Каждый руководитель, да и просто человек пытается понять и как-то классифицировать своих окружающих. Действительно, при том количестве людей, которых мы встречаем каждый день, которыми мы управляем напрямую или опосредованно -- чтобы быть эффективным, необходимо выработать определенный алгоритм общения. А для это удобный инструмент -- типированиепо мотивам.
Что двигает человеком работать или вообще что-то делать? Что может стимулировать человека продолжать работать дальше, когда основные гигиенические факторы соблюдены? Главные мотиваторы -- это те мотивы, которые стоят выше денег и условий. Именно управление ими делает сотрудника лояльным и высокоэффективном на своем месте.
Чаще всего у человека преобладает один мотив и еще один или два сопутствуют, а также есть мотивы, которые он не приемлет вообще. Но со временем мотивы могут меняться, срок на изменение мотива -- около 5 - 7 лет.
Кратко рассмотрим эти мотивы и инструменты управления ими.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
Описание:Ощущение принадлежности к бренду, известной компании. Используя признаки социального статуса, человек сигнализирует окружающим, что он уже многого достиг.
Поведение:
1. стремится иметь символы положения в обществе, носит дорогую одежду, отдает предпочтение дорогим аксессуарам;
2. ценит все престижное, стремится, чтобы о нем думали как о профессионале, гордится работой.
Что мотивирует: работа в известной компании даже на меньшую заработную плату, дорогие визитки, название должности, в общем, все то, что ярко демонстрирует статус человека. Важно учесть, что для разных людей статус будет обозначать разные вещи.
Что демотивирует:работа в малоизвестных компаниях, низкий статус должности в компании, отсутствие интересных бонусов в мотивационной политике компании;
Должности ТАК ДАЛЬШЕ ЖЕ НЕ ПРО ДОЛЖНОСТИ…, которые чаще всего занимает:чаще всего идет в композиции с другими мотивами или же встречается у низового персонала, для которых важна стабильность.
ПРИЗНАНИЕ
Описание:Ответственность, экспериментирование, новый опыт, возможности для обучения.
Поведение:
1. любит, когда его хвалят;
2. обращает внимание на успехи, любит быть в центре внимания, много работает, хочет добиться успеха.
Что мотивирует: личная похвала, грамоты и награды, признание со стороны экспертов и более опытных сотрудников, желательно публичное. Хотя сам человек в своем поведении и скромен, но требует постоянно обратной связи.
Что демотивирует:отсутствие возможностей для развития и использования своих навыков, отсутствие обратной связи, системы публичного признания, авторитарная политика управления.
Должности, которые чаще всего занимает:отделы персонала, маркетинга, исследований.
ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Описание:Владение информацией, совместное принятие решений, коммуникация, работа в команде.
Поведение:
1. предан ценностям команды, перед тем, как принять решение, любит делиться своим мнением, выступает против перемен, если это беспокоит группу, стремится быть популярным;
2. любит быть членом клубов, посещать пабы, получает удовольствие от игры команды;
3. соответствует ценностным ориентациям группы.
Что мотивирует: корпоративные мероприятия, командное взаимодействие, оплата труда, которая зависит от работы всей команды.
Что демотивирует:создание внутренней конкуренции, корпоративные войны.
Должности, которые чаще всего занимает:административный персонал, торговый персонал нижнего уровня, производственный персонал низового уровня.
СОПЕРНИЧЕСТВО
Описание:Интересные проекты, опыт, возрастающая ответственность, содержание вызова и риска, самостоятельность в принятии решений.
Поведение:
1. много работает, чтобы достичь цели, рискует;
2. любит испытывать свои силы, ревниво относится к соперникам, хочет всегда побеждать, не умеет проигрывать;
3. плохо работает с командами, "индивидуалист".
Что мотивирует: возможность работать в интересных проектах, автономно или в проектных командах, конкурсы внутри компании, поощрение риска в работе.
Что демотивирует:рутинные обязанности, отсутствие вызова в работе, несклонность компании к риску и завоеваниям, бюрократичность.
Должности, которые чаще всего занимает:развитие новых направлений, торговый персонал уровня региональных менеджеров, коммерческих директоров;
НАДЕЖНОСТЬ
Описание:Человек инструкций, все должно быть четко по правилам.
Поведение:
1. следует давно установившимся привычкам, негативно воспринимает нововведения;
2. нуждается в точности и ясности инструкций, любит вдаваться в подробности;
3. если его критикуют, защищается в любом случае и до последнего.
Что мотивирует: описанные стандарты и бизнес-процессы, четкие инструкции, стабильность в компании.
Что демотивирует:несоблюдение коллегами инструкций, постоянные нововведения, которые дестабилизируют компанию.
Должности, которые чаще всего занимает:бухгалтерия и финансы, производство, логистика.
ВЛАСТЬ
Описание:Принятие решений, руководство делами, несение ответственности за других и результат.
Поведение:
1. любит принимать решения, организовывать работу других;
2. четко мыслит и умеет хорошо выражать свои идеи;
3. может выступать с конструктивной критикой деятельности организации, проявляет инициативу.
Что мотивирует: возможность нести ответственность за результат, доверие со стороны руководства и допуск к ключевой информации по его направлению.
Что демотивирует:отсутствие возможности влиять на решения, отсутствие возможностей карьерного роста, неэффективная политика управления.
Должности, которые чаще всего занимает:должности.
Конечно, полученную информацию можно использовать как при работе с отдельными сотрудниками, так и при построении системы нематериальной мотивации на компании.
Есть специальные опросники, на основе которых можно построить мотивационный профиль отделов, подразделений и компании в целом.
По результатам этого профиля отдел по управлению персоналом акцентирует свою деятельность на построение именно тех политик, которые будут удовлетворять мотивы сотрудников.
Тип мотивации |
Политики в сфере управления персоналом, которые удовлетворяют такой тип мотивов |
Социальный статус |
Политики, направленные на повышение имиджа работодателя в этом регионе или на общенациональном уровне: спонсорские проекты, благотворительность. Публичность компании в СМИ. Часто внедряют такую политику, как «обед с директором» за особенные заслуги. |
Надежность |
Четкая структурированность бизнес-процессов, надбавки и доплаты за стаж работы на компании |
Признание |
Политики публичного признания (флажки «сотрудник месяца», доски почета), системы обучения и развития, системы обратной связи (например, политики «открытых дверей», когда человек может войти в кабинет любого руководителя и обсудить с ним наболевшие вопросы) |
Власть |
Системы карьерного роста и утвержденные карьерные лестницы, программы наставничества (они дают возможность управлять людьми даже без повышения в должности), программы ротации кадров. |
Чувство принадлежности |
Объединение сотрудников в неформальные группы (например, по хобби), формирование бюджета на поддержание таких групп и кружков. Например, клуб бильярдистов, группа любителей кошек. Также мотивирующими будут корпоративные мероприятия, совместные собрания. |
Соперник |
Системы оплаты труда, построенные на принципах жесткой конкуренции, внутренние конкурсы. |
Большие корпорации стремятся внедрять все политики, чтобы сотрудники с разными мотивами могли выбрать самые нужные для себя. Если же компания небольшая, то желательно сконцентрироваться еще при подборе персонала на персонале определенного профиля мотивов и внедрять те политики, которые подходят под него. В таком случае, мотивирование персонала может стоить и не дорого.
Комментарии: