12.07.2011Три золотых правила риторики. Правило третье. План и эпистема.

Ролик семинаров Капитал-Полис. Съемка Vertex Film Studio.

Автор: Александров Д.Н.

Школьная практика и методика показывают, что искусству и науке написания плана своей письменной или устной работы ученики начинают обучаться с начальных классов. Практика вузов, в свою очередь, демонстрирует, что студенты подготовить такой план на научной творческой основе не могут, путаются в вопросах, не могут отличить главное от второстепенного, избежать повторений как в словах, так и в мыслях.

Будем исходить из того, что в формальной логике есть понятие «модальность суждений», а в нашем пособии - понятие «эпистемическая модальность», под которой понимается выраженная в суждении информация об основаниях принятия и о степени обоснованности самого понятия. Сам термин «эпистемический» восходит к греческому слову «эпистема», означавшему в античной философии высший тип несомненного, достоверного, абсолютного знания.

Таким образом, творческий процесс подготовки оратором своего устного выступления связан с обдумыванием как самих пунктов плана, так и всей совокупности его разделов, подразделов и пр., возможных вопросов аудитории, предполагаемых ответов оратора на эти вопросы.

Тогда автор должен думать об уместности каждого сказанного им в процессе лекции слова, обосновывать каждое новое суждение уже безусловно доказанными ранее, быть уверенным в истинности каждого из суждений, излагаемых перед аудиторией.

Все сказанное выше относится и к первому «золотому» правилу риторики.

Написание самого плана может быть многократным: автор будет несколько раз перекраивать свой план, стремясь сделать его как можно более эпистемичным, т.е. доказательным во всех аспектах.

Сам план может выглядеть следующим образом. Этот пример может быть одним из вариантов конкретного плана выступления на конкретную тему, обдуманную автором заранее.

Знаком |----|, т.е. отрезком, ограниченным с двух сторон, мы обозначим наименование темы выступления и наименование основных (главных) разделов плана. Тогда план может принять следующий вид.

 

Следует подчеркнуть следующее.

1. Любое наименование темы (раздела) будет понятнее для аудитории, если в нем будет не много слов, «чем меньше - тем лучше». Оратор, стремящийся к отказу от многословия (не говоря уже об отказе от слов-паразитов), осуществляет тем самым самоконтроль соб- ственной риторической деятельности, что скажется благоприятно на общих результатах его выступления перед аудиторией.

2. Основные разделы плана, отмеченные римскими цифрами (I, II III), могут включать в себя более мелкие вопросы, обозначаемые арабскими цифрами (1, 2, 3, 4 и т.д.), а эти последние - маленькие буквы (а, б, в, г и пр.).

Тогда каждый раздел плана в развернутом виде может выглядеть так:

Закончим это рассуждение тем, что такой подробный, развернутый план выступления на практике нередко называют план-гармонь, поскольку его можно свернуть или развернуть и сыграть по нему, как по нотам, «пьесу», обозначенную в заголовке ораторского выступления. При таком подходе опытный оратор может не писать полный текст своего выступления, пользуясь лежащим перед ним подробным планом-гармонью. Малоопытный - напишет полный текст, возьмет его с собой на трибуну. Но говорить лучше, не читая текст, а ориентируясь в материале по плану.

3. Во Введении можно говорить следующее:

а) чем примечательна предлагаемая оратором тема;

б) чем притягательна предлагаемая тема лично для оратора;

в) использовать другое начато, придуманное самим оратором.
На практике бывают случаи, когда:

а) тема важна, но оратору не очень приятна (и наоборот, вариантов может быть множество);

б) тема не имеет глобальной значимости, но оратору важна по личным причинам (или другое сочетание общих и частных интересов);

в) начало выступления связано с ярким, конкретным, узнаваемым для аудитории примером, дающим «запев» для всего последующего хода лекции (беседы, встречи и пр.).

4. Всякое выступление опытный оратор заканчивает выводами или заключением, что не одно и то же.

Выводы даются для менее подготовленной аудитории и содержат в себе краткий повтор одной самой важной мысли каждого раздела плана выступления (без примеров и доказательств).

Заключение лучше адресовать более подготовленной аудитории, непременно включая в него попытки прогноза развития вопросов, освещенных в ораторском выступлении. Всякие повторы излагаемого материала лучше оформлять новыми фразами, новыми формулировками, отличными от тех, что были высказаны в ходе выступления.

Эпистемическая подготовка плана выступления соотносит само выступление с тем, «как наше слово отзовется», хотя в полной мере предугадать это не представляется возможным. Без введения и без выводов (заключения) опытный оратор собственное выступление не представляет, он не может появиться на трибуне с плохо продуманным планом.

Полное понимание эпистемы плана приходит к оратору через несколько лет творческой практической ораторской деятельности.

Если второе «золотое» правило риторики тесно связано с риторическими «цветами», риторическими тропами и фигурами, с манерой и стилем оратора, с мелодичностью его голоса и с темпо-ритмом его речи, то третье «золотое» правило - в наибольшей степени с первым «золотым» правилом.

Тезис (первое правило) выражается и преломляется в умении подготовить для выступления его творческий план (третье правило), в общем понятии риторической эпистемы.

О тропах, фигурах и прочих украшениях речи, которые позволяют делать ее «нарядной», речь пойдет в соответствующем месте, а теперь - о плане и эпистеме. Именно по этому разделу - «стройно и изящно» - проходит линия между наукой и искусством. Что же представляет собой риторика в самом деле - науку или искусство?

То, что «стройно», - наука. То, что «изящно», - искусство.

Наука поддается регламентации, подчиняется законам, по кото-рым действие может быть повторено на основании научных разработок, методик и пр. Искусство не имеет строгих законов, все они приблизительны, личностны, любое повторение в рамках настоящего искусства называется копией. Хорошо для всего человечества, что все люди говорят по-разному, что художники, музыканты, писатели, поэты не похожи друг на друга, а ораторы представляют собой всю возможную гамму от «стройно и изящно» до оценок прямо противоположных по всем показателям, сформулированным самим Цицероном. Впрочем, и в третьем правиле есть немало того, что идет от изящного искусства.

В результате многовековые попытки учесть эти и другие многочисленные тонкости в профессиональной деятельности оратора приводят к тому, что одни риторы считают: ораторами рождаются, а другие не менее активно им возражают: «Поэтами рождаются, а ораторами - становятся». Всякий желающий может примкнуть к одной из этих то- зрения, но, естественно, хотелось бы услышать те аргументы, кото-re МОЖНо было бы привести в пользу любого из этих тезисов: мы помним, что тезис требует обоснования, защиты или опровержения, только тогда это действительно тезис (первое правило риторики).

Итак, подводим итог «золотым» правилам риторики. В самом кратком изложении каждое правило может быть сформулировано, например, так.

 1. Каждую свою мысль, каждое положение (тезис) оратор должен доказать своей аудитории. Обязательностью доказательства, аргументированностью тезис отличается от лозунга.

2. Опытный оратор должен говорить так, чтобы его речь отличалась стройностью, изяществом, достоинством.

3. План лекции должен быть подготовлен на основе античной эпистемы, т.е. так, чтобы лекция (выступление) принесла аудитории максимум пользы и сочеталась бы с элементами эстетического удовольствия для слушателей.

Эти правила нужно запомнить, сделать руководством к действию.

Знаменитая формула Цицерона (второе «золотое» правило) сочетается с вариантами официальных обращений во времена А.С. Пушкина, которые имели четко обозначенные сферы применения: «Милостивый государь» - к вышестоящему; «Милостивый государь мой» - к равному; «Государь мой» - к нижестоящему. А вот современные бытовые обращения (товарищ, гражданин, господин, сударь, коллега и др.) вызывают споры и в обществе, и в Думе. Наконец, несоблюдение трех обсуждаемых правил риторики нередко приводит к тому, что на автора выступления (устного или письменного) персонаж, почитающий себя оскорбленным, подает в СУД и выигрывает судебный процесс со всеми юридическими и даже финансовыми последствиями.

Источник: Риторика или русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. - С.15-19.


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 4)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий