучинг малого бизнеса, а также корпоративный, маркетинговый, финансовый, командный и так далее. Коучинг охватывает и другие сферы: семейную, молодежную, мотивационную, коучинг взаимоотношений, коучинг творчества, здорового образа жизни и так далее.
Российский рынок не настолько широк, чтобы возникла специализация. 80 % запросов клиентов касаются бизнеса, карьерного роста, вопросов лидерства, повышения эффективности. В дальнейшем деление рынка может идти по нескольким направлениям:
1. По форме работы возможно выделить индивидуальный и корпоративный коучинг. На российском рынке под корпоративным коучингом понимается обычный тренинг. В западной же практике - это обучение менеджеров среднего звена определенному стилю управления, который подразумевает особую культуру отношений, передачу некоторых полномочий своим подчиненным и вовлечение в бизнес рядовых сотрудников. Корпоративный коучинг очень популярен в Европе. В Америке стремительно развиваются индивидуальные виды коучинга.
2. В зависимости от сферы самореализации клиента можно выделить бизнес-коучинг и личностный коучинг. Бизнес-коучинг иногда называют executive, career, а личностный - personal, life coaching. Подобное деление носит достаточно условный характер, так как большинство задач инициированы бизнесом и носят комплексный характер.
3. В зависимости от содержания задач возможна специализация коучей по направлениям бизнеса или по формированию отдельных навыков (карьерный рост, лидерские качества, публичные выступления). Такое разделение характерно для высокого уровня развития рынка, поэтому в ближайшее время особого движения в этом направлении ждать не стоит.
4. Относительно социальных групп клиентов бизнес-коучинг предполагает работу с владельцами, топ-менеджерами, менеджерами. Личностный - с женщинами, родителями, подростками, пенсионерами. Однако говорить о подобной специализации на российском рынке еще рано.
Болезни роста
Эксперты предсказывают, что вместе с ростом спроса на коучинг стоит ждать на рынке наплыва некачественного предложения. И как следствие возможна дискредитация услуги. «Засорение» рынка неизбежно. Этому способствует как новизна услуги, так и такая ее специфика, как «нематериальность». Подобной «болезнью» переболели многие рынки услуг: рынок тренингов, PR-рынок и так далее. Противостоять негативным тенденциям можно лишь с помощью институционализации рынка коучинга: через появление ассоциаций, создание системы обучения, сертификатов и специализированных СМИ. Работа в этом направлении уже ведется. Существует как минимум три обучающих проекта: профессиональное обучение и сертификация коучей ведется в ЦП КУБ (М. Аткинсон), проектом «Коучинг из первых рук» занимается С. Чумакова, интернет-обучение CoachVille в России продвигает фирма «Kaplan&Galata».
На данный момент для большинства компаний и тренеров коучинг не является единственным или даже доминирующим видом деятельности. Рынок не сформирован, и многие осознают необходимость кооперации действий по его формированию. Ни у кого из участников рынка нет сомнения, что у коучинга очень хорошие перспективы развития.
Светлое будущее
У экспертов нет расхождений в оценке темпов развития коучинга. Принимая во внимание закономерные сложности, они прогнозируют бурное, экспоненциальное развитие новой услуги в ближайшие годы. Оптимистичный прогноз основан на нескольких показателях: оценке российского рынка психологических услуг, тенденциях развития российского бизнеса, практике мирового рынка коучинга. В первую очередь стоит отметить общую тенденцию активного развития российского рынка консалтинговых и психологических услуг.
Процесс коучинга необычайно интересен по самой своей природе. Возможно, сегодня мы еще не в состоянии оценить всю его глубину и мощь. Но на самом деле каждый примеряет коучинг в своей наработанной нише и, видя впечатляющую эффективность, спешит использовать новый опыт и предлагать на рынке как новую услугу, причем естественным образом «совершенно отличную от всех других». Это наглядно демонстрирует основное определение коучинга - как мастерства, проявляющего внутренний творческий потенциал человека.
Вполне очевидно, что за невозможностью определиться в едином понимании метода скрывается его универсальность. Коучинг - это мастерство, которым должны хорошо владеть все, кто учит других или руководит, от генерального директора до учителя и родителя. Коучинг нужен любому человеку, который развивается и совершенствуется.
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОУЧИНГА
Тенденции развития рынка |
Возможности для развития |
Вызовы |
Новый рынок (не только в России, но и во всем мире) |
У компаний на стадии его освоения больше шансов стать лидерами на рынке.Отсутствие конкуренции |
Компаниям придется затратить массу ресурсов на формирование самого рынка |
Стремительное развитие рынка |
Большие возможности для развития - множество направлений, форм работы, социальных групп клиентов. По оценкам экспертов, в ближайшие 2-3 года российский рынок увеличится в несколько раз |
Неизбежна некоторая дискредитация услуги, что потребует от серьезных участников рынка дополнительных усилий по реабилитации |
Коучинг в России не институционализирован (нет ассоциаций, системы обучения и так далее) |
Участие в формировании сообщества - эффективный и ненавязчивый способ продвижения на рынке |
Нет признанных формальных доказательств качества предоставляемой услуги.Мало профессиональных коучей |
Клиенты плохо знают об услуге |
Хороший информационный повод для продвижения |
Основная масса клиентов приходит по личным каналам.Неадекватное представление об услуге |
Персонифицированный бизнес:многое зависит от личности коуча |
Персонифицированная презентация бизнеса считается одной из самых эффективных |
Неустойчивость бизнеса.Большое влияние на развитие рынка оказывают «теневые» коучи |
Бизнес-потребности клиента инициируют запрос на коучин |
Дешевый канал рекрутинга клиентов.В будущем это будет способствовать в развитию спроса на корпоративный коучинг |
Невозможность специализации в ближайшее время |
Комментарии: