12.07.2011Позиционирование Коучинга в России

КАК ДОВЕСТИ КЛИЕНТА ДО ОРГАЗМА.

Автор: Ю. Паршиков

Коучинг появился в нашей стране в 1997 году, и где-то к 2001 году термин «коучинг» довольно прочно вошел в обиход тренинговых кругов. Вместе с тем место, которое занимает коучинг в России, существенно отличается от Америки, его родины. Согласно статистическим данным, в Америке к началу 2004 года насчитывалось около 100,000 коучей, т.е. порядка одного коуча на каждые тысячу человек.

В России число профессионалов, заявляющих, что они предоставляют услуги коучинга (вопрос, насколько эти услуги соответствуют стандартам Международной Федерации Коучей, мы рассмотрим позже) составляет порядка тысячи, то есть в сто раз меньше.

Это указывает на существенную разницу в позиционировании коучинга в Америке и России. В Америке большая часть профессионалов занимается персональным коучингом - личностный и карьерный рост, частное предпринимательство, возрастные кризисы, взаимоотношения и т.п. Пользоваться услугами личного коуча там стало практически явлением столь же обыденным, что и иметь семейного врача или личного адвоката.

В России же коучинг был принят на вооружение в первую очередь лицами и фирмами, оказывающими консалтинговые услуги, проводящие бизнес-тренинги и т.д. То есть коучинг стал позиционироваться как бизнес-коучинг или VIP -коучинг (коучинг первых лиц). Это естественно, поскольку покупательная способность данного сегмента рынка является наивысшей и стоимость бизнес-коучинга выше, чем стоимость персонального коучинга. Кроме того, в отличие от Америки, традиции иметь семейного врача или юриста у нас особенно нет.

Вместе с тем коучинг - это слишком хорошая вещь, чтобы быть доступной только людям с достаточно высоким уровнем дохода. Каковы же перспективы развития коучинга в России?

Во-первых, очевидно, что в России 100,000 бизнес-коучей просто не нужны. То есть если говорить об увеличении сферы услуг коучинга в стране, мы должны говорить о личном (персональном) коучинге. Текущая ситуация такова, что личный коучинг в стране совершенно не спозиционирован - то есть никто не знает, «что это такое, и с чем его едят». Более того, можно сказать, что бизнес-коучинг также недостаточно спозиционирован, или спозиционирован не достаточно корректно по отношению к стандартам Международной Федерации Коучей (МФК).

Стандартная практика PR рекомендует проводить позиционирование (формирование имиджа), «присоединяясь» к потокам, или явлениями, хорошо известными потенциальному потребителю. Интуитивный анализ подсказывает, что для России услугами, по своему качеству и популярности сопоставимыми с личным коучингом в Америке, могут быть услуги репетиторов. Для бизнес-коучинга можно взять в качестве аналога юридические консультации.

Это позволяет определить приемлемые цены на услуги коучинга, которые были адекватны спросу. Так для Москвы стоимость качественных услуг репетитора составляет $30 - $70 за занятие, в зависимости от его имиджа. Стоимость юридических консультаций - от $100, в зависимости от предмета консультации. Мы видим, что это вполне соответствует расценкам на коучинг на западе. В Америке средняя стоимость коуч-сессии составляет $70 для личного коучинга и от $120 для бизнес-коучинга.

Исходя из этого практикующие коучи на местах могут пересчитать стоимость своих услуг, чтобы обеспечить себе достаточное число клиентов. Для развитых городов, помимо Москвы средний уровень жизни примерно в два раза ниже, чем в столице. Для менее развитых регионов - в три, или даже в четыре раза ниже. То есть мы можем ожидать, что средняя стоимость коуч-сессии по стране будет порядка $25 для личного коучинга и от $50 для бизнес-коучинга. В каждой конкретной ситуации коуч может выяснить, какова стоимость услуг репетиторов или юрист-консультов (для предпринимателей) в его регионе, и ориентироваться на них, устанавливая свои цены. Соответствующий уровень дохода будет для него вполне адекватным.

Другим важным моментом в позиционировании коучинга является обеспечение высокого качества предоставляемых услуг. Даже в бизнес- и VIP -коучинге несоответствие реального качества услуг заявляемым привело к существенному снижению имиджа коучинга в стране. Часто в деловых кругах можно слышать негативные отзывы при одном только упоминании слова «коучинг». Ключевым моментом в решении задачи формированию правильного и коррекции сложившегося имиджа коучинга является утверждение и тщательное отслеживание стандартов коучинга. Именно с этой целью в 1997 году в Америке была создана некоммерческая организация «Международная Федерация Коучей» (МФК).

В России решение этой задачи видится аналогичным образом - создание общественного движения (как минимум неформального), которое бы занималось утверждением стандартов коучинга в стране - выполняя роль, аналогичную коллегии адвокатов или внутренних институтов участников фондового рынка, и отстаивая честь профессии. Стандарты МФК должны стать ориентирами для профессиональных стандартов в России. То же относится и к программам обучения коучингу. Это становится главной задачей на ближайшие несколько лет.

Подводя итог, коучинг является новой профессией для России. Его развитие требует работы по целенаправленному позиционированию личного коучинга и корректировке имиджа бизнес- и VIP -коучинга. В качестве аналогов для определения ценовой политики в областях личного и бизнес-коучинга можно рассматривать репетиторство и юридические консультации (для предпринимателей) соответственно. В качестве стандартов качества профессии однозначно должны выбираться стандарты Международной Федерации Коучей, хотя процедуры аккредитации (как коучей, так и образовательных программ) должны быть скорректированы в соответствии с российскими условиями.


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий