Когда провожали на пенсию одного из старейших рабочих завода Ford, на церемонию пришел сам Генри Форд, чтобы лично выразить мастеру признательность за его труд и "золотые руки". А рабочий выразил Форду сожаление. |
|
В ответ на благодарность рабочий посетовал, что несколько десятков лет компания использовала только рабочие руки. А вот если бы использовала еще и головы - возможно, это принесло бы ей немало эффективных идей.
Корпорация Ford создавалась в индустриальном обществе, где доминирующим фактором успехе в бизнесе были средства производства. Точно так же, как Форд посадил весь мир за руль автомобиля, годы спустя Билл Гейтс усадил всех за компьютеры - общество перешло в новую фазу развития, где главный ресурс - информация, интеллект. Для бизнеса стали важны не лопаты и руки, а головы и знания.
А что будет дальше, что придет на смену информационному обществу? Какие ресурсы получат приоритет?
Еще Эйнштейн говорил: воображение важнее знаний. Возможно, с развитием информационных технологий человеческий IQ станет менее важен - с интеллектуальными задачами справится компьютер. На первый план выйдет эмоциональный интеллект - т.е. интуиция, способность к эффективным коммуникациям, то же самое воображение.
Недавно я прочла книгу шведского консультанта, футуролога Рольфа Йенсена "Общество мечты", где содержится прогноз грядущих для бизнеса изменений. Он утверждает: разум уступает эмоциям, и компании, которые не смогут перестроиться согласно новой рыночной логике - обречены.
Компания будущего
Что характеризует эффективную компанию нового, "эмоционального" общества:
1. Прежде всего - быстрота: компании будут либо быстрые, либо мертвые. Процесс развития станет не ритмичным, не поступательным (от ступени к ступени), а идущим по диагонали, т.е. целеустремленно и прямо вверх, без передышек. Успешные компании демонстрируют этот подход уже сегодня - инновационные процессы в них происходят непрерывно.
2. Великие новые идеи. Т.к. на первый план будет выходить необходимость удовлетворения эмоциональных потребностей человека (клиента, покупателя), идеи должны быть связаны с историей, обращением к традициям, убеждениям - все это станет более ценным и востребованным. Примеры подобного подхода можно найти уже сегодня - например, в рекламном бизнесе. Все больше людей стремится покупать продукты, полученные "естественным путем", натуральные, экологически чистые и т.д. И телереклама нам трогательно рассказывает про пасущихся на заливных лугах упитанных коров, которых доят чуть ли не вручную. Рекламщики быстрее всех почувствовали, насколько важны потребителю подобные эмоциональные истории.
3. Эффективный имидж. Это компания, которая транслирует определенные ценности, определенный стиль жизни. Все больше компаний станут похожи на политические институты - т.е. некие объединения, наполненные идеологией, с сотрудниками, которые полностью разделяют доминирующие там убеждения. Ростки будущего успеха сегодня можно увидеть в компаниях, подбирающих команду "под первое лицо". Речь не только о психологической совместимости, точнее, даже не столько о ней. Каждый руководитель имеет убеждения, которыми он не готов поступиться. Эти убеждения должна разделять и его команда: если для руководителя не существует ничего невозможного - он не сработается с людьми, которые будут искать у себя под ногами, а не смотреть вперед. Эффективный имидж компании будет складываться, прежде всего из ее идеологии. А идеи - вытекать не только из креатива, но и из ценностного уровня сотрудников.
Сотрудники компании будущего
То, какими должны быть сотрудники успешной компании будущего, непосредственно связано с характеристиками этой компании:
1. Мобильными, способными быстро принимать решения. А для этого им нужна смелость, способность рисковать, энергия.
2. Способными к творчеству, креативности. Для того, чтобы им хотелось творить, необходима высокая мотивация. И она все менее будет связана с финансовой стороной, и все более - с организационной культурой, открывающей сотруднику возможность удовлетворения потребности в самореализации себя как личности, управляющей собственной жизнью и жизнью компании. Все это потребует от компаний колоссальной работы: творчество - это вещь, управление которой очень трудно уложить в систему.
3. Умение работать совместно, в команде. Люди все больше и больше времени проводят на работе. Поэтому очень важным становится не просто умение общаться, но и сообща действовать, создавать.
Что делать, чтобы в компании работали именно такие люди? Где их найти, как ими управлять? Разберем по порядку.
Первое качество - смелость, энергия. Оно же - самое сложное. Нет ответа на вопрос, почему одному вечно чего-то надо, а другому - лишь бы было сытно и тепло. Энергия - это некая "искра божья", которая у небольшого количества людей ярко выражена, у большинства - "спит" до поры до времени, а у некоторых, к сожалению, и не проявляется в течение всей взрослой жизни.Как ее разглядеть - это, скорее, сфера отбора. Как эту искру раздуть - сфера мотивации. А уж если ее нет - все технологии управления тут бессильны.
Творчество, формирование креативности и управление всем этим - здесь у руководителя больше возможностей и воли. Инструменты - обучение, тренинги. Большое развитие в сфере мотивации получит и коучинг, стимулирующий человека работать на пределе своих возможностей. Эта система потихоньку завоевывает и российский рынок; на Западе коучинг уже доказал свою эффективность и стал в практике работы с персоналом уже чем-то само собой разумеющимся.
Таким образом, новая логика общества требует от бизнеса новых подходов к управлению, к развитию, и новых приоритетов в работе с персоналом.
Комментарии: