Если вы покупаете авто, «непрямые» расходы на него - скажем, ущерб от поломки или угона - могут сильно превысить «прямые» затраты на его приобретение и эксплуатацию, заложенные вами в бюджет. Но в случае с машиной такие издержки покрывает страховка. А кто возместит «непрямые» затраты, если речь идет об IT в вашей компании? И, для начала, как определить состав и объем этих расходов? Об этом - в статье Алексея Смирнова.
Большинство отечественных предприятий только начинает осознавать актуальность планирования и снижения расходов, связанных с использованием информационных технологий. Закономерно возникает вопрос: какие организационные и технологические решения целесообразно применять для управления этими расходами? Первоначальные затраты, связанные с покупкой вычислительной техники, - это только вершина айсберга. Как же выяснить реальную величину издержек на содержание информационной системы?
Что такое ТСО
TCO (Total Cost of Owneship, совокупная стоимость владения) - методика, разработанная в конце 80-х годов XX века компанией Gartner Group для расчета финансовых затрат на владение компьютерами на платформе Wintel(MS Microsoft+Intel). Методика была усовершенствованна в 1994 году фирмой Interpose и переработана в полноценную модель анализа финансовой стороны использования информационных технологий.
Почему нужна какая-то специальная методика? Для того чтобы рассчитать финансовые затраты на IT, возьмем бухгалтерскую книгу (базу данных) и будем выбирать записи, тем или иным образом связанные с информационными технологиями, - зарплата сотрудников IT-отдела, приобретение вычислительной техники, комплектующих к ней, расходных материалов и так далее. С точки зрения TCO, это так называемые «прямые», или «бюджетные», расходы. Но есть еще неявные финансовые вливания в содержание «своей» информационной системы, затраты и потери, связанные с ее функционированием, и так далее, и тому подобное. Причем авторы методики TCO утверждают, что такие затраты составляют основную долю совокупной стоимости владения IT-инфраструктурой. Эти затраты называются «непрямыми расходами» и, согласно многолетней практике расчетов TCO, превосходят упомянутые выше «прямые расходы» в 3-5 раз. То есть на самом деле предприятия тратят на содержание своих информационных систем гораздо больше средств, чем предполагают. Почему так происходит, и можно ли оптимизировать затраты на содержание собственной IT-инфраструктуры?
Именно эти цели и преследует методика TCO. Но для того, чтобы понять, как можно управлять расходами на содержание IT-инфраструктуры, нужно сначала понять, как они рассчитываются.
Наглядный пример
Для того чтобы понять суть методики расчета совокупной стоимости владения, рассмотрим в качестве примера покупку и эксплуатацию автомобиля.
Автомобиль можно приобрести в салоне, заплатив ту или иную сумму. Все ли это затраты? Нет - нужно еще застраховать его, оформить документы на право собственности, зарегистрировать автомобиль в автоинспекции. Все в порядке? Можно ехать.
Теперь - эксплуатационные расходы. Понятно, что автомобилю нужен бензин, масло, тосол, жидкость в омыватель. Что еще? Ну, пожалуй, придется заплатить налоги на автотранспорт, определяемые законодательством. Да - периодически нужно проводить техобслуживание. Менять те или иные «расходные материалы» (фильтры, свечи, шины, лампы в фарах и прочее). Проходить раз в год техосмотр. Вроде бы, все.
В рамках методики TCO это будут «прямые расходы». Их можно с достаточной степенью достоверности рассчитать заранее и спрогнозировать на весь период эксплуатации автомобиля.
Теперь давайте прикинем «непрямые расходы»:
- Автомобиль может сломаться - как сам по себе, так и от некачественного бензина или от несвоевременного обслуживания. Придется чинить его самостоятельно (тратя свое время) или везти в сервис - за деньги.
- Автомобиль может попасть в аварию, его могут поломать или угнать с парковки или со стоянки.
- Дорожные происшествия могут нанести вред здоровью водителя, пассажиров и других участников движения.
- Случайные или умышленные нарушения ПДД приведут к штрафам, конфискации водительского удостоверения или другим неприятностям.
- Все вышеперечисленные происшествия отнимут ваше время и нервы. Вы опоздаете туда, куда ехали, сорвутся встречи, сделки и контракты, будет испорчен отдых, кого-то не встретят с поезда и самолета и так далее.
Совершенно очевидно, что эти расходы могут в разы превысить первоначальную стоимость автомобиля. Некоторые из них можно учесть и даже распланировать на будущее (хотя бы по порядку величин), некоторые предвосхитить невозможно. Значительная часть таких «непрямых расходов» напрямую зависит от вас - от стиля вождения, эксплуатации автомобиля, соблюдения правил дорожного движения.
Вы скажете: «Все верно! Дорожное движение - опасная штука. Поэтому у меня есть страховка. А на автомобиль - гарантия автопроизводителя». Замечательно. А теперь давайте себе представим, что IT-инфраструктура вашего предприятия - это описанный выше автомобиль. Покупка автомобиля - начальные затраты на внедрение информационных технологий, текущие расходы - они есть и там, и там, механик в автосервисе - это ваш IT-отдел. Вполне функциональная аналогия. Только маленькое «но». У вас вообще нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало «автостраховку», - не существует внешних структур, страхующих вас от финансовых рисков и возможных потерь в сфере IT. Нет и гарантии на весь «автомобиль», только на некоторые его детали - в рамках IT-инфраструктуры вы можете лишь получить гарантию производителя на отдельные компоненты - компьютеры, принтеры, сетевое оборудование и тому подобное.
Какие затраты учитывает TCO?
Надеюсь, вам понятна приведенная выше аналогия. Теперь давайте разберемся, что, с точки зрения методики TCO, учитывается при расчете затрат на эксплуатацию IT-инфраструктуры. Сначала разберем «прямые затраты».
Оборудование и программное обеспечение:
- Покупка оборудования - ноутбуки, рабочие станции, сервера, периферийные устройства (мониторы, принтеры, сканеры и прочее), устройства хранения информации, источники бесперебойного питания, карты расширения всех видов, сетевое коммуникационное оборудование (хабы, коммутаторы и так далее), кабельная система, оборудование серверной комнаты, климат-контроль для нее (если есть).
- Приобретение программного обеспечения - все приобретаемое и оплачиваемое отдельно программное обеспечение, включая все виды лицензий, подписка на обновления для ПО.
- Аренда компьютерного, коммуникационного и копировально-множительного оборудования.
- Затраты на комплектующие (дополнительная память, жесткие диски, CD-ROM и так далее) и расходные материалы (тонеры-картриджи для принтеров и копиров, ленты и диски для резервного копирования и тому подобное).
Затраты на IT-персонал:
- Зарплата всех сотрудников, занятых в сфере информационных технологий (включая руководство).
- Командировочные затраты, связанные с IT-персоналом.
- Обучение и сертификация персонала.
- Аутсорсинг (оплата IT-услуг, оказываемых внешними подрядчиками).
Затраты на каналы связи, сервисы интернета и электронного обмена данными:
- Абонентская плата за интернет-подключение и каналы связи между офисами, если таковые имеются.
- Абонентская плата за «Банк-клиент», приложения электронной коммерции и так далее.
- Содержание web-сервера (если он размещен на площадке провайдера), поддержка доменного имени, внешних серверов электронной почты и прочее.
- Оплата удаленного доступа сотрудников, работающих вне корпоративной сети.
Теперь проанализируем «непрямые затраты». Формально, сюда следует отнести все затраты, связанные с эксплуатацией IT-инфраструктуры, но не имеющие статьи в бюджете предприятия. Согласно современным представлениям о расчете совокупной стоимости владения, к таким затратам относятся:
- Самообучение пользователей работе со своим компьютером и набором программного обеспечения, обучение коллег и помощь им.
- Самостоятельное обслуживание пользователем своего компьютера и набора программ - резервное копирование, восстановление после сбоя, отладка программ, установка драйверов новых устройств и так далее.
- Использование служебных компьютеров и информационных систем для «работы на сторону», для развлечения, игр и тому подобного.
- Коррупционные схемы при покупке оборудования, комплектующих и расходных материалов, заказе услуг.
- Простои в работе информационной системы в целом или отдельных ее частей, связанные с:
- недостаточной мощностью (низкой доступностью) или неустойчивой работой компонентов системы;
- ожиданием реакции со стороны IT-сервиса;
- запланированного или внепланового (аварийного) останова системы или отдельных ее частей.
Обычно предполагается, что каждый пользователь корпоративной сети тратит не менее 80 рабочих часов в год (10 рабочих дней, 2 календарные недели) на самообучение и на обслуживание своего компьютера. Но практика показывает, что эту цифру можно смело увеличивать в полтора-два раза.
Расчет «непрямых» расходов на содержание IT-инфраструктуры - достаточно сложная вещь. Для того чтобы в рамках методики TCO учесть все перечисленные выше пункты, нужно провести всеобъемлющий аудит информационной системы предприятия. На что следует обратить внимание в первую очередь?
- Провести детальный анализ (аудит) IT-инфраструктуры, выявляя при этом узкие места (недостаточная надежность, доступность или низкая производительность тех или иных компонентов системы, отсутствие резервного копирования, антивирусной защиты, корпоративных систем защиты информации и прочее).
- Проанализировать все сбои и простои, случившиеся в сети за выбранный вами период, акцентируя свое внимание как на причинах, приведших к останову, так и на действиях по его ликвидации. Если останов был плановый (регламентные работы, апгрейд и прочее) - следует выяснить, выполнялись ли данные работы в рамках заранее согласованного плана, были ли завершены в срок.
- Если в организации существует централизованная служба компьютерной поддержки (Help Desk или Service Desk) - нужно проанализировать скорость прохождения заявок на сервисные работы и выяснить причины, приводящие к задержкам в их исполнении. Вообще говоря, централизованная служба компьютерной поддержки должна функционировать в рамках международных стандартов (ITIL и/или CobIT). Правильная организация такой сервисной службы - залог эффективной работы.
- Следует наладить стратегические партнерские отношения с несколькими наиболее удобными для вас поставщиками аппаратных и программных решений, комплектующих и расходных материалов. Такой подход позволит иметь единую схему гарантийного ремонта, прогнозируемые сроки поставки товара и так далее. Работа с небольшим числом предпочтительных поставщиков позволяет свести на нет всякого рода коррупционные схемы, получить официальные бонусы и преференции в качестве постоянных покупателей.
- Необходимо минимизировать «видовое разнообразие» аппаратного обеспечения корпоративной сети. То есть, нужно выбрать какого-то одного производителя для ноутбуков и рабочих станций, серверов, сетевого оборудования, копировально-множительной техники. Это позволит не только стандартизировать процессы обслуживания такой техники, но и ощутимо экономить на комплектующих и расходных материалах.
- Часть наиболее типичных сервисных работ стоит перевести на аутсорсинг - отдать на обслуживание сторонним сервисным организациям. Например, в случае наличия на вашем предприятии нескольких однотипных АТС или копиров будет гораздо дешевле передать их на обслуживание сторонней организации, чем держать у себя в штате соответствующего специалиста. Аналогично решается вопрос с обслуживанием некоторых достаточно широко распространенных программ - «1С», «Парус» и так далее.
- Провести аттестацию персонала предприятия на предмет компьютерный грамотности и проверять заявленный уровень таковой при приеме сотрудников на работу. В трудовой договор (контракт) должен быть внесен пункт, касающийся ответственности работника за неправомерное использование служебных рабочих станций и информационных систем.
Как пользоваться методикой TCO
Эффективность методики TCO подтверждена временем - она уже более 20 лет успешно применяется для анализа сложных информационных систем. На сегодня аудит информационных систем по стандартам Gartner Group является одним из наиболее распространенных приемов, применяемых для выработки рекомендаций по оптимизации затрат на IT.
Даже однократная оценка совокупной стоимости владения IT-инфраструктурой может повысить эффективность управления затратами, тем самым увеличивая выгоду от использования информационных технологий на предприятии. Если учет затрат на IT-инфраструктуру по методике TCO будет проводиться на регулярной основе - это даст возможность не только оптимизировать затраты на содержание и развитие информационных систем, но и привести план развития IT-инфраструктуры в соответствие основным бизнес-целям предприятия.
Методика расчета совокупной стоимости владения хорошо документирована, разработано и продается специальное программное обеспечение (TCO Analyst, TCO Manager, TCO Snapshot Tool и другие), позволяющее учитывать все описанные выше показатели. Использование такого программного обеспечения позволяет проводить расчеты TCO самостоятельно.
Однако было бы странно предположить, что вопросы проверки работы IT-инфраструктуры и сервисных служб будут возложены на существующий в компании отдел информационного обеспечения. Для того чтобы непредвзято посчитать все затраты в рамках методики вычисления совокупной стоимости владения IT-инфраструктурой, рекомендуется пригласить сторонних консультантов. Профессиональные консультанты, в отличие от отдела информационного обеспечения, не являются заинтересованной стороной, им не потребуется скрывать те или иные махинации или просчеты - в данном случае они будут выступать независимым арбитром. Более того, этим консультантам не понадобится разбираться в методике расчетов совокупной стоимости владения и в инструментах для ее расчета - это их специализация.
Для эффективной работы по аудиту IT-инфраструктуры предприятия необходимо сформировать рабочую группу, в состав которой войдут сторонние специалисты и ряд менеджеров со стороны предприятия заказчика. Менеджеры со стороны заказчика должны быть специалистами в прикладных областях, связанных с бизнес-процессами компании, - они будут выполнять функции бизнес-аналитиков. Рабочая группа должна в обязательном порядке включать одного из топ-менеджеров предприятия, наделенного полномочиями принимать ответственные для бизнеса решения.
Результатом работы такой рабочей группы будет план по реформированию сервисных IT-служб, по модификации (устранению узких мест) IT-инфраструктуры предприятия. Итоговыми документами станут планы по развитию информационных систем на ближайшую перспективу, включая рекомендации по IT-бюджету, а также ряд внутренних регламентов, регулирующих описанные выше производственные процессы.
Расчет совокупной стоимости владения (TCO), обработка его результатов и составление рекомендаций по оптимизации затрат на IT-инфраструктуру предприятия - один из признанных инструментов повышения эффективности бизнес-процессов и получения конкурентных преимуществ. Вы можете проводить процедуру TCO своими силами, однако мировая практика показывает, что в этом случае эффективность инструмента будет снижена за счет недостаточной квалификации и внутренних противоречий в рабочей группе, созданной из ваших специалистов. Вы можете привлечь к проведению TCO группу профессионалов, которая организует работу на значительно более высоком уровне и подготовит рациональные и эффективные решения. Выбор за вами.
Комментарии: