Без чего даже самые уверенные в себе люди могут потерпеть неудачу? Конечно же, это мотивация! Мотивация дается нам даром, когда нам хочется что-то делать, и как дорого мы платим в последствии, если в нужный момент нам её не хватило!
Трудно тронуться с места
Существуют определенные ситуации, в которых мы хотели бы иметь мотивацию. Они отличаются от тех ситуаций, в которых нам не хотелось бы ее иметь. Вспомните, как вам хотелось съесть очередную плитку шоколада или четвертую по счету пиццу, или купить что-то совершенно ненужное. В таких ситуациях эту мотивацию следовало бы заменить чем-то другим. С другой стороны, когда вам не хочется чего-то делать, но нужно чтобы это дело было сделано, вам требуется действенная стратегия самомотивации. Вы хотите получить результат, но при этом сам процесс вас не интересует. Это относится к таким ситуациям, как, например, стирка, оплата коммунальных платежей, составление отчета для начальства и другие подобные дела.
Почему же людям так трудно вызвать у себя мотивацию? Ведь, казалось бы, успех, удача, исполнение заветных желаний настолько привлекательны и соблазнительны, что у людей не должно возникать никаких трудностей с получением соответствующей мотивации. Однако, есть поговорка: «Для того, чтобы финишировать первым, нужно сначала тронуться с места». Проблема заключается в том, что большинству людей трудно тронуться с места.
Энтони Роббинс, консультант в области мотивации и автор бестселлеров («Могущество без пределов» и др.), говорил: «Две вещи служат мотивацией для достижения успеха: вдохновение и отчаяние». Сам Энтони Роббинс познал вкус как финансового успеха, так и глубокого поражения. Именно недовольство своим бедственным положением толкнуло его на то, чтобы изменить свою жизнь.
Достижение и избегание
Вспомните, как вы встаете рано утром. Просыпаетесь ли вы быстро и начинаете одеваться, или вы выключаете будильник и продолжаете дремать? Если вам знакома вторая ситуация, то вспомните, что происходит дальше? Вы даете себе еще несколько минут полежать, рассуждая о том, как бы еще оттянуть момент вставания, постепенно начиная рисовать в воображении картины того, что произойдет, если вы опоздаете на работу. В результате вы вскакиваете, стараясь избежать неприятных последствий.
Наверняка вы можете вспомнить также не одно утро, когда вы просыпались и думали о прекрасных вещах, которые вам предстояло сделать в течение дня.
Ключевым моментом является направление мотивации. Направление может быть к тому, чего мы хотим, либо же от того, чего мы не хотим. На биологическом или физическом уровне каждый человек имеет в себе оба типа мотивации - от боли, неприятности, к приятному, комфорту, успеху. Это два различных стиля мотивации и оба пригодны в различных ситуациях.
Мы получаем мотивацию либо по направлению к успеху, радости, прибыли, либо от поражения, боли, потери. Многие люди применяют одну и ту же стратегию мотивации в различных ситуациях. Например, кто-то не может встать с постели, пока живо не представит себе начальника, грозящегося выгнать его с работы: он будет руководствоваться мотивацией от неприятности, страха увольнения. Скорее всего, и в других ситуациях он будет использовать этот же тип мотивации. Например, он сделает перерыв в работе, когда почувствует усталость, он будет выбирать в друзья тех, кто будет меньше морочить ему голову; он не будет менять место работы, пока не поймет, что та работа, на которой он находится сейчас, ему уже просто невыносима.
Другой человек, проснувшись рано утром, не может дождаться, когда он сможет, наконец, реализовывать свои мечты. Стивен Спилберг говорил: «Я просыпаюсь в таком возбуждении, что даже не могу съесть свой завтрак». Такой человек обычно делает перерыв, чтобы побеседовать с коллегой или выпить чашку кофе после удачного звонка клиенту. Он поменяет место работы, когда подвернется подходящий случай. Он движется по направлению к тому, чего хочет.
Не стоит думать, что тип мотивации достижения более привлекателен, чем мотивация избегания. Когда в комнате становится жарко, вы открываете окно. Если что-то начинает расходиться с вашими представлениями о мире, вы предпринимаете действия, чтобы изменить ситуацию. Это примеры мотивации избегания. Разница в мотивации заключается в том, что, когда мы движемся от чего-то, нам труднее сосредотачиваться на цели впереди нас, поскольку мы должны обращать внимание на то, от чего мы уходим.
Позитивная формулировка цели обычно более эффективна. Когда мы говорим «Я хочу стать богатым», мы понимаем, куда мы движемся и чего мы хотим. Когда мы говорим «Я не хочу быть бедным», то чего же на самом деле мы хотим? Как мы узнаем, что мы перестали быть бедными? Двигаясь к богатству, профессиональному успеху, счастью, мы ставим себе промежуточные цели и отмечаем достигнутые успехи. Когда мы движемся от нужды, безработицы, болезней, мы вновь и вновь возвращаемся мысленно назад, и чем дальше мы уходим от этих проблем, тем слабее наша мотивация к движению вперед.
Союз с нашими ценностями
Мотивация тесно связана с целеполаганием. Мы ставим себе цели, которые важны для нас и отражают наши глубинные ценности. Однако по пути к заветной мечте нас начинают терзать сомнения, страхи и неуверенность.
Существует еще один фактор, действующий на мотивацию человека как катализатор, - его ценности. То, что мы ценим, определяет, чем является для нас жизнь, какие действия мы предпринимаем, от чего, либо к чему, мы будем направляться. На физическом уровне направление мотивации означает отстранение от неприятности или приближение к удовольствию. На уровне мыслей и чувств - отход от ценностей или стремление к ним. Примечательно то, что когда люди утрачивают контакт со своей системой ценностей, они утрачивают мотивацию. Поэтому прежде чем пытаться использовать «техники самомотивации», различные «слоновые задачи» и «методы швейцарского сыра», разберитесь в своих целях, определите, насколько они «навязаны» вам извне, и насколько - реально соответствуют вашим ценностям.
Как мы можем использовать союз с нашими ценностями для повышения своей мотивации?
Ответьте на вопросы: Каковы мои цели? Что для меня важно?
В качестве ответа могут быть и профессиональный успех, и личная жизнь, и отпуск, и новая работа, и отношения с людьми. Когда вы сделаете это, задайте себе три вопроса, относящиеся к каждой из целей:
- Что самое важное в данной цели?
- Что я ценю в данной цели?
- Какое значение эта цель имеет для меня?
Вам может прийти в голову лишь одно слово, например, свобода, безопасность, одобрение. Иногда это может быть фраза, например: достичь того, что другие считают невозможным, доказать что-то самому себе, и т.д. Чтобы это ни было, эти слова определяют ваши жизненные ценности.
Первым уроком, который дают нам те, кто добился успеха, является совет: делайте то, что вам нравится. Однако иногда люди не верят, что можно хорошо зарабатывать, делая то, что нравится. Временами они забывают, что именно им нравится.
Когда вы думаете о прошлом, вы наверняка вспоминаете времена, когда вы ощущали сильную мотивацию, чтобы выжить. А сейчас вы можете изменить направление энергии своего инстинкта самосохранения, чтобы получить возможность использовать его для чего-то большего - вы можете жить той жизнью, которую выберете сами.
Только вам доподлинно известно, что вы любите. Составьте список наиболее радостных событий в своей жизни. Напишите, что вам больше всего нравится делать. Может быть, у вас есть хобби, доставляющее вам истинное удовольствие. Когда вы будете думать об этих приятных событиях, желаниях, попробуйте различить сигналы радостного возбуждения, интереса, отзывающиеся в глубине вашей души. Если бы у вас был миллион долларов, за что вы согласились бы заплатить, чтобы получить возможность делать это?
Сосредоточьтесь на тех, кем вы восхищаетесь: увидьте и услышьте ваших любимых героев и людей, на которых вы хотели бы быть похожими.
Повторяйте это до тех пор, пока не соберете богатой коллекции картин того, что вы делаете с настоящим воодушевлением.
Сотни и тысячи книг о мотивации изданы на Западе. Любой желающий может купить набор аудиокассет или компьютерную программу, которые будут ежедневно воодушевлять, подбадривать и продвигать к успеху. Однако ключ к истинной, непреходящей мотивации лежит в нас самих. Что воодушевляет именно вас каждый день приниматься за свою работу? Какие образы, слова или воспоминания поддерживают вас, когда вы встречаетесь с клиентами, делаете звонки или заключаете сделки?
Комментарии:
Желаю всем успехов!!! Вспомните о своих ценностях.