Вопрос «Что есть время?» давно волнует лучшие умы человечества. Каждое мгновение нашей жизни мы существуем во времени. Оно стало для нас чем-то повседневным и обыденным: каждый имеет часы, пользуется календарем, по-своему планирует собственные дела. Попробуйте прямо сейчас дать свое собственное определение времени. Скорее вы уподобитесь древнему философу, который сказал: «Я знаю, что такое время, до тех пор, пока меня об этом не спрашивают». |
|
В любом случае, время связанно с понятиями причинно-следственных связей. Само по себе время объективно - оно представляет волю Бога в этом мире (или для кого-то законы природы). Будучи индивидуальными носителями каузальности, мы с по своей воле вносим свой вклад в глобальную последовательность причин и следствий. С другой стороны, в своем сознании мы храним индивидуальную «карту» «большого» времени. Поскольку весь опыт хранится в нашем сознании в сенсорно обоснованном виде (образы, звуки, ощущения, вкусы и запахи), время, со свойственными ему прошлым, настоящим и будущем, также представляется в виде структуры, организующей эти образы.
Для удобства, воспользуемся визуальной репрезентативной системой, и представим себе в виде линии, начинающейся из прошлого, проходящей через настоящее и уходящей в будущее. Сейчас мы попробуем воспроизвести свою линию времени.
Возьмите лист бумаги и посередине нарисуйте себя, вид сверху. Вот так:
Вспомните какое-нибудь простое действие из повседневной жизни, которое вы неоднократно совершали в прошлом и скорее всего будете снова выполнять в будущем. Например прием ванны, выход через дверь квартиры или чистка зубов.
Подумайте, как вы делаете это сейчас (сегодня утром, днем или вечером). В какой точке пространства от себя вы видите этот образ? Впереди, слева, справа, в центре, сзади? На листе бумаги изобразите эту точку, пометив ее цифрой «0» (сейчас).
Подумайте, как вы делали это вчера, месяц, год назад, 3 года, 5, 10, 15 лет назад, самое раннее воспоминание. Нанесите на лист бумаги, в каких точках пространства вы видите эти образы. Затем проделайте то же самое с будущим: завтра, через неделю, месяц, год, 3 года, 5, 10, 15, 25 лет. Если различия не столь очевидны, то они станут более явными, когда вы представите все образы выполнения вашего действия одновременно. Соедините все представленные образы одной линией. Полученная линия и будет называться вашей временной линией.
Прошлое чаще располагается слева от человека, настоящее впереди, будущее справа. Это совпадает с традиционной схемой глазодвигательных реакций людей. У людей с инверсией КГД в большинстве случаев наблюдается изменение направления временной линии (прошлое справа, будущее слева). Хотя встречаются и такие, у которых будущее располагается впереди, а прошлое - позади.
Анализируя временные линии, их можно разделить на два типа: «включенные» (in - time) и «сквозные» (through - time).
В первом случае человек «включен» во временную линию, ассоциирован с ней. Такие люди обычно сосредоточены в каком-то одном времени, даже переходя из одного времени в другое, они погружаются только в одно из них. К ним можно отнести пословицы: «С глаз долой - из сердца вон», «Счастливые часов не наблюдают». Включаясь в процесс, они не замечают естественного течения времени, забывая о завтраке, обеде, ужине, намеченных встречах. Это происходит, пока кто-нибудь или что-нибудь достаточно мощное не прервет этот процесс. Правда, через короткий промежуток времени они включаются столь же интенсивно в новый процесс, надолго забывая о предыдущем. Если такой человек, например, писал книгу, то оно способен забросить это занятие почти на предпоследней странице только потому, что его отпуск кончился. Многие из них не замечают собственных опозданий и высказывают искреннее недоумение, когда им высказывают претензии. Их расхожая фраза: «Но я же уже пришел!».
Люди другого типа, наоборот, находятся за пределами их временной линии, диссоциированы от нее. Они могут видеть «сквозь время», далеко назад, в прошлое, и вперед, в будущее, делая это одновременно. Они живут по правилам: «Делу время - потехе час», «Время - деньги», «Кто не ценит своего времени, тот расточительно относится к чужому». Эти люди хорошо переключаются из одного процесс в другой, и им сложнее долго оставаться в одном процессе. Для них характерно четкое соблюдение собственного графика, расписания, плана. Они не только вовремя приходят на работу, но и вовремя с нее уходят. Если такой человек составляет деловую бумагу и в этот момент наступает время обеденного перерыва, а ему остается лишь поставить последнюю точку, то он способен быстро переключиться, пообедать, а затем вернуться и закончить работу.
Люди со сквозной временной линией отчетливее других реагируют на сбои в их графике. Среди них распространены хорошие аналитики и эксперты, а также люди с особым талантом хорошего планирования.
Можно свести некоторые отличительные черты этих способов организации времени в таблицу:
«Включенное» время |
«Сквозное» время |
Ориентация | |
- Очень глубоко вовлекается в том, чем занят в каждый данный момент - Более привязан в контексту - к тому, в каком пространственно-временном окружении возникают специфические события и переживания - Время - это объемное «здесь и сейчас», как моментальный снимок - Не очень ответственно относится к тому, что время «уходит» - Действует менее упорядоченно, разбирается с делами и проблемами по мере их возникновения |
- Следит за тем, как проходит время («посматривает на часы») и старается успеть вовремя - Время - это линейная последовательность из прошлого в будущее - Хорошее «чувство времени» в смысле восприятия абсолютной продолжительности интервалов - Хорошо умеет планировать - Работа и игра для него - совершенно разные вещи |
Осознавание времени | |
- Очень глубоко вовлекается в переживания каждого конкретного момента, не замечает, как проходит время - Может опаздывать и не замечать этого - Работа и игра для него - одно Этот способ восприятия времени часто называют арабским |
- Когда опаздывает, понимает, что опаздывает - Ожидает от окружающих пунктуальности Этот способ восприятия времени часто называется англо-европейским |
Интенсивность переживаний | |
- Воспоминания о прошлом столь же яркие и живые, как восприятие настоящего - При воспоминании физиологические и эмоциональные реакции те же, что и при непосредственном переживании - Для них будущее - это вполне живая реальность, куда они могут попасть в своем воображении. Также они легче «попадают в прошлое» |
- С течением времени интенсивность переживаний по поводу некоего события уменьшается - Очень хорошо помнят свои обещания и обязательства, находятся в контакте с принятыми решениями - Мысли и воспоминания организованы в гештальты, целостные обобщенные структуры - По мере возникновения новых критериев приспосабливают к ним свои личные мнения, ассоциации |
Заякоренность | |
- Обычно ассоциированы со своим опытом; воспоминания также ассоциированные - «Якоря» очень мощные. Чем мощнее «якорь», тем более переживание воспринимается как актуальное, в настоящем времени |
- Обычно диссоциированы от своего опыта; воспоминания также чаще диссоциированные - Нуждаются в том, чтобы стимул-«якорь» повторялся достаточно часто, иначе он воспринимается как совершенно новый - У них есть тенденция «заякоривать» убеждения, что дает им самим и окружающим возможность воспринимать их как «победителей» или «неудачников» - Время и ценности для них равномощны. Больше привязаны к ценностям |
Способность к сосредоточению | |
- Легко включаются в работу, сосредотачиваются. Но с трудом удерживают внимание на том, что не находится в поле их непосредственного восприятия |
- Сосредотачиваются хуже, однако способны к длительной фокусировке на проблеме, поэтому доводят дело до конца. |
|
|
|
|
Примеры «сквозных» временных линий
|
|
|
|
Примеры «включенных» временных линий
|
|
| |
|
|
Конечно, приведенные выше описания - это крайности. Иногда они проявлены ярко, иногда - нет. Как и с любыми «метапрограммами», для каждого человека свойственен некий отрезок состояний, в рамках он меняет свой способ организации времени. Если этот отрезок узок, и находится ближе к одному из полюсов, то это будет соответствовать ярко выраженному «типу». Для коуча же чрезвычайно важно уметь гибко переключаться между «сквозной» и «включенной» моделями. Включенное время позволяет поддерживать эффективный раппорт, а сквозное - визуализировать будущее и планировать.
Линия времени - это удобный визуальный образ для прорисовки целей и определения шагов их реализации. Можете проделать следующее упражнение. Возьмите какой-нибудь из своих личных проектов. Представьте себе, каким он будет через 1 месяц? Нарисуйте схематически линию времени.
Что будет происходить с вами, вокруг вас, вокруг этого проекта? Как можно нагляднее опишите это - что вы видите, слышите, ощущаете. А теперь посмотрите на эту точку - плюс 1 месяц - просмотрите весь путь до нее назад и сформулируйте, что вы сделали, для того, чтобы добиться этих результатов.
Теперь загляните в будущее на 6 месяцев. Нарисуйте линию времени. Опишите, какой результат Вам хотелось бы иметь к тому времени. Что Вы сделали для того, чтобы добиться этого результата?
Теперь визуализуйте, какого результата Вам хотелось бы достичь через 1 год. Нарисуйте линию времени. Что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?
Проделайте то же самое для 5 лет. Нарисуйте линию времени. Что происходит с Вами/Вашим проектом, и что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?
Теперь для 10 лет: Нарисуйте линию времени. Что происходит с Вами/Вашим проектом, и что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?
Теперь для 20 лет. Нарисуйте линию времени. Что происходит с Вами/Вашим проектом, и что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?
А теперь для 100 лет. Нарисуйте линию времени. Что происходит с Вами/Вашим проектом, и что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?
Эту технику можно применять в коучинге - она помогает целостно и эффективно планировать будущее, помня как о краткосрочных, так и долгосрочных целях.
Комментарии: