03.07.2011Семь типичных ошибок в учете основных средств, по мнению аудиторов

Презентация Vertex

Автор: Т. А. Новикова, к.э.н., налоговый консультант, преподаватель УМЦ при ФНС России

План семинара:

1. Не учитываются разные моменты начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

2. Не учитываются основные средства до момента регистрации.

3. Неверно оформляются документы, связанные с приобретением основных средств.

4. Выбирается максимальный срок полезного использования.

5. Неверно применяется амортизационная премия.

6. В расходы включается стоимость выведенных из эксплуатации, но не ликвидированных ОС.

7. Формируется резерв только под одно дорогостоящее основное средство.

В ходе семинара я расскажу о тех ошибках, которые часто возникают в учете компаний и не сразу видны. Как правило, они обнаруживаются в ходе аудиторских проверок. А наиболее типичных из них можно запросто избежать.

Ошибка № 1. Не учитываются разные моменты начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

Компания ставит на учет основное средство и начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете. И зачастую возникает расхождение в двух видах учета, о котором компании забывают. Для целей налогового учета амортизацию можно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию, а в бухгалтерском учете - за месяцем принятия к учету. Конечно, в 90 процентах случаев эти две даты совпадают. Но бывает, что основное средство закуплено, но не подключено. В бухгалтерском учете оно принимается на дебет счета 01. Но в налоговом учете начислять амортизацию по нему нельзя до тех пор, пока оборудование не начнет работать.

Ошибка № 2. Не учитываются основные средства до момента регистрации.

Нередко компании покупают основные средства, которые требуют дополнительной регистрации. Например, медицинское оборудование, строительная техника, автотранспорт. И до тех пор, пока техника не будет зарегистрирована в надлежащих инстанциях, ее не принимают к учету. Но это неверно. Принятие на учет данных ОС никак не связано с моментом их государственной регистрации. Единственное исключение - недвижимость. Принятие ее к учету действительно зависит от этого момента. Что же касается остальных основных средств, то они принимаются к учету с начала их фактического использования.

Ошибка № 3. Неверно оформляются документы, связанные с приобретением ОС.

До сих пор налоговики настаивают на том, что если компания производит какие-то расходы, связанные с приобретением основных средств, то эти затраты должны формировать стоимость купленных объектов. Причем инспекторы притягивают сюда любые расходы - командировочные, расходы на обучение работе с основным средством и т. д. Конечно, такой подход налоговиков достаточно предвзятый. Но компании сами могут обезопасить себя от подобных претензий. Достаточно повнимательнее составлять документы, связанные с приобретением основных средств. Например, снабженец компании направляется в командировку на закупку оборудования. Командировочное задание в этом случае лучше сформулировать не узко - «направляется для приобретения и доставки основного средства», а более широко. Скажем, добавить еще переговоры с поставщиками.

Ошибка № 4. Выбирается максимальный срок полезного использования.

Часто компании подстраховываются и выбирают максимальный срок полезного использования основных средств из возможных. Например, по группе установлен срок от двух до трех лет, выбирают три года, по группе от трех до пяти лет - пять лет соответственно. Но на самом деле компания вправе применить любой срок. Никаких вопросов или претензий со стороны налоговиков к ней не будет. А выбрав минимальный срок, компания получит преимущества - сможет быстрее самортизировать основное средство, быстрее учесть расходы.

Ошибка № 5. Неверно применяется амортизационная премия.

Как правило, проблемы с амортизационной премией возникают тогда, когда она применяется там, где не должна. Например, нельзя применять амортизационную премию по основным средствам, которые получены безвозмездно. Бывает, что учредитель отдает в компанию какое-либо оборудование. Амортизировать его можно, а применить премию - нет. То же касается и неотделимых улучшений, произведенных на арендованных объектах. Налоговики возражают против применения амортизационной премии, так как они не являются собственностью налогоплательщика. Та же негативная позиция у инспекторов и в отношении имущества, полученного в лизинг, и в отношении вклада в уставный капитал в виде основного средства.

Ошибка № 6. В расходы включается стоимость выведенных из эксплуатации, но не ликвидированных ОС.

Для исчисления налога на прибыль компании включают во внереализационные расходы остаточную стоимость ликвидируемого основного средства. И часто компании списывают в расходы ОС на момент выведения его из эксплуатации еще до составления акта ликвидации. Это ошибка. Затраты на ликвидацию и остаточную стоимость можно учесть в расходах после составления акта по форме № ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Чиновники Минфина России напомнили об этом в письме от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/726. Несмотря на то, что в этой форме не отведено место под запись о том, каким образом уничтожено основное средство, я рекомендую внести ее туда. То есть вносится фраза о том, что ОС, например, разобрано. Ведь если в акте будет просто написано, что ОС выбыло и акт подпишет бухгалтер, то такой документ не удостоверит факт ликвидации ОС. И ИФНС просто снимет эти расходы и доначислит налог на прибыль.

Ошибка № 7. Формируется резерв только под одно дорогостоящее основное средство.

Статья 324 НК РФ позволяет создавать резерв на ремонт основных средств. Многие компании ошибочно выбирают какое-то одно дорогостоящее основное средство и формируют резерв на его ремонт. На самом деле отчисления в резерв на ремонт рассчитываются исходя из совокупной стоимости всех основных средств и нормативов отчислений. Нормативы утверждаются в учетной политике. А совокупная стоимость ОС определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором создается резерв. При расчете не учитывается стоимость арендованных и полученных в безвозмездное пользование ОС.

Источник: " Семинар для бухгалтера "


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий