Лейф Юханссон руководит компанией Volvo 13 лет. Талантливый инженер и управленец, он никогда не стремился завоевать симпатии шведов, принимал жесткие решения, которые считал правильными, - в кризис продал подразделение по выпуску легковых машин, значительно сократил персонал. Недавно Юханссон заявил, что после длительного спада мировой рынок грузовиков восстанавливается. Страсть поиграть на этом рынке не покидает 59-летнего шведа. На днях он признался, что работа в Volvo вызвала у него «привыкание» и покидать свой пост он не намерен
Фото: AP |
Отец Лейфа, Леннарт Юханссон, долгое время был директором SKF - крупнейшего мирового производителя шарикоподшипников, входившего в промышленную империю Валленбергов.
Лейф окончил лучшую инженерную школу Швеции - Технический университет Чалмерса в Гетеборге. В 1977 г. дипломированному инженеру было сложно найти работу по специальности. Лейф устроился на работу к производителям измельчающего оборудования для железорудных шахт. Он заключал сделки по продаже этого оборудования в странах, куда никто, кроме него, ехать не хотел.
В 27 лет он решил пойти по стопам отца, возглавил мотоциклетное предприятие Валленбергов - Husqvarna. Потом Лейф руководил производителем домашней техники - компанией Electrolux. Вместо того чтобы вести себя как рядовой шведский руководитель и придерживаться традиционных принципов управления, построенных на общем согласии, Юханссон уже там прославился умением принимать жесткие и непопулярные решения, не принимая во внимание мнение окружающих, вспоминает один из его знакомых. А в 1997 г. Лейф Юханссон возглавил Volvo.
«Я не очень терпим к людям, которые не согласны со мной»
Юханссон предупреждает, что достоинства шведской традиции управления, в которой у каждого есть право голоса, лучше не переоценивать: «Иногда управлять в полном согласии не получается <...> Когда приходит время принять решение, его нужно принять. К тому же я не очень терпим к людям, которые говорят, что они со мной не согласны». В 1999 г. он принял решение продать за $6 млрд бизнес по производству легковых автомобилей Volvo американскому Ford. Шведы были шокированы и возмущены.
Штрихи к портрету
После ухода на пенсию Лейф Юханссон планирует проводить больше времени с женой и пятью детьми и насладиться своей страстью - мореходством.
Его другое хобби - игра на гитаре. Любовь к протестной музыке Боба Дилана появилась у него в конце 1960-х, когда он жил в Калифорнии. Помимо коллекции винтажных гитар, в числе которых и знаменитый Fender Stratocaster, ему принадлежит усилитель - «достаточно громкий, чтобы выбить окна на кухне».
Но в последние годы Юханссон все больше времени проводит за пением песен детям: «Я обещал пресс-службе Volvo не играть на публике, но я играю на вечеринках».
Одна из газет вышла с заголовком, выражающим общественное мнение: «Как ты мог, Лейф?» Но Лейф понимал, что только так он спасет компанию от кризиса, даст толчок для ее нового развития. Несмотря на рост выручки и производства, чистая прибыль компании падала: в 1996 г. она составила 12,5 млрд шведских крон, в 1998 г. - 8,4 млрд. «Я убежден, что мы поступили правильно, - позже скажет Юханссон. - Нам было очень тяжело принять это решение, но тогда у нас просто не было средств, чтобы обеспечить нормальное развитие подразделения».
Чуть позже Юханссон нарушил традиционную гармонию трудовых отношений Швеции: во время финансового кризиса, когда компания переживала сильнейший за 83-летнюю историю спад, он уволил пятую часть персонала. Во время поездки на один из заводов под Гетеборгом, где Юханссон должен был объяснить необходимость непопулярной меры, рабочие встретили его недовольным гудением и грубыми криками. Тем не менее он и сейчас уверен, что жесткие меры были необходимы: «На наших площадках стояли готовые грузовики и экскаваторы с именами покупателей, которые позвонили нам, чтобы сказать, что банки аннулировали им кредиты на покупку техники».
За маской жесткого руководителя скрывается терзаемый сомнениями аналитик, который видит картину целиком и, обнаружив проблему и единственно правильное решение, идет к нему до конца. Но многие шведы до сих пор не могут простить ему продажу легкового бизнеса. Ему их прощение и не надо. Ему надо знать, что он поступил правильно. И он не сожалеет о принятом решении: «Сожаление? Я деловой человек. В бизнесе тебе все время разбивают нос».
Оптимистичный прогноз Volvo
Время не сразу доказало правильность его решений. По сравнению с максимумом, достигнутым в 1999 г., в 2000 г. курс акций компании снизился на 30%, а в 2001 г. операционная прибыль сократилась более чем вдвое до $220 млн. Но Юхансссон двигался вперед: с 1999 по 2002 г. его компания сделала 13 приобретений и, как утверждал Юханссон, удвоила присутствие на традиционных рынках сбыта.
Сейчас бурные времена позади. Volvo Group - вторая в мире по объемам продаж грузовиков после Mercedes-Benz. Ее продажи и прибыль растут (только во II квартале продажи грузовиков выросли на 24% по сравнению с тем же периодом прошлого года). В Volvo уверены, что рынок коммерческого транспорта восстанавливается после сильнейшего падения за последние десятилетия. В Volvo ожидают, что уже в этом году Европа продемонстрирует рост рынка грузовиков на 10%, а американский рынок должен вырасти на 20-30%. Но Юханссон видит и слабые места, отмечая, что рост продаж во многом был обусловлен отличными показателями в Азии и Южной Америке: «Это означает, что экономика развитых стран восстанавливается от кризиса намного медленнее».
«Я просыпаюсь и думаю: правильно ли мы поступаем?»
Дом Юханссона находится на острове недалеко от Гетеборга, и летом он сам управляет моторной лодкой, на которой добирается до работы. «Морская соль у меня в ДНК», - говорит он. Юханссон рассказывает, что на острове ему лучше всего думается о предстоящих задачах: «У меня не бывает бессонных ночей, но у меня бывают бессонные утра. Я просыпаюсь рано и думаю: правильно ли мы поступаем?» На сегодняшний день самым эмоциональным решением, признается он в интервью FT, было решение о продаже легкового бизнеса. Тут проявляются сентиментальные черты в его характере. Он рассказывает, что был лично привязан к этому бизнесу: подростком провел лето, работая на сборочной линии 164-й модели Volvo. «Амортизаторы были очень хорошие», - говорит он почти с тоской. Когда он вернулся на производство через десятилетия, было очевидно, что бизнесу нужны серьезные инвестиции, чтобы выжить: «Мы занимали 23-е место в мире, а 24-го не было - мы стояли перед выбором: закачать все наши финансовые ресурсы в автомобили или сфокусироваться на коммерческом транспорте».
Volvo Group
Производитель коммерческой техники
Финансовые показатели (шесть месяцев 2010 г.):
Выручка - 68,8 млрд шведских крон ($8,8 млрд).
Чистая прибыль за вычетом доли меньшинства - 4,82 млрд шведских крон ($617,4 млн).
Крупнейший акционер - Renault (21,8% уставного капитала - 21,3% голосующих акций).
Переплетение судеб
История Volvo начинается с 1924 г., когда Ассар Габриэльсон, будущий управляющий, случайно встретился в кафе с бывшим сокурсником по колледжу Густавом Ларсоном - впоследствии техническим директором Volvo. Через месяц они договорились о создании нового предприятия. Первый серийный автомобиль Volvo - фаэтон с открытым верхом и четырехцилиндровым двигателем - выкатился на дороги Швеции в 1927 г. Примечательно, что первой торговую марку Volvo (в переводе с латинского - «я кручусь») застолбила в 1915 г. другая шведская компания - SKF, в которой позже работал отец нынешнего директора Volvo. Вскоре SKF взяла для своих подшипников другое название, а марку Volvo зарегистрировали основатели нового завода.
«Мы не собираемся сидеть и ждать»
«Людям жаль, что мы избавились от автомобильного подразделения, - рассуждает Юханссон. - Но они почему-то считают само собой разумеющимся то, чего мы добились с коммерческим транспортом, а этого не случилось бы, производи мы до сих пор легковые автомобили». Хотя сегодня мудрость выбранной Юханссоном стратегии видится яснее. Людям понадобилось несколько лет и несколько неправильных шагов, прежде чем он был оправдан. Предложение объединиться со Scania, главным конкурентом внутри Швеции, вызвало в стране испуг и было заблокировано Европейской комиссией. Неудача заставила Юханссона перейти к плану В - покупке европейского и североамериканского бизнеса грузового отделения Renault, а затем грузового подразделения Nissan в Азии. В этом году операционная прибыль Volvo на 60% ниже, чем у конкурентов из Scania, и критики привычно обвиняют его в том, что он ставит масштаб выше доходов. Но несмотря на эти упреки, прибыль за 1999-2008 гг. более чем удвоилась и большая ее часть пришла с развивающихся рынков. Юханссон отрицает, что инвестиции компании в развивающиеся рынки, включая разработку нового мотора в Индии, представляют угрозу для заводов в Швеции и других странах, где затраты на производство высоки. В производстве грузовиков стоимость сборки обычно составляет менее десятой части от стоимость продукции, ограничивая преимущество размещения производства в странах с низкими затратами на оплату труда, важнее находиться рядом с покупателями из-за высокой стоимости транспортировки тяжелой коммерческой техники, объясняет Юханссон. Производство в Европе подорвут не затраты на оплату труда, а недостаток инвестиций в инженерное дело. «Недостаток инженерных знаний и умений у молодых людей и навязываемое им представление, что мы движемся к постиндустриальному обществу, - вот что представляет опасность для Европы, - считает Юханссон. - Мы не собираемся тут просто сидеть и ждать, когда появится больше инженеров».
Работа, «вызывающая привыкание»
Даже спустя 13 лет после его прихода в компанию некоторые считают, что он занимает не свое место. «Он политик от промышленности и никогда не был по-настоящему предан грузовикам», - говорит один из бывших топ-менеджеров Volvо. Но в компании, похоже, думают иначе. Контракт Юханссона с Volvo Group не имеет срока, он будет работать, пока совет директоров сочтет это нужным, рассказал «Ведомостям» сотрудник пресс-службы Volvo Group. По его словам, в Швеции выходят на пенсию в 65 лет, но это вопрос переговоров и, если стороны придут к согласию, он может продолжить работу и после 65 лет. Юханссон заявляет, что пока слишком рано говорить о передаче власти в компании. Он добавляет, что его соседи могут жить, не боясь его игры на гитаре, еще достаточно долго. Он называет свою работу «вызывающей привыкание»: «Мне будет ужасно скучно, если я буду вынужден заниматься только парусным спортом».
Комментарии: