12.07.2011Зачем нам нужна риторика?

Ролик семинаров Капитал-Полис. Съемка Vertex Film Studio.

Автор: Евгения Буглакова

Муха осторожно ползет по подоконнику, на мгновение замирает, потом вдруг отрывается, взлетает вверх и... с жужжанием - о стекло окна. Одна попытка, две, три...

Я сижу на презентации продукции одной известной компании и усиленно борюсь с дремотой. Монотонный голос презентанта и слабое жужжание мухи сливаются в моем сознании в мягкое: спать, спать, спать... Усиливает впечатление вялый ритм речи, низкая энергетика говорящего. Такая речь проскальзывает мимо сердца, мимо ума, мимо души. И слушатели покидают зал с раздражением и досадой : «Столько времени потрачено зря!».

Жаль! Ведь и презентируемая продукция и компания выше всяких похвал. Жаль! Потому что существуют сотни способов и средств, которые могут помочь завладеть вниманием аудитории, задеть за живое, заразить своими идеями, энергией, заставить следовать за собой.

Люди всегда, с самых древних времен, стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Во все времена остро стояли вопросы: как завоевать аудиторию,, привлечь собеседника на свою сторону? Какие способы убеждения считать наиболее эффективными? Как приобрести уверенность в себе, спокойствие и способность мыслить, выступая публично?

Отвечает на эти вопросы особая наука - риторика. «Красноречие - есть искусство управлять умами», - сказал однажды ученик Сократа Платон. И этому искусству, искусству слова, можно научиться!

Если выстроить одно за другим два высказывания в логическую цепочку< b>«Вначале было Слово»(Библия) - «Слово сделало нас людьми»(Павлов), то напрашивается третье - « Чем сильнее мое слово, тем больше Я - Человек!».

Человек, то есть хозяин, хозяин своих жизненных ситуаций, своих мыслей, поступков, Жизни, наконец!

Думаю, что Вам, дорогие читатели, как и мне, приходилось в считанные минуты изменять свое мнение о человеке, стоило ему заговорить. «Заговори, чтобы я тебя увидел!», - сказал 25 веков назад Сократ человеку, мнение о котором другим людям было важно узнать именно от него. Ведь речь - это лакмусова бумажка, на которой в мгновение ока проявится и наш уровень культуры, и интеллект.

Уверена, что никто из Вас не станет возражать, что и в повседневных встречах-беседах дистрибьюторов с клиентами, и на учебных занятиях или корпоративных праздниках мы с особым интересом слушаем тех, кто говорит ясно, грамотно, интересно, энергично. И с сожалением, равнодушием или недоверием относимся к тем, кто не может внятно выразить свое мнение, путается в мыслях и словах. А как Вам такие «жемчужины»?

«Абсолютно, и не только я, считаю, но я хочу продолжить дальше, чтоб понимать...»
В. Черномырдин.

«Вряд ли должность определяет или даёт мне какой-то вес. Ну куда же ещё больше нужно человеку, который всё уже прошёл, всё многое знает в этой жизни. Многое знаю. Может даже лишнее. Вот это слишком всё прямолинейно и перпендикулярно, что просто мне неприятно лично».
В. Черномырдин.

«На такое событие, как смерть короля Марокко, Россия должна отозваться одним из своих руководителей».
Е. Строев.

Ну что ты тут поделаешь, не обучали раньше в школах риторике! Да и «разрешили» ее у нас в России совсем недавно, в 90-е годы. А запретили в 1917 году с очень интересной формулировкой : « ...изъять риторику из школ и ВУЗов как науку непонятную и практически ненужную народу». Все филологическое образование при этом свели к ликбезу, к предмету «Развитие речи». Плоды этих преобразований мы с Вами вкусили в полной мере. Не так ли, дорогие друзья?

Сейчас в некоторых ВУЗах преподается риторика. Студенты много узнают о риторике в Древней Греции, о «Диалогах» Платона, о различных речевых построениях, но они никогда не выступают, не тренируются. Примерно то же происходит и в сетевых структурах. Лидеры говорят, например, своим дистрибьюторам: « Наш бизнес- бизнес взаимоотношений. Завязывайте с людьми тёплые, искренние отношения». Как это сделать эффективно, научить (не рассказать, а научить!) не все могут. А ведь в создании доверительных отношений базовыми умениями являются умение говорить эффективно с учетом всех компонентов речевой ситуации и умение слушать, используя специальные приёмы и правила.

Как изобрести текст любого вида и эффектно произнести его, как развить в себе творческие способности и хорошую дикцию, легкость и гибкость звучания голоса, как понравиться человеку, как конфликтную ситуацию заставить служить во благо обеим сторонам, как отказать человеку так, чтобы он не обиделся, а испытал бы самые добрые чувства к тому, кто отказывает - это лишь некоторые практические плюсы, которые приобретают занимающиеся риторикой. Но плюсы тогда лишь становятся абсолютными, когда весь материал проигрывается, «проживается», то есть обучение проходит в виде активного тренинга, где 80 % времени участники говорят, говорят, взаимодействуют в самых разных речевых ситуациях. Хороший тренинг еще и мотивационное мероприятие в отличие от семинаров и школ. Важно, чтобы у людей, проходящих тренинг, возникло непреодолимое желание использовать полученные знания и навыки во благо себе, своей команды и компании. Очень важно, чтобы на тренинге решалась двуединая задача: шло активное обучение речи и решались те задачи, которые обычно ставятся в рамках психологии общения. В результате прохождения такого тренинга обучающиеся не только освоят механизмы достижения максимальной эффективности в общении, но и к привычным радостям жизни, добавят еще одну, очень яркую радость - радость получать огромное удовольствие от своей собственной речи.

Поверьте, никакое другое умение человека не дает ему возможности с такой быстротой добиваться успеха и признания, как умело построенная, яркая и красивая речь. Умственные способности человека чаще всего оценивают по его способности говорить, ибо за этим стоит способность мыслить. Речь - главный инструмент сетевика.

Нынешний век - век возможностей, в том числе и возможностей овладеть искусством речи, общения.

Овладевайте риторикой, спешите стать Хозяевами жизни!

Предлагаю вашему вниманию несколько секретов успешной публичной речи.

Готовясь выступать публично, прежде всего следует определить цель своего выступления, т. е. предельно чётко осознать чего вы хотите добиться от слушателей, что они должны сделать после вашего выступления - заключить дистрибьюторское соглашение с вашей компанией, приобрести вашу продукцию, задуматься, что-то понять для себя и т. п.
Определившись с целью, подумайте, как расположить материал так, чтобы слушатели легко были бы выведены на определённое действие, эмоцию.

Предлагаю вам графическое изображение композиции речи -
Пирамиду красноречия.

Пирамида красноречия

Эта пирамида напоминает остриё вашей стрелы-речи, которая должна «выстрелить» и обязательно попасть в души и сердца слушателей. Согласитесь, смысл любого выступления именно в этом.

Рассмотрим каждую составляющую этой пирамиды.

Вступление.

Перед вступлением необходимо создать нужный эмоциональный фон. Это могут быть несколько приятных слов собравшимся, например, комплимент: «Я испытываю чувство огромной радости, потому что сегодня мне посчастливилось выступать перед людьми неравнодушными, энергичными, ищущими - перед вами, дорогие друзья!»

Само вступление должно быть кратким и обязательно интригующим. Цель вступления - не только ввести в курс дела, но и заинтриговать, «взять» зал.

 Основная часть.

Основная часть обычно занимает 80% выступления (на вступление и заключение обычно отводится по 10%).

Главным в основной части является ваш тезис - то, ради чего вы и появились перед слушателями. «Тезис» - основная мысль, положение, развиваемое и доказываемое в речи.

Например, главный тезис вашей речи - «Курить - здоровью вредить». Этот тезис на протяжении всей речи нужно будет защищать доводами (аргументами) и фактами (на схеме - А и Ф). Их может быть столько, сколько потребуется для того, чтобы ваш тезис обрёл силу и убедительность. Причём аргументы нужно выстраивать в следующем порядке: сначала - сильные, затем средние и сильные, а закончить нужно самым сильным аргументом.

Основная часть заканчиваетсякульминацией(кульминация - точка высшего напряжения, подъёма). Кульминацией может быть ваш призыв или предложение, которое вы делаете аудитории. Например, в выступлении на тему курения: «Помните, у каждого из нас одна жизнь. Не губите её бездумно, цените каждый прожитый день! Ведь жизнь - это искра Божья. Не погасите её так бездарно!»

Заключение.

Заключение должно быть запоминающимся, ярким. Оно, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона. Ведь большинство людей чаще всего принимают решение не во время выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон здесь очень важен. Кроме того, хороший эмоциональный фон в заключении сыграет свою положительную роль при ваших последующих встречах с аудиторией. В заключении хороши цитаты, афоризмы, короткие стихи, притчи.

Успехов вам, дорогие друзья, в этом интересном и нужном деле!

Источник: журнал «Network News» (Киев, № 3(38)


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 4)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий