Когда дело касается выгодного трудоустройства, важно использовать все возможности, чтобы произвести на потенциального работодателя благоприятное впечатление и получить преимущество перед другими соискателями. Тут все средства хороши, даже такие, казалось бы, старомодные, как рекомендательное письмо.
Авторитетное мнение
Конечно, лучше всего получить отзыв от непосредственного начальника - бригадира, главы департамента, научной группы или директора фирмы. Подразумевается, что такой человек знает вас как никто другой, а потому его суждение о ваших деловых качествах будет наиболее компетентным и наверняка произведет впечатление на нового босса. Весьма котируются и характеристики от менеджеров по подбору персонала. Молодые специалисты, студенты могут в какой-то мере компенсировать отсутствие профессионального багажа, предъявив рекомендации от руководителя практики, заведующего кафедрой или декана факультета.
Нежелательно ссылаться на мнение специалистов одного с вами служебного уровня. Также опасно просить о подобной услуге тех, в чьей лояльности вы сомневаетесь, поскольку в организациях принято проверять представленные документы и звонить их авторам. Наконец, эксперты категорически не советуют предприимчивым кандидатам, склонным к авантюрным решениям, фабриковать бумаги такого рода. Негативный отзыв или уличение во лжи способны перечеркнуть все ваши планы и наградить репутацией проблемного соискателя.
Форма
Классическое рекомендательное письмо представляет собой краткую характеристику работника. Оно может быть составлено в произвольной форме, но не должно занимать больше одной страницы формата А4. Главное, чтобы после прочтения отзыва потенциальный наниматель получил ясное представление о претенденте на вакантное место.
Конечно, не так просто уместить в небольшой по объему текст максимально полное описание профессиональных возможностей и достижений человека, его личностных качеств. Поэтому желательно, чтобы документ состоял из фактов, а не представлял собой результат словотворчества. Кроме того, наиболее солидно выглядит характеристика на фирменном бланке, заверенная подписью составителя (с указанием должности, контактных данных) и печатью компании.
Примерная структура
На практике рекомендации часто являются результатом совместной работы увольняющегося специалиста и его теперь уже бывшего босса или же их составляют сами сотрудники, а затем отдают на подпись начальству. Конечно, такой подход сложно назвать корректным, но обычно у руководства нет времени или желания заниматься подобными вещами, поэтому умение подготовить характеристику пригодится каждому.
Итак, прежде всего документ необходимо озаглавить. Далее следует назвать организацию, где вы трудились, и указать, в каком качестве вас знает дающий рекомендацию человек. После этого можно переходить к основной части, а именно:
- упомянуть позиции, которые вы занимали за время службы в фирме с описанием круга своих обязанностей;
- рассказать о значимых достижениях;
- объяснить причину ухода (например, в связи с сокращением персонала).
Обычно текст заканчивают примерно такой фразой: «Профессиональные навыки и личностные качества И. И. Иванова позволяют рекомендовать его для дальнейшей работы на аналогичной должности. Уверен, что благодаря приобретенному в нашей компании опыту данный сотрудник будет востребованным специалистом».
С точки зрения рекрутеров, соискатель, предоставляющий рекомендации, показывает себя ответственным человеком, демонстрирует доверие и лояльность к нанимателю. Но здесь важно уточнить, мог ли рекомендатель действительно оценить работу, которую выполнял кандидат.
В письмах можно почерпнуть и сведения о добросовестности, порядочности, открытости соискателя. Это имеет значение при найме личных помощников, персональных водителей и домашнего персонала - для них личные качества порой важнее профессиональных. Претендентам на топовые позиции желательно указывать проекты, которыми они руководили, отзывы клиентов или партнеров.
Рекомендательные письма сейчас переживают новый виток развития, в прошлое уходят характеристики, не отражающие подлинной информации о человеке. В советское время такие документы печатали по шаблону, поэтому отдельные работодатели до сих пор относятся к ним скептически.
Если вы заинтересованы в престижной и перспективной должности, то при составлении письма тщательно продумайте не только его содержание, но и список самих рекомендателей.
Интересно, что на Западе, где нет трудовых книжек, именно рекомендательное письмо является главным документом при поиске работы. Отечественные наниматели обычно больше внимания уделяют резюме. Но одно дело - тщательно выписанный текст анкеты, и совсем другое - изложенное на бумаге мнение руководителя о бывшем подчиненном. Кстати, многие отечественные рекрутеры письменным характеристикам предпочитают устные, полученные по телефону от бывшего начальника, делового партнера или коллеги. Наверное, по этой причине соискатели, к сожалению, пренебрежительно относятся к рекомендациям. |
Комментарии: