Сегодня много говорится о повышении производительности труда, эффективном использовании рабочего времени и современных методах профессионального обучения.
Работая в библиотеке, я обнаружил целый пласт малоизвестной широкому кругу читателей литературы по вопросам научной организации и рационализации труда. Материалы из этих раритетов, меня потрясли новизной, актуальностью и способностью вдохновить на новые яркие идеи.
Выдержки я думаю, могут быть интересны и Вам.
Они способны передать Вам энергию предыдущих поколений в решении новых задачв этом направлении.
Выводы делайте сами.
Под повышением производительности труда, писал К. Маркс, следует понимать: "...всякое вообще изменение в процессе труда, сокращающее рабочее время, общественно необходимое для производства данного товара, так что меньшее количество труда приобретает способность произвести большее количество потребительной стоимости". (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 325).
"... Экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится законом даже в гораздо более высокой степени" (там же, т. 46, ч. 1, с. 117)
«Мы можем видеть и ощущать утечку материальных благ. Напротив, неловкие, не туда направленные и непроизводительные действия человека не оставляют за собой ничего видимого и ощутимого. Оценка их требует с нашей стороны акта памяти, усилия воображения. И в силу этого, несмотря на то, что наши ежедневные утраты из этого источника гораздо значительнее, чем убытки вследствие растраты материальных благ, последние глубоко затрагивают нас, тогда как первые производят на нас очень мало впечатления» (Тейлор Фредерик Уинслоу «Принципы научного менеджмента» И. Зак.-М.: Изд-во стандартов, 1991. - 104 стр.)
Вице-президент Toyota, Тайити Оно продолжает:
«Все, что мы делаем - это анализируем время от момента, размещения заказа клиентом, до получения денег. И мы уменьшаем этот временной интервал, избегая затрат»
(Тайити Оно Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства 2008 Издательство: ИКСИ)
«Прежде всего необходимо остановиться на понятии «производительность труда», достаточно истрепанном и запутанном благодаря неправильному и беспринципному его применению.
Перед производственником стоит основная задача-создание елико возможно большего количества продукции, достижение елико возможно большей успешности труда в предприятии. Эта успешность будет тем больше, чем больше продукции или выработки даст предприятие на человека в день. Мы это количество продукции, приходящееся на одного человека в один отработанный день, так и будем называть общим термином успешность труда.
Чтобы обеспечить высокий уровень успешности производственного труда, мы должны позаботиться, чтобы материалы соответствовали техническим заданиям и удовлетворяли техническим требованиям.
То же относится, в полной мере и к орудиям труда, ко всему производственному оборудованию: все машины, станки, инструменты и пр. должны быть сделаны из материала хорошего качества; также хороша должна быть их конструкция, и целесообразно должны быть выбраны их форма, вес и пр.
Кроме того, для достижения высокой успешности труда необходимо, чтобы все средства производства-и материалы и орудия труда-были хорошо и своевременно подготовлены для целесообразного использования.
Материалы должны быть заблаговременно рассортированы и надлежащим образом расположены у рабочего места.
Станки и машины должны быть в исправном состоянии; они должны быть снабжены всеми необходимыми приспособлениями; они должны быть целесообразно расположены таким образом, чтобы рабочие могли вести свою работу наилучшим образом, с наименьшим количеством заминок в работе, с наименьшим количеством лишних движений.
Инструменты должны быть у рабочего места в ремонтированном состоянии, должны быть расположены на такой высоте, на таком расстоянии и в таком порядке, чтобы рабочему легче было каждый раз доставать необходимый инструмент и потом с такой же легкостью и автоматичностью класть его обратно на место.
Таковы в общем те требования лучшего качества и рациональной организации, которые приходится предъявлять ко всем средствам производства»
(О.А.Ерманский. "Теория и практика рационализации" Том 1, М.-Л., 1930 г.)
«Руководитель мог целые годы правильно и целесообразно вести дело. По всей линии, поддерживая своевременным, умелым вмешательством достаточную устойчивость организации; но в одном вопросе ему изменила его интеллектуальная энергия, или просто на минуту ослабело внимание, - и получается часто непоправимый ущерб, иногда, как в боевой обстановке, полное крушение
Если в мастерской продукт проходит через руки нескольких работников, или в бюрократическом учреждении деловой посетитель через руки нескольких чиновников, то количество изготовленных штук продукта и отпущенных посетителей будет зависеть от работника и чиновника, выполняющих наименьшее число соответственных операций в час. Достаточно, чтобы из 10 один обладал ненормально низкой работоспособностью, и рабочая сила остальных 9 окажется, в соответственной мере, парализована». (Богданов А.А. «Очерки организационной науки» 1922.)
«Если мы не создадим систему рационального, быстрого, массового обучения, знайте: нас ждет производственная катастрофа, нас ждет провал культуры»(А.К.Гастев Трудовые установки. ЦИТ.М., 1924.)
«Самой важной и трудной задачей для организатора является подбор и обучение специальных мастеров, которые будут руководить и давать указания рабочим. Его успех будет, главным образом, зависеть от умения переделать и обучить этих людей. Найти их нельзя, - их нужно создать. Сам организатор должен обучать их новым обязанностям, по крайней мере в начале. Такое обучение должно производится, главным образом, путем личного исполнения работы. С объяснениями и теорией далеко не уедешь, - чтобы убедить, нужно показать все на деле» (Тейлор «Административно-техническая организация предприятий» 1919 г.)
«Главное затруднение при введении НОТ (научной организации труда) состоит в борьбе со старыми методами обучения».
«При НОТ отпадают все старые отжившие формы, в особенности изустная передача невежественным мастером, не имеющим никакого понятия о педагогике, традиции ремесла. Первым требование при новых методах обучения, является усвоение рабочими целеcообразных движений. (Ф. Гилберт «Азбука научной организации труда и предприятий» М., 1923 г.)
«Современная система ученичества настолько жалка и преступна с точки зрения современной техники, что нет слов для описания ее разорительности» (Ф. Гилберт «Изучение движений» Изд. ЦИТ 1924.)
«Тех, кто знает, что делать и как это делать, с большой выгодой можно использовать для обучения и приучения их к работе» (Г.Л. Гантт «Организация Труда» Москва 1923 г.)
«Наша основная задача - восстановление хозяйства СССР. На это обращено главное внимание партии, профсоюзов, государственных органов.
При каких условиях совершается эта работа по восстановлению?
Мы обладаем необъятными природными ресурсами. Сельскохозяйственная выставка с особенной яркостью показала, как мы богаты зерновыми хлебами и различными продуктами сельского хозяйства, как разнообразны и могучи наши лесные породы, какое обилие минералов кроется под поверхностью наших республик, как изумительны наши природные водные пути сообщения и как редкостны наши рыбные богатства. Выставка, можно сказать, заново открыла все щедрое изобилие природы Туркестана и Дальнего Востока, Закавказских республик и Сибири.
Даже Соединенные Штаты, имеющие на одной территории и тундру, и тропики, олений мох и хлопок, могут позавидовать нашим географическим условиям и разнообразию природных богатств.
Итак, потенциальные возможности нашего хозяйства исключительны. Но каковы реальные средства, чтобы их использовать?
Мы обладаем большим запасом рабочей силы, но эта рабочая сила не грамотна, не обучена, не квалифицирована. Слой квалифицированных рабочих и слой квалифицированной технической интеллигенции (инженеров) совершенно ничтожен.
Наше заводское оборудование бедно и недостаточно. Мы не обладаем совершенными машинами Америки, мы не в силах использовать успехи технического прогресса.
Наконец, наши материальные, наши финансовые ресурсы ничтожны. Из-за отсутствия средств план электрификации мы вынуждены выполнять крайне замедленным темпом. Машинизация сельского хозяйства, которая могла бы произвести полный переворот в нашем народном хозяйстве вообще, может совершаться лишь очень постепенно.
Мало того, наша работа по хозяйственному восстановлению страны происходит среди революционных бурь, когда каждую минуту мы можем оказаться в рядах сражающихся. Германская революция и обострение европейского кризиса могут снова превратить наши республики в вооруженный лагерь, и наша хозяйственная работа будет идти под звуки артиллерийского и пулеметного обстрела.
Работая при таких условиях, мы вынуждены проявить максимум экономии в расходовании материальных ресурсов и максимум учета и расчета в организации нашего хозяйства. Поэтому именно для нас (а вовсе не для американцев и англичан) особенно важно применить в данном случае принципы научной организации труда.
НОТ (научная организация труда) учит тому, как добиваться максимального эффекта при минимальной затрате сил и средств. НОТ дает нам принципы, как организовывать работу даже при наличии слабых ресурсов. НОТ заставляет нас внимательно изучать особенности материала и орудий, с которыми мы имеем дело, тщательно отнестись к работе человека и обдуманно применить те организационные начала, которые максимально облегчат ведение работы.
Мы, как бедуин, очутившийся в пустыне с одной бутылкой воды. Бедуину предстоит еще долгий семидневный путь, и чтобы дойти до цели, он должен тратить воду из драгоценной бутылки с точным педантичным расчетом, вымеренными порциями, которых должно хватить на все дни пути. В нашей бутылке - наши слабые материальные ресурсы, незначительный запас квалифицированных сил, слабое количество нашего технического умения и культурной подготовленности, и, чтобы пройти через пустыню разрухи до оазиса полного расцвета нашего хозяйства, мы обязаны тратить живительные запасы знаний и материалов с точным учетом.
Иначе говоря, только используя точные научные методы и приемы, т. е. принципы НОТ, мы сможем наибыстрейшим образом построить наше хозяйство на новых твердых началах». (Керженцев П.М.,Борьба за время. 1924)
«На одном съезде Советов я сидел рядом с американским журналистом. Заседание, назначенное в 11 ч., до часу еще не начиналось, как это у нас часто бывает. Журналист меня спросил:
- Сколько человек в зале?
- Тысячи три с половиной.
- Среди них много слесарей, токарей, модельщиков?
- Да, вероятно, в зале преобладают рабочие разных специальностей.
Тогда мой американец, что-то черкнув в книжечке, сказал:
- Мы сегодня потеряли 7 тысяч рабочих часов в ожидании начала заседания. При такой затрате рабочей силы можно было построить один, а то и два аэроплана.
Мы прождали еще «с пол-аэроплана», и только тогда заседание началось.
В самом деле, нам пора выражать наши бесконечные запаздывания в каких-то реальных величинах, например в аэропланах нашего воздушного флота. Тогда мы скорее осознаем экономическую гибельность нашей расхлябанности. Тогда мы научимся ценить время и работать с точностью.
Сберегая время, мы усиливает нашу промышленность, укрепляем наш воздушный флот».
(Керженцев П.М.,Борьба за время. П.М.Керженцев- 1924)
Памятка А.К. Гастева «Как надо работать» была вывешена в приемной Совнаркома.
Памятка: Как надо работать
1. Сначала продумай всю работу досконально. |
План |
2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления. |
Заготовка |
3. Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь. |
Чистота |
4. Инструмент располагай в строгом порядке. |
Порядок |
5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за своей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора. |
Установка |
6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь. 7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилу, а потом уже берись вовсю. |
Вход в работу |
8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи. 9. Во время работы не ешь, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы. 10. Не надо отрываться в работе для другого дела. |
Режим |
11. Работай ровно, работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер. 12. Если работа не идет, не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоиться и снова за работу. 13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу. 14. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, лучше потерпи. 15. В случае полной неудачи - легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начать работу. |
Выдержка |
16. Кончил работу и прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти. |
Еще раз чистота и порядок |
«Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем, неорганизованно работаем, бестолково работаем». (Н.Е. Введенский)
«Почему немец работает лучше русского!
Чтотакое научная организация труда?
Это значит - рассчитанная организации.
Но что же в ней рассчитано?
Вот что - точность обработки и скорость.
После этого скажите:
Рядовой немец лучше работает рядового русского?
- Конечно, лучше. А теперь еще вопрос.
Рядовой немец знает, что такое научная организация труда?
- Конечно, не знает.
- Даже не слыхал.
А теперешний рядовой москвич слыхал про научную организацию труда?
- Конечно, слыхал.
Он даже придумал сокращение: НОТ. - Если так, то чем же берет немец? «Отгадка», вытекающая из десятков откликов читателей и коллективных обсуждений, материалы которых печатались в «Правде» и в цитовском журнале «Организация труда», сводилась к тому, что «немец», не знающий слова «НОТ», обладает тем, что автоматически обеспечивает ему рассчитанную организацию работы - трудовой культурой. А нашему рабочему ее надо еще прививать. Именно прививать, а не проповедовать Ибо культура в цитовском понимании - это не «начитанность», а сноровка, и воспитывается она не агитацией, а тренажем». (А.К. Гастев «Как надо работать»)
Комментарии: