Страны, использующиеся МСФО или предполагающие переход на МСФО
Введение
В данном разделе сначала рассматриваются страны, где использование МСФО/МСФО было разрешено или обязательно для некоторых компаний в 2002 г. Целый ряд других стран объявили о намерении разрешить применение МСФО или ввести их в обязательном порядке. Самую большую группу стран представляет ЕС. Она рассматривается ниже в подразделе 3.3.
Возможные развития событий в некоторых других странах рассматриваются в подразделе 3.4. Например, Австралия также объявила о намерении осуществить перевод всех компаний на МСФО в 2005.
Разрешение или требование использовать МСФО в 2002г
На веб-сайте Правления КМСФО приводится перечень большинства стран мира, а также сведения о степени внедрения МСФО в каждой из них. Этот перечень не является самым свежим или полным. Существует и другой такой список на сайте IASPLUS , которым управляет Deloitte Touche Tohmatsu ( www .iasplus .com ). Этот список некоторым образом отличается от списка, составленного Правлением КМСФО. Сайт Правления КМСФО использовался нами в качестве основы для составления обзора стран, уже перешедших на МСФО. При необходимости перечень был дополнен сведениями с веб-сайта iasplus , а также другой информацией, которую удалось собрать (например, справочные материалы SEEPAD по странам Юго-Восточной Европы). Изучение материала на данном сайте показало, что существует четыре категории стран по степени внедрения МСФО на данный момент времени.
- Категория 1
Полномасштабное внедрение МСФО для всех компаний, независимо от того, включены ли они в биржевой листинг или нет. Этой категории соответствуют 36 стран. - Категория 2
Обязательное следование МСФО только для компаний, включенных в биржевой листинг. В эту группу попали Китай, Эстония, Гонконг и Латвия. - Категория 3
Страны, чье законодательство допускает применение МСФО или других международно-признанных принципов отчетности (например, GAAP . ru США) вместо национальных правил. Примерами таких стран являются Дания, Германия, Венгрия и Нидерланды. - Категория 4
Страны, чьи национальные стандарты финансовой отчетности приближаются к МСФО, например, Египет, Малайзия, Сингапур и Южная Африка, причем степень приближенности национальных стандартов к МСФО варьируется.
Возможны также комбинации указанных категорий, например, 2 и 4. Кроме того, как указывалось ранее, многие страны собираются ввести МСФО либо для всех компаний, либо для компаний, чьи акции торгуются на бирже, к 2005 году. В качестве примера можно привести всех членов Европейского Союза, а также страны-претенденты на принятие в ЕС (см. подраздел 3.3 ниже).
*Не найдены в списке на веб-сайте Правления КМСФО. Данные получены авторами на основании собственных исследований.
Самое непосредственное отношение к предмету нашего исследования имеет опыт тех стран, которые уже полностью внедрили МСФО (или собираются это сделать, т.е. попавшие в категорию 1). Из 134 стран в списке на веб-сайте Правления КМСФО, лишь 35 внедрили МСФО в качестве обязательных для зарегистрированных на биржах компаний и, в той или иной мере, для компаний, не включенных в листинг (т.е. категория 1, см. таблицу 1). Ни одна из этих стран не имеет большого активного фондового рынка и не может рассматриваться как финансово значимая величина. В целом они подразделяются на четыре группы:
- Ближневосточные страны, например, Бахрейн и Кувейт.
- Страны Южной Америки, например, Перу, Гондурас.
- Бывшие британские колонии (или территории, управляемые Великобританией), например, Барбадос, Кипр, Кения.
- Страны с переходной экономикой, например, Грузия и Хорватия.
Предполагается, что опыт стран с переходной экономикой может оказаться в некоторой степени полезным для стратегии внедрения МСФО в России, поэтому несколько разделов этого доклада посвящены тому, как МСФО претворялись в жизнь в Хорватии, Чехии, Польше и Румынии. Наряду с этим будет затронут опыт и других стран, о которых имеется определенная информация, иллюстрирующая ту или иную мысль, например Кипр и Панама. В последней, хотя она и не вошла в категорию 1, была предпринята попытка полностью перейти на МСФО, от которой в последнее время пришлось отказаться 5.
Оказалось довольно сложным, несмотря на опрос многих фондовых бирж, получить надежную информацию о том, как были внедрены обсуждаемые регулирующие акты, а также о практике подготовки отчетности по МСФО и обеспечения их соблюдения. Однако, в разделе 6, основанном на сведениях, полученных из вторичных источников, мы рассматриваем некоторые основополагающие практические вопросы, на которые необходимо обратить внимание для того, чтобы обеспечить успешное внедрение МСФО в той или иной стране.
Есть также группа стран, где закон не содержит ни прямого разрешения, ни запрета на использование МСФО, но одновременно является достаточно гибким, особенно в части представления консолидированной отчетности, для того, чтобы можно было использовать МСФО в официальной отчетности. В Швейцарии, многие крупнейшие компании уже давно пользуются таким положением вещей.
Применение МСФО в Европейском Союзе
Как отмечалось в разделе 2, некоторые крупные компании стали применять МСФО для составления консолидированной отчетности еще в 1990х. Различные подходы продемонстрировали Франция и Германия. Во Франции МСФО и принятые в США правила применялись довольно широко уже к середине 1990х. В 1998 г. был принят закон, разрешивший использовать МСФО вместо национальных правил Франции при составлении консолидированной отчетности имеющих биржевую регистрацию компаний. Однако этот закон до сих пор не вступил в силу. По той причине, что на конец 1990х требования МСФО выглядели более жесткими, чем национальные стандарты, лишь немногие деловые группы во Франции добровольно соглашались перейти на МСФО к 2002 г. В Германии, начиная с 1993 г., лишь немногие крупные котирующиеся на биржах компании использовали МСФО или правила США для составления консолидированной отчетности. Был принят и в 1998 г. вступил в силу закон, допускавший это вместо соблюдения общепринятых немецкий требований. К 1999 большинство крупнейших немецких компаний воспользовалось этой возможностью (см. таблицу 4). Нынешнее положение вещей в правовой сфере во Франции, Германии и некоторых других странах ЕС показано в таблице 5.
По Постановлению, принятому в 2002 г., ЕС объявляет обязательное использование МСФО к 2005 г. торгующимися на биржах компаниями при составлении финансовой отчетности лишь с небольшими исключениями: страны-члены ЕС могут отложит обязательное использование МСФО до 2007 г. для компаний, которые не выпускали других ценных бумаг, кроме облигаций, а также для компаний, которые уже используют GAAP . ru США в своих официальных отчетах. Последнее относится, например, к компаниям, указанным в колонке «США» таблицы 4 при условии, что применение данного Постановления в Германии допускает это.
Данное Постановление также разрешает странам-членам ЕС допускать или требовать распространение использования МСФО на не включенные в биржевой листинг компании и на неконсолидированную отчетность. Различные варианты подходов, которые страны ЕС могут применять к данному вопросу, описаны в разделе 4.
Те компании, к которым Постановление имеет отношение (или применяется странами ЕС), освобождаются от выполнения четвертой и седьмой директив, а также вытекающих из них национальных законов. Например, немецкая компания, зарегистрированная на бирже, освобождается от соблюдения требований, содержащихся в Handelsgesetzbuch ( HGB ) при составлении консолидированной отчетности. В то же время требования к аудиту и опубликованию информации сохраняются. Естественно, финансовая отчетность, подпадающая под действие Постановления, также освобождается от необходимости соответствовать любым национальным финансовым стандартам.
Сложность, однако, состоит в том, что прежде чем быть принятыми в качестве составной части Постановления МСФО/МСФО должны быть одобрены и поддержаны Еврокомиссией. Ожидается, что все МСФО, существующие на конец 2002 г., будут приняты единым пакетом в качестве отправной точки. Комиссия полагается на мнение Комитета по регулированию финансовой отчетности ( Accounting Regulatory Committee ) и занимающейся частным сектором Европейской консультационной группы по финансовой отчетности ( European Financial Reporting Advisory Group EFRAG - Приложение E ). Есть определенная доля вероятности, хотя и весьма незначительная, что в будущем новая или исправленная версия того или иного стандарта не будет принята, в результате чего версия МСФО, принятая в Европе будет представлять собой набор правил, отличный от основного варианта МСФО.
Планируемая дата принятия - 2005 г. - предполагает подготовку и опубликование сравнительных данных за 2004 г. Это предполагает 6, чтобы был подготовлен баланс по МСФО по состоянию на 1 января 2003 года, такой же как на 31 декабря 2004, пусть и без обязательного опубликования. Основанные на предварительных вариантах ( ED 1 от 2002 г.) МСФО, определяют подробные правила первичного применения международных стандартов. Те компании в странах-членах ЕС, которые уже полностью используют МСФО при составлении консолидированной отчетности, не подпадут под действие этого стандарта.
Грядущее применение МСФО в других крупных странах
В ЕС входит ряд крупных стран. Нынешнее положение дел с использованием МСФО и их переход на международные стандарты рассматривались выше. В данном подразделе рассматривается ситуация еще в трех странах, обладающих крупными фондовыми рынками: Австралии, Японии и США.
Австралия
В июле 2002 г. Совет по финансовой отчетности объявил о поддержке использования МСФО всеми Австралийскими отчитывающимися субъектами к 1 января 2005. Тем самым завершился длительный процесс, в ходе которого был предпринят ряд шагов по обеспечению конвергенции стандартов отчетности. В отличие от стран Евросоюза Австралия не станет создавать специальных «разрешительно-одобрительных механизмов».
Япония
Орган по разработке стандартов для частного сектора - Совет по стандартам финансовой отчетности был создан в Японии в 2001 для связи с Правлением КМСФО в целях обеспечения конвергенции стандартов. Начиная с конца 1990х, Япония ликвидировала многие серьезные разночтения с МСФО. Этот процесс будет продолжен. В то время как побудительным мотивом перехода на МСФО в Австралии были главным образом соображения глобальной конвергенции, в Японии главная задачи видятся в улучшении стандартов в определенной области (например, консолидация и финансовые инструменты).
США
Финансовый Совет по стандартам финансовой отчетности объявил в сентябре 2002 г. о запуске проекта конвергенции совместно с Правлением КМСФО. Планируется в сжатые сроки ликвидировать ряд отличий GAAP . ru США от МСФО там, где это сделать проще всего.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (КЦББ) в 2000 г. выпустила справочный документ, в котором рассматривался вопрос, следует ли принимать отчеты, составленные по МСФО, от нерезидентов, чьи акции торгуются на биржах США. Никакого определенного решения объявлено не было. Однако КЦББ поддержала образование ФКМСФО/Правления КМСФО, и твердо намерена продолжать усилия по дальнейшей конвергенции GAAP . ru США/МСФО.
Необходимо отметить, что два из четырнадцати членов Правления КМСФО прежде состояли членами ССФО США ( FASB ) и что новый председатель ССФО США ( FASB ) ранее входил в число членов Правления КМСФО. Это еще один аргумент в пользу того, что оба органа относятся друг к другу с полной серьезностью и конвергенция стандартов весьма вероятна.
Другие страны Восточной Европы
В данном разделе рассматриваются меры по введению МСФО в двух восточноевропейских странах.
Чехия
С 1 января 2002 г. всем чешским компаниям разрешено 7 использовать финансовую отчетность, составленную по МСФО. В этом случае они освобождаются от представления консолидированной отчетности по национальным стандартам 8. Ожидается, что большинство чешских компаний согласятся на такой вариант.
В конце ноября 2002 г., Министерство финансов Чехии ввело семь основополагающих указов, касающихся различных отраслей экономики (предприятия, банки, страховые компании, малый бизнес). Они вступают в силу с 1 января 2003 г. К концу 2003 года эти имеющие общий характер указы дополнятся новыми стандартами финансовой отчетности, разработанными в течение 2003 года, которые вступят в силу с 1 января 2004 года. Насколько известно экспертам, эти новые стандарты финансовой отчетности, близко повторяющие МСФО, будут содержать подробные указания относительно того, как применять МСФО к тем или иным финансовым операциям. По данным экспертов, ожидается, что большинство этих стандартов финансовой отчетности будут ориентированы на малые и средние предприятия, в то время как чешские компании, готовящие консолидированную отчетность, будут в соответствии с Законом о финансовой отчетности руководствоваться МСФО. Указы (вместе с новыми стандартами финансовой отчетности) придут на смену всем существующим ныне (в 2002 г.) процедурам финансовой отчетности, в которых подробно расписано, как использовать план счетов. Год 2003 будет годом перехода, в течение которого будут одновременно действовать новые указы и старые процедуры финансовой отчетности. Таким образом, Чехия идет к тому, чтобы все компании представляли отчетность в соответствии с МСФО к 1 января 2004 г.
Польша
Закон о финансовой отчетности 2000 г. ( Dz . U . No .113), вступивший в силу 1 января 2002 г., гласит, что в тех случаях, когда нет национальных правил финансовой отчетности (НПФО) или национальных стандартов, изданных Польским комитетом по стандартам финансовой отчетности, 9 допускается использование МСФО. Однако такое использование не является обязательным. Были предприняты попытки усовершенствовать Закон о финансовой отчетности, приведя его в соответствие с МСФО, например, путем введения определения активов и пассивов, доходов и затрат таким же образом, как те трактуются в МСФО ( Reczek and Lachowski , 2002 г.). Однако, хотя Закон о финансовой отчетности и был усовершенствован, включив в себя различные аспекты МСФО, он не всегда точно следует МСФО и не может служить ясным руководством к действию. Несмотря на то, что Закон о финансовой отчетности содержит некоторые положения, основанные на МСФО 17 «Аренда», в нем отсутствуют подробные указания относительно того учитывать ли аренду в рассрочку. В другом случае, хотя понятия «ценность от использования» и «возмещаемая стоимость» включены в Закон о финансовой отчетности с упоминанием о постоянном сокращении стоимости, не дается определение этих терминов ( Reczek and Lachowski , 2002 г.).
Есть свидетельства того, что недостаток стандартизированных указаний относительно применения национальных стандартов финансовой отчетности, дополненных МСФО, а также отсутствие норм, делающих соблюдение МСФО обязательным, на практике приводит к различным отклонениям.
В связи с этим выражается обеспокоенность тем, что могут возникнуть сложности при сравнении финансовой отчетности польских компаний. Может оказаться, что их финансовая отчетность составлялась по-разному.
Дополнительную сложность может представлять и то, что в целом ряде случаев польские стандарты финансовой отчетности сравнимы с МСФО внешне, но не по сути, например в части групповых счетов ( ROSC , 2002 c ). По этой причине ряд экспертов считают, что Польша готовится использовать «уникальное гибридное решение, применимое нигде кроме самой Польши» ( Reczek and Lachowski , 2002 г.). Это может помешать достижению одной из главных целей МСФО, а именно, сопоставимости финансовой отчетности разных компаний в разных странах.
5Октябрь 2002.
6Для компаний, в которых финансовый год совпадает с календарным
71/1 2000 г. был осуществлен авторизованный перевод МСФО на чешский язык.
8Закон Чешской республики о финансовой отчетности, параграф 23 (6)
9Основан в апреле 2002
Комментарии: