Как бы талантлив человек ни был, но коллектив всегда умнее и мощнее.
Н.А.Островский
Никто не сомневается в том, что сплоченный коллектив, верный корпоративным ценностям - один из залогов коммерческого успеха. Но готовы ли руководители компаний вкладывать деньги в команду специалистов, которые на них работают? На эту тему рассуждают ведущие специалисты по тимбилдингу и рекрутингу.
История вопроса - это всего пять десятилетий. Сама идея командных методов работы стала актуальной на Западе еще в 60-70 годы прошлого века, и стала активно внедряться в практику менеджмента после того, как наиболее прогрессивные и нацеленные на результат «акулы капитализма» увидели этот самый реальный результат. В то же самое время психологи подтвердили, что главные роли в достижении существенных успехов в предпринимательской и инновационной деятельности играют не отдельные личности с сильной харизмой, а слаженные рабочие группы - коллективы, команды.
Изучение этой сферы продолжается и в наши дни. Данные социологических исследований показывают, что самое важное профессиональное качество руководителя и менеджера - это умение формировать команду. То есть, иными словами, успешный управленец - это тот, кто является не только лидером, но и хорошим психологом, тот, кто умеет собрать вокруг себя коллектив единомышленников - продуктивную команду, с которой не страшны ни кризисные времена, ни какие-либо еще неизбежные перипетии. В этот момент и родился teambuilding (тимбилдинг).
Teambuildingпо-русски
Первая компания, которая стала заниматься командообразованием в России, появилась более 10 лет назад. Сегодня teambuilding-компании входят в event-индустрию России, правда, они заметно отличаются между собой. Так, какие-то компания занимаются всеми видами событийного маркетинга, а другие сосредоточены исключительно надо программами командообразования.
Сегодня у teambuilding-компаний уже большой опыт, у каждой компании есть возможность обращаться к примерам работы заграничных коллег и расширять свои возможности с помощью опытных тренеров и психологов.
В нашем коллективе свой программный отдел, для многих teambuilding-компаний сегодня это роскошь. Мы собрали 5 человек, которые много лет создают программы, постоянно общаются с тренерами, посещают все наши мероприятия и, регулярно, программы наших коллег - это является обязательным условием для эффективной работы.
Марьяна Давыдова, бизнес-директор компании «Технология Игр».
В 2008 и 2009 году многие специалисты event-индустрии остались без работы, крупные компании вовремя смогли инвестировать в людей и теперь они, безусловно, лидируют на рынке.
Анна, специалист рекрутингового агентства.
Если в 2008 году общее количество event-компаний в Москве сократилось с 1 500 до 300, сейчас ситуация стабилизировалась, но очень грустно было наблюдать, как в 2008 и 2009 году прекращали свое существование компании, оборот которых в 2007 составлял $2 млн и более.
Юлия Вербицкая, аналитик event-рынка.
Что модно в teambuilding?
Современный teambuilding включает в себя довольно широкий спектр проведения различных форматов мероприятий: от творческих конкурсов до экстрим-программ. Если 5 лет назад в тренде был «Веревочный курс», а 3 года назад «пиратская тема» и «поиски сокровищ», сегодня командообразование носит более глубокий характер. Teambuilding-компании, у которых есть креативный отдел, пишут каждую вторую программу для конкретного клиента. А также обрамляют всё мероприятие в единую концепцию - именно погружением участников в мероприятие достигается максимальный результат.
Почему только каждую вторую? Ответ прост и, как всегда, упирается в деньги. Есть разница в стоимости произведения искусства и репродукции.
Сегодня на тренингах для HR-менеджеров рассказывают о видах программ (спортивная программа, квест, трофи, фотоориентирование, творческая программа и прочее), их стоимостях и трендах. Куда лучше узнать все из первых уст. Об актуальных программах по командообразованию 2010 года рассказывает Марьяна Давыдова, бизнес-директор компании «Технология Игр» (www.t-igr.ru):
- Сегодня есть ряд популярных течений. Во-первых, это программы, написанные специально для мотивации и стимуляции sales-менеджеров. Видимо, после недавних проблем в экономике страны, стало понятно, что сила за продавцами, а чтобы они стали продавать еще быстрее и больше, их нужно мотивировать, обучать, с ними вместе нужно расти. Для них мы готовим тренинги, выезды и программы командообразования, где главным является работа на командный и групповой результат, расширение границ возможностей человека, как физических, так и интеллектуальных.
Во-вторых, популярность набирают трофи и «палатки», - продолжает Марьяна Давыдова. - Некоторые HR-департаменты определили, что для выполнения задач их компании максимально подходит создать для сотрудников экстремальные или приближенные к экстремальным условия и задачи. В-третьих, вернулись incentive-туры для топ-менеджеров, которые на время были забыты, и сейчас мы подходим к проработке маршрута с обновленными идеями, с еще большим энтузиазмом. Изменилось время, а, значит, места и форматы тоже меняются.
Возвращение конкуренции
После кризиса сдвинулись лидерские позиции, как в командообразовании, так и в eventв целом, - и это впервые за долгие годы. Возможно, поэтому сейчас обострилась конкурентная борьба, а инициируют ее по большей части клиенты. Стараясь оптимизировать бюджеты, компании-клиенты не ограничиваются одним постоянным подрядчиком, а регулярно проводят мониторинг рынков, чем вызывают постоянное движение клиентов и изменение в поведении eventкомпаний.
- К сожалению, в процессе кризиса своих позиций лишились многие сотрудники отдела персонала, а ведь именно эти люди отвечали за мотивацию, адаптацию, стимулирование и обучение сотрудников компании. На их замену пришли люди, часто без опыта работы с event-компаниями. Они позволяют себе выбирать компанию-подрядчика, например, только по наполнению сценария, который им прислали. Кроме этого, клиенты сейчас часто не придают значения рекомендациям и тенденциям рынка. Три года назад мы развивались вместе и были нацелены на результат, а сейчас мы тратим много времени на обучение наших клиентов и на соревнования с конкурентами, - комментирует ситуацию Ксения Томилова, компания ParadoxEvent.
В 2010 году количество и разнообразие программ значительно выросло по отношению к тому, что предлагали в 2007, ведь рынок «ожил» и претерпел изменения. Прогресс снова вернулся в эту сферу, а значит, новые тенденции и технологии командообразования не заставят себя ждать.
Для чего Вашей компании необходим тимбилдинг?
- внедрение новых корпоративных ценностей или поддержание корпоративных ценностей среди старых и новых сотрудников;
- формирование командного духа сотрудников компании для дальнейшей успешной деятельности;
- формирование лояльности сотрудников к компании;
- возможность выявить и реализовать личностный потенциал сотрудников;
- сглаживание конфликтов;
- знакомство сотрудников и отделов между собой;
- развитие способностей принимать решения в критических и нестандартных ситуациях;
- вы приняли решение провести оценку персонала, определить внутрикомандные роли и выявить лидеров;
- коллектив ждет отдыха после весеннего рабочего периода.
Комментарии: