Что такое «тема» (от греч. thema - то, что положено в основу) - знают все. Это - основной предмет исследования, описания, рассказа, разговора и пр.
А что такое - рема?
Рема (от греч. rhema - слово, изречение, сказанное) - то новое, что содержится в данной теме, в конкретном докладе, выступлении, речи.
В реме насчитывается четыре уровня, каждый из которых обязателен для оратора, если он собирается произвести на аудиторию благоприятное впечатление. Перечислим их подробно и с примерами.
1. Уровень нового факта. Другими словами, в каждом тезисе автору нужно сообщить собеседнику нечто новое - новые данные, факты, цифры, сюжеты и пр. Без этого его тезис не будет в достаточной степени информативен, не вызовет у слушателя активного интереса и заинтересованности.
2. Уровень новых связей между старыми фактами. Само название этого уровня поясняет, что тут факты могут быть старыми, уже известными, но их следует оформить новыми гранями, новыми оборотами отношений между ними. Этот уровень может быть назван более высоким по сравнению с уровнем факта.
3.
Уровень прогноза, суммирования, выводов. Такой уровень предполагает, что, заканчивая свое выступление, говорящий высказывается относительно дальнейшего возможного развития той темы, о которой
он говорил, подводит разумные и логичные итоги сказанному.
4. Уровень элементов эстетического удовольствия. Здесь главное заключается в том, чтобы слушать оратора было не только полезно, но и приятно, чтобы его речь, по Цицерону, была не только «стройна», но и «изящна».
Добавим, что первые три уровня воздействуют на интеллект слушателя, а вот четвертый - на чувства, на душу. И естественно, что ни один из этих уровней не является более важным, чем все другие. Наоборот, только в сумме они и могут воздействовать как на слушающего, так и на говорящего. Уровни ремы объединяют их в обсуждении интересного для них обоих тезиса, способствуя тому, что и пропонент, и оппонент примут по окончании переговоров приемлемое для них обоих решение.
А теперь - пример, но он уже помещен в качестве эпиграфа перед этой главой. Итак, какие уровни ремы можно отыскать в этом анекдоте?
Можно, пожалуй, ответить так:
а) все, что говорит первая дама, - это первый уровень, уровень факта;
б) все, что говорит вторая, а говорит она всего одно слово - второй уровень новых связей между старыми фактами;
в) третий уровень, уровень прогноза - в воображении читателя, пусть читатель подумает: а что там было или могло быть дальше?
г) четвертый - все сформулировано без малейшего «изящества», не четко, не кратко, со множеством лишних слов, бестолково, но экспрессивно... - уровень отсутствия или наличия эстетического удовольствия от сказанного.
Комментарии: