Тема личной публичности при построении карьеры практически неисчерпаема, и я буду возвращаться к ней снова и снова. Например, сегодня я готова поделиться своими рассуждениями на тему «личного бренда». С чего бы начать? Наверное, сразу с конкретного примера.
Фрагмент диалога рекрутера с господином «ХХХ»:
- Я теперь дорого стою, у меня же теперь есть «личный бренд»…
- Да вы что? Хорошо, что предупредили, а то мы бы никогда не догадались. Позвольте - уточнить, и давно он у вас?
- Да вот осенью одни ребята сделали… Теперь нужно вложенные в это деньги отбить… Вот, предложения рассматриваю. Ну, что вы мне можете предложить?
- Вообще-то, «дорогой» вы наш, хорошего доктора по вправлению мозгов…
Ну, что к этому можно добавить? Безусловно, кризис - период, когда необходимо проявлять креативность, а многим игрокам рынка переключаться с корпоративных клиентов, сокративших бюджеты на «физиков». А что хотят физические лица в кризис? Стабильности, чуда, конкурентных преимуществ перед другими в ситуациях сокращений и массовой безработицы, ощущения собственной уникальности, исключительности, неуязвимости, благодаря которым неприятности пройдут стороной, в общем - внутренней уверенности и защиты. Короче, простые, понятные человеческие чувства.
Продавцы думали-думали, и придумали - модную антикризисную идею под названием «личный бренд». В принципе, на первый взгляд, все очень привлекательно и позитивно - у вас есть определенные желания, мы можем их удовлетворить. Однако, в реальном исполнении и большинстве своем все получается как-то очень нелепо и бредоподобно. На каждом углу продаются инструменты по продаже себя. Стоят дорого. Столько денег нет? А сколько есть? Мы вам предложим комплекс услуг «на сколько есть». Вот так изо дня в день создается смешная и грустная история про то, как некоторые люди делают из себя клоунов - за свой собственный счет.
Почему это происходит? Как минимум, потому что люди не понимают издержек, которые влечет за собой данная технология, а также не осознают последствий от эксплуатации того инструмента, которым они не умеют пользоваться. Итак, чем же реально может навредить человеку так называемый «личный бренд»?
Начнем с того, что бренд создает впечатление о вас, некий «миф». И наиболее сильно его воздействие на тех, кто с носителем бренда в реальной жизни не пересекается. Первичное впечатление «потребителей» бренда может сильно измениться в результате непосредственного «живого» общения и делового взаимодействия. О вас создан определенный миф? Отлично, а как начет того, чтобы соответствовать ему в реальной жизни. Готовы ли вы, например, к тому, чтобы успешно исполнять сверх требования и сверх ожидания? Ведь потребитель вашего бренда будет ждать от вас постоянных чудес. А как же иначе? Ведь вы же Супер-Пупер-Мега! Или как?
Следующий постулат брендирования гласит: «Бренд обеспечит вам узнаваемость. Вы будете ассоциироваться с конкретными вещами, например, как эксперт в области «ХХХ» или человек, который может «YYY». Это, конечно, здорово, но ничего, что сейчас настало время быстрых перемен и необходимости быстрой адаптации? Думали ли вы о том, что со своим «личным брендом» можете неожиданно оказаться на полке для уже ненужных, утративших актуальность вещей. Печально звучит эпитет - «человек одного бренда». Или вы готовы позиционировать себя как - «человек по всем вопросам»?
Личный бренд не создается на пустом месте, его нельзя создать быстро и то, что называется - раз и навсегда. Это процесс. Он искажается под воздействием внешней среды, устаревает и его нужно не только создать, но и научиться грамотно управлять. И если «личный бренд» противоречит деловой репутации - то это личный бред… Истошно размахивать руками, выпрыгивать из толпы голов и истошно кричать, что «Я - пуп Земли!» не означает «создавать личный бренд». Внимание, наверое, привлечете... А дальше что?
Обещания гласят: «Личный бренд поможет вам выделится среди конкурентов». Да, может, однако, нет никакой гарантии, что это «выделение» непременно будет благоприятным для вас. Вообще-то можно «стать вне игры». Помните, как в песне поется: «О, Арлекино, Арлекино. Есть одна награда - смех!»
Еще одна козырная карта брендологов: «Личный бренд - это ваша дополнительная стоимость» (выражаясь красиво, «способ повышения своей капитализации на соответствующем рынке специалистов»). Да, действительно, есть такой эффект - тот, чье имя известно, устойчиво ассоциируется с дороговизной. Именно поэтому многие работодатели даже не рассматривают «брендовых кандидатов», так как они у них намертво связаны с идеей о дополнительных расходах на содержание, а также имеет место быть убежденность в том, что «таким людям уже не зачем работать, а нам нужны не те, на кого работает их имя, а умеющие работать руками». В общем, вполне можно стать музейным экспонатом, то есть создать такую ситуацию, когда все смотрят, но никто не покупает. На рынке лучше всего продается отнюдь не эксклюзив, а «соответствие стандартам», да, высоким - но стандартам. На эксклюзив спрос редкий - и позиций и реальных покупателей крайне мало. Личный бренд вам все еще нужен?
Отлично. А имеете ли вы четкую цель для его создания? То есть ответы на вопросы: «Зачем вам личный бренд?», «Что именно вы планируете донести до своей целевой аудитории?» «И вообще, кто ваша целевая аудитория?» Уверены ли вы в том, что данная технология является подходящим инструментом для достижения поставленных целей? И вы обладаете достаточным ресурсом не только для создания «личного бренда», но и для грамотного поддержания его в управляемом и дееспособном состоянии? Это же как автомобиль - вроде купил для того, чтобы быстрее передвигаться, а в итоге приобрел массу дополнительного геморроя: сервис, страховка, переобувка, пробки, козлы на дорогах, штрафы за несоблюдение правил, проблемы парковки, птички гадят, друзья оттягиваются на вечеринке, а вы вечно за рулем…
Хотя нет, это круче чем автомобиль, потому что это ваш «нематериальный актив» и не так-то легко оценить его текущее состояние, а также от него избавиться. Как говорится, не было у бабы заботы - купила баба порося.
Вам , наверное, приходилось слышать, что «личный бренд - это ваша дополнительная свобода, в том числе в выборе работодателя? Отчасти, я вам уже нелепость этого утверждения прокомментировала выше. Хочу добавить также и то, что бренд может привязать вас к определенной отрасли, области и профессии, и отвязаться от этого смоделированного впечатления может быть весьма и весьма трудно. В некоторых случаях, даже не возможно. Так что со свободой тоже облом. Личный бренд накладывает на своего носителя большой объем дополнительных обязательств и ограничений. Публичность вас гораздо больше ограничивает, чем делает свободнее.
В общем, продолжать эту историю можно бесконечно. Но, пожалуй, уже не имеет смысла. Осталось выразить лишь ключевую мысль: в неумелых руках и с неясными целями, такая технология как «личный бренд» - это надежный инструмент по самоуничтожению.
А вообще, пора открывать «Музей бесполезных личных брендов» И, кстати, интересно было бы посчитать, сколько суммарно люди потратили денег на покупку подобных ненужностей для себя? У меня вот уже накопился целый список кандидатов в «Общество сбрендивших», и он регулярно пополняется.
P.S: Справедливости ради хочу отметить, что сама по себе технология формирования «личного бренда» в умелом исполнении, в случаях когда она уместна и понятно с какой целью используется, мною уважаема. Улыбку вызывает ее тиражирование в промышленных масштабах и так сказать, «вынос в народные массы».
Комментарии: