12.07.2011Временные линии в коучинге

Презентация книги. Ирада Вовненко. Съемка VFS.

Автор: Юрий Паршиков, с использованием материалов М.Аткинсон, А.Плигина

 

Вопрос «Что есть время?» давно волнует лучшие умы человечества. Каждое мгновение нашей жизни мы существуем во времени. Оно стало для нас чем-то повседневным и обыденным: каждый имеет часы, пользуется календарем, по-своему планирует собственные дела. Попробуйте прямо сейчас дать свое собственное определение времени. Скорее вы уподобитесь древнему философу, который сказал: «Я знаю, что такое время, до тех пор, пока меня об этом не спрашивают».

В любом случае, время связанно с понятиями причинно-следственных связей. Само по себе время объективно - оно представляет волю Бога в этом мире (или для кого-то законы природы). Будучи индивидуальными носителями каузальности, мы с по своей воле вносим свой вклад в глобальную последовательность причин и следствий. С другой стороны, в своем сознании мы храним индивидуальную «карту» «большого» времени. Поскольку весь опыт хранится в нашем сознании в сенсорно обоснованном виде (образы, звуки, ощущения, вкусы и запахи), время, со свойственными ему прошлым, настоящим и будущем, также представляется в виде структуры, организующей эти образы.

Для удобства, воспользуемся визуальной репрезентативной системой, и представим себе в виде линии, начинающейся из прошлого, проходящей через настоящее и уходящей в будущее. Сейчас мы попробуем воспроизвести свою линию времени.

Возьмите лист бумаги и посередине нарисуйте себя, вид сверху. Вот так:

Вспомните какое-нибудь простое действие из повседневной жизни, которое вы неоднократно совершали в прошлом и скорее всего будете снова выполнять в будущем. Например прием ванны, выход через дверь квартиры или чистка зубов.

Подумайте, как вы делаете это сейчас (сегодня утром, днем или вечером). В какой точке пространства от себя вы видите этот образ? Впереди, слева, справа, в центре, сзади? На листе бумаги изобразите эту точку, пометив ее цифрой «0» (сейчас).

Подумайте, как вы делали это вчера, месяц, год назад, 3 года, 5, 10, 15 лет назад, самое раннее воспоминание. Нанесите на лист бумаги, в каких точках пространства вы видите эти образы. Затем проделайте то же самое с будущим: завтра, через неделю, месяц, год, 3 года, 5, 10, 15, 25 лет. Если различия не столь очевидны, то они станут более явными, когда вы представите все образы выполнения вашего действия одновременно. Соедините все представленные образы одной линией. Полученная линия и будет называться вашей временной линией.

Прошлое чаще располагается слева от человека, настоящее впереди, будущее справа. Это совпадает с традиционной схемой глазодвигательных реакций людей. У людей с инверсией КГД в большинстве случаев наблюдается изменение направления временной линии (прошлое справа, будущее слева). Хотя встречаются и такие, у которых будущее располагается впереди, а прошлое - позади.

Анализируя временные линии, их можно разделить на два типа: «включенные» (in - time) и «сквозные» (through - time).

В первом случае человек «включен» во временную линию, ассоциирован с ней. Такие люди обычно сосредоточены в каком-то одном времени, даже переходя из одного времени в другое, они погружаются только в одно из них. К ним можно отнести пословицы: «С глаз долой - из сердца вон», «Счастливые часов не наблюдают». Включаясь в процесс, они не замечают естественного течения времени, забывая о завтраке, обеде, ужине, намеченных встречах. Это происходит, пока кто-нибудь или что-нибудь достаточно мощное не прервет этот процесс. Правда, через короткий промежуток времени они включаются столь же интенсивно в новый процесс, надолго забывая о предыдущем. Если такой человек, например, писал книгу, то оно способен забросить это занятие почти на предпоследней странице только потому, что его отпуск кончился. Многие из них не замечают собственных опозданий и высказывают искреннее недоумение, когда им высказывают претензии. Их расхожая фраза: «Но я же уже пришел!».

Люди другого типа, наоборот, находятся за пределами их временной линии, диссоциированы от нее. Они могут видеть «сквозь время», далеко назад, в прошлое, и вперед, в будущее, делая это одновременно. Они живут по правилам: «Делу время - потехе час», «Время - деньги», «Кто не ценит своего времени, тот расточительно относится к чужому». Эти люди хорошо переключаются из одного процесс в другой, и им сложнее долго оставаться в одном процессе. Для них характерно четкое соблюдение собственного графика, расписания, плана. Они не только вовремя приходят на работу, но и вовремя с нее уходят. Если такой человек составляет деловую бумагу и в этот момент наступает время обеденного перерыва, а ему остается лишь поставить последнюю точку, то он способен быстро переключиться, пообедать, а затем вернуться и закончить работу.

Люди со сквозной временной линией отчетливее других реагируют на сбои в их графике. Среди них распространены хорошие аналитики и эксперты, а также люди с особым талантом хорошего планирования.

Можно свести некоторые отличительные черты этих способов организации времени в таблицу:

«Включенное» время

«Сквозное» время

Ориентация

- Очень глубоко вовлекается в том, чем занят в каждый данный момент

- Более привязан в контексту - к тому, в каком пространственно-временном окружении возникают специфические события и переживания

- Время - это объемное «здесь и сейчас», как моментальный снимок

- Не очень ответственно относится к тому, что время «уходит»

- Действует менее упорядоченно, разбирается с делами и проблемами по мере их возникновения

- Следит за тем, как проходит время («посматривает на часы») и старается успеть вовремя

- Время - это линейная последовательность из прошлого в будущее

- Хорошее «чувство времени» в смысле восприятия абсолютной продолжительности интервалов

- Хорошо умеет планировать

- Работа и игра для него - совершенно разные вещи

Осознавание времени

- Очень глубоко вовлекается в переживания каждого конкретного момента, не замечает, как проходит время

- Может опаздывать и не замечать этого

- Работа и игра для него - одно

Этот способ восприятия времени часто называют арабским

- Когда опаздывает, понимает, что опаздывает

- Ожидает от окружающих пунктуальности

Этот способ восприятия времени часто называется англо-европейским

Интенсивность переживаний

- Воспоминания о прошлом столь же яркие и живые, как восприятие настоящего

- При воспоминании физиологические и эмоциональные реакции те же, что и при непосредственном переживании

- Для них будущее - это вполне живая реальность, куда они могут попасть в своем воображении. Также они легче «попадают в прошлое»

- С течением времени интенсивность переживаний по поводу некоего события уменьшается

- Очень хорошо помнят свои обещания и обязательства, находятся в контакте с принятыми решениями

- Мысли и воспоминания организованы в гештальты, целостные обобщенные структуры

- По мере возникновения новых критериев приспосабливают к ним свои личные мнения, ассоциации

Заякоренность

- Обычно ассоциированы со своим опытом; воспоминания также ассоциированные

- «Якоря» очень мощные. Чем мощнее «якорь», тем более переживание воспринимается как актуальное, в настоящем времени

- Обычно диссоциированы от своего опыта; воспоминания также чаще диссоциированные

- Нуждаются в том, чтобы стимул-«якорь» повторялся достаточно часто, иначе он воспринимается как совершенно новый

- У них есть тенденция «заякоривать» убеждения, что дает им самим и окружающим возможность воспринимать их как «победителей» или «неудачников»

- Время и ценности для них равномощны. Больше привязаны к ценностям

Способность к сосредоточению

- Легко включаются в работу, сосредотачиваются. Но с трудом удерживают внимание на том, что не находится в поле их непосредственного восприятия

- Сосредотачиваются хуже, однако способны к длительной фокусировке на проблеме, поэтому доводят дело до конца.

 

 

 

 

 

Примеры «сквозных» временных линий

Примеры «включенных» временных линий

Конечно, приведенные выше описания - это крайности. Иногда они проявлены ярко, иногда - нет. Как и с любыми «метапрограммами», для каждого человека свойственен некий отрезок состояний, в рамках он меняет свой способ организации времени. Если этот отрезок узок, и находится ближе к одному из полюсов, то это будет соответствовать ярко выраженному «типу». Для коуча же чрезвычайно важно уметь гибко переключаться между «сквозной» и «включенной» моделями. Включенное время позволяет поддерживать эффективный раппорт, а сквозное - визуализировать будущее и планировать.

Линия времени - это удобный визуальный образ для прорисовки целей и определения шагов их реализации. Можете проделать следующее упражнение. Возьмите какой-нибудь из своих личных проектов. Представьте себе, каким он будет через 1 месяц? Нарисуйте схематически линию времени.

Что будет происходить с вами, вокруг вас, вокруг этого проекта? Как можно нагляднее опишите это - что вы видите, слышите, ощущаете. А теперь посмотрите на эту точку - плюс 1 месяц - просмотрите весь путь до нее назад и сформулируйте, что вы сделали, для того, чтобы добиться этих результатов.

Теперь загляните в будущее на 6 месяцев. Нарисуйте линию времени. Опишите, какой результат Вам хотелось бы иметь к тому времени. Что Вы сделали для того, чтобы добиться этого результата?

Теперь визуализуйте, какого результата Вам хотелось бы достичь через 1 год. Нарисуйте линию времени. Что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?

Проделайте то же самое для 5 лет. Нарисуйте линию времени. Что происходит с Вами/Вашим проектом, и что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?

Теперь для 10 лет: Нарисуйте линию времени. Что происходит с Вами/Вашим проектом, и что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?

Теперь для 20 лет. Нарисуйте линию времени. Что происходит с Вами/Вашим проектом, и что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?

А теперь для 100 лет. Нарисуйте линию времени. Что происходит с Вами/Вашим проектом, и что Вы сделали для того, чтобы добиться этого?

Эту технику можно применять в коучинге - она помогает целостно и эффективно планировать будущее, помня как о краткосрочных, так и долгосрочных целях.

 


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 1)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий