Искусство говорить убедительно и красиво ценилось во все времена. А для современного бизнеса "зажечь" аудиторию - это неотъемлемая часть успеха. Как обидно бывает, когда интересная идея, выгодное коммерческое предложение или предложение о перспективном партнерстве не находят отклика у потенциальных клиентов, инвесторов или бизнес-партнеров. Как же найти подход к аудитории, достучаться до каждого?....
«Поэтами рождаются, ораторами становятся» - Цицерон
1. Соберите информацию о слушателях- возраст аудитории, профессиональная принадлежность, уровень осведомленности о предмете презентации. Необходимо проанализировать потребности аудитории - что ожидают от презентации. Начинать презентацию следует с того, что заведомо интересует аудиторию.
2. Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией с самого начала. Когда слушатели знают цели, которые ставит выступающий, это усиливает их внимание к тому, что они услышат.
3. Восприятие у женской и мужской аудитории различно.Для женщин большее значение имеет эмоциональная сторона общения, проявления человеческих качеств выступающего, его отношение к предмету выступления. Их привлекают примеры из жизни, касающиеся переживаний, детали и мелочи. Они лучшие слушатели, чем мужская аудитория. Но и острее чувствуют фальшь - их не удастся убедить голыми фактами, если они не поверили в то, что вы искренне верите в то, что говорите.
Для мужчин на первом месте компетентность выступающего - их интересуют факты, возможность получения информации и её дальнейшего практического применения. Они более нетерпеливые слушатели и задают больше вопросов (ответы должны быть логически обоснованными, желательно с цифрами).
4.Существует цифровой барьер восприятияи запоминания - не зависимо от продолжительности, презентация должна содержать не более 20 цифр, которые желательно объединять в смысловые группы по 2-3 цифры.
В устном выступлении количество цифрового материала должно быть ограничено - цифры утомляют. На него лучше ссылаться (диаграммы, короткие таблицы), а не приводить полностью. Однако выводы из цифровых данных являются наиболее аргументированными. Чтобы снять сомнения слушателей в точности приводимых цифр, рекомендуется называть их «подглядывая» в текст (даже, если вы помните их наизусть).
5.Не пытайтесь втиснуть слишком много материалав ограниченное время.Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».Превышение времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его.
Нередко трудно использовать в выступлении весь имеющийся материал, поэтому он должен быть отобран, исходя из степени убедительности. Остальной материал может быть помещен в раздаточные материалы или подготовлен для вопросов.
6. Слушатели плохо воспринимают чтение с листаиз-за отсутствия живого контакта между аудиторией и выступающим - письменный и устный - это разные языки.
«Я считаю, что собирать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться пешком, самому ехать рядом в автомобиле» - Уильям Брегг, физик Нобелевский лауреат.
7.Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона. Паузы создают впечатление, что собеседнику предоставляется возможность вставить реплику, если, естественно, он того пожелает.
Стремительный темп речи не является признаком быстроты мышления. Многие из нас говорят скороговоркой, когда нервничают и волнуются. Иногда люди стараются побыстрее высказаться, так как стесняются быть центром внимания.
Особенно характерна быстрая речь без пауз при публичных выступлениях и презентациях. Проблема состоит в том, что речь при этом делается монотонной, неинтересной и трудной для понимания.
8.Важным инструментом в устной речи являются повторения- в отличие от письменной речи, где повторение является признаком бедности языка, в устном выступлении оно психологически оправдано: повторения постепенно внедряют необходимую мысль в сознание слушателей. Запускается механизм, описанный немецким ученым Александром Гумбольтом: первая реакция - «Какая чушь!», затем - «В этом что-то есть», и наконец - «Кто же этого не знает!».
9.«Вы-подход»- убеждение должно вестись с позиции собеседника (аудитории). «Вам будет интересно узнать», «Вы знаете, что проблема заключается в том, что….», «Конечно, вам уже известно…», «Вы хотите…» (в противовес «Я бы хотел…», «Мне кажется интересным…»).
10.Схема убеждения: Внимание - интерес - желание - действие
-Внимание привлекается формой изложения и визуальными средствами
- Интерес возникает, когда слушатель поймет, что эта информация поможет удовлетворить какую-либо из его потребностей
- Желание возникает, когда слушатель видит, с помощью чего и когда его потребности будут удовлетворены
- Действие - возникает, когда слушателю понятно, что и как делать для достижения желаемого - на это направлена заключительная часть презентации
11. «Закон края» Основная идея и цель презентации должна быть ярко представлена и раскрыта в начале и конце выступления, так как именно эти части презентации сохранятся в памяти наиболее четко.
«Не всегда говори, что знаешь,
но всегда знай, что говоришь»
Клавдий
Комментарии: