Подробнее здесь.
Коучинг как 100% способ достижения поставленных в бизнесе целей
Перед тем, как вдаваться в подробности, давайте узнаем, что такое коучинг по определению! Слово происходит от английского «coaching» и означает метод тренинга, который призван помочь обучающемуся достичь определенной профессиональной цели.
Такой способ консультирования направлен на поиск решения совместно с клиентами, не давая при этом никаких рекомендаций или конкретных советов. А специалист, который проводит такие тренинги, называется коуч.
Какие виды коучинга бывают:
- Бизнес-коучинг (активно применяется нашей компанией Vertex);
- Лайф-коучинг;
- Коучинг личной эффективности;
- Карьерный коучинг.
В нашей статье мы сделаем упор на первый пункт. Бизнес-коучинг является системой профессиональных взаимосвязей между тренером и клиентом (сотрудником или руководителем отдела продаж), которые характеризуются поддержкой и помощью обучающемуся достичь желаемого результата.
Один из видов бизнес-коучинга является корпоративный коучинг.
Видео: групповой коучинг. Коучинг.
Его цели (Коучинга):
- Выработка конкретного плана действий;
- Создание корпоративной культуры;
- Обучение управленцев четкому видению целей компании и их достижения;
- Повышение эффективности в работе;
- Создание или получение инструментария для взаимодействия с командой.
В компании Vertex работают опытные коуч-тренеры, которые обучали сотрудников многих отечественных компаний. Именно поэтому наш коучинг организовывается в виде тренинга. Это наиболее эффективная и удобная форма взаимоотношений с обучающимися.
Задачей всех коучей является помощь клиентам в достижении их целей. Это может быть карьерное продвижение, организация труда, управление его эффективностью, развитие лидерских и стратегических качеств, улучшение коммуникативных навыков и т.д.
У каждого специалиста по коучингу своя техника преподавания. Но все эти техники обучения имеют определенные сходства между собой:
- В течение любой коуч-сессии между тренером и клиентом устанавливается конфиденциальная взаимосвязь;
- Цели клиента формулируются совместно с преподавателем;
- Анализируется опрос обучающегося и показывается, как относиться динамично к поставленной им цели.
Основываясь на понимании каждой модели преподавания, коуч разрабатывает индивидуальный подход к тому или иному клиенту. Именно поэтому наш коучинг самый эффективный и популярный среди российских представителей бизнеса.
Наиболее важной целью коучинга является обучение клиентов добиваться поставленных целей минимальными усилиями. Использование оптимизма и успешности лежит в фундаменте данного вида занятий.
Также коучинг по бизнесу помогает руководителям отделов продаж грамотно делегировать свои полномочия сотрудникам и повышать результативность их работы.
Бизнес-коучинг бывает 3 типов:
- Управленческий коучинг – призван выработать нужный стиль руководства;
- Командный коучинг – обучает сотрудников выставлять приоритеты для достижения поставленных целей и принимать на себя ответственность;
- Коучинг для владельцев компании – делает упор на разработке правильной стратегии успешного развития бизнеса и детализацию всех его задач.
Видео: коучинг на 1000 топ менеджеров. Коучинг.
Зачем нужен коучинг Вашему бизнесу:
- Для развития компании в целом;
- Для мотивации сотрудников;
- Для увеличения уровня продаж;
- Для создания слаженной команды;
- Для обучения и подготовки персонала;
- Для устранения конфликтных ситуаций в коллективе.
Работа коучей в компании Vertex основывается на 5 главных принципах коучинга
I. Вера в людей.
Тренер по коучингу просто обязан верить в людей. В особенности в себя и в своего клиента. Только осознавая собственный потенциал, можно помогать другим раскрывать свои таланты. Вера в сочетании с опытом трансформируется в формулу «Я верю в то, что у меня все получится» = «Я знаю то, что у меня все получится».
II. Доверие к миру.
Коучинг в Vertex проводят только те тренеры, которые верят в поддержку мира в процессе следования нами собственным путем. Они понимают, что любое событие в жизни имеет потаенный смысл, который нужно раскрыть и осознать.
III. Осознанность происходящего.
Это необходимо для четкого представления коучем своих действий и их целей. Для чего он делает то или иное, что об этом думает, чувствует и т.д.
IV. Знание о потенциале людей.
Наши коучи знают, что в каждом человеке сокрыт потенциал, ресурсы, использовать которые можно для достижения целей. И тренеры используют это знание, чтобы помочь человеку раскрыться и найти верные ответы для своих вопросов.
V. Готовность ставить смелые цели.
Чтобы коучинг был максимально эффективным, коучу необходимо клиента учить смелости. Быть смелым в своих ожиданиях, желаниях, выстраивании целей и формулировании задач. Тренеру важно научить клиента создавать возможности для своих задач. Сначала формулируется то, что надо или хочется, а уже затем то, что поможет этого достичь.
Придерживаясь вышеуказанных принципов, наши специалисты преподают по-настоящему результативно. Совместно с клиентами коучи вырабатывают не только понимание проблемы, но и ее эффективное решение, которое можно применить на практике в жизни.
Какими преимуществами наделен коучинг в Vertex:
- Экономия времени руководителя – после тренинга сотрудники компании становятся более самостоятельными и не отвлекают по пустякам начальство;
- Повышение рабочей эффективности – благодаря занятиям, в сотрудниках проявляются их лучшие качества, что положительно сказывается на их работе;
- Улучшение взаимоотношений – коучинг учит проявлять интерес и внимание к собеседнику, показывать свое уважение и вести конструктивный диалог;
- Рост количества креативных идей – атмосфера на занятиях дает возможность проявлять творчество без боязни быть осмеянным или непонятым;
- Ускорение обучения – с помощью коучинга сотрудники учатся развитию непосредственно в ходе работы без потери личного времени;
- Развитие приспособленческих навыков – умение адаптироваться под перемены, проявлять гибкость.
- Оптимизация использования ресурсов, сотрудников и их навыков;
- Усиление мотивации персонала компании – наши коучи и их занятия помогают каждому сотруднику обрести мотивацию или усилить ее до максимума.
Видео: онлайн коучинг. Коучинг.
Наш коучинг по бизнесу решает следующие задачи:
- Выход на рынок с новыми товарами/услугами;
- Контроль над любыми изменениями;
- Увеличение продаваемости продукции;
- Создание сплоченного коллектива в компании;
- Формирование конкурентных достоинств;
- Нематериальная мотивация сотрудников;
- Управление всеми видами проектов;
- Позиционирование отдельного товара или всей компании;
- Создание проектных команд;
- Обучение персонала.
После прохождения нашего коуч-тренинга Ваши руководители отделов и рядовые сотрудники смогут работать с утроенной эффективностью и удвоенным рвением.
Компании, которые отправили своих сотрудников на коучинг, поделились статистикой:
- Повышение качества услуг/продукции – 48%;
- Снижение потребительских жалоб – 34%;
- Увеличение производительности труда – 53% (согласно мнению руководства);
- Укрепление организации – 48%;
- Повышение итоговой доходности – 22%;
Руководители также отметили ряд улучшений после коучинга в Vertex:
- Работа в команде – 67%;
- Снижение конфликтности – 52%;
- Рабочее взаимодействие с подчиненными – 77%;
- Приверженность компании – 44%;
- Рабочие отношения с прямым начальством – 71%;
- Удовлетворенность работой – 61%;
- Работа с клиентурой – 37%.
Как видно из статистики, коучинг от Vertex реально помогает компаниям и их сотрудникам. Хотите, чтобы показатели Вашей организации были на столько же улучшены? Тогда записывайтесь и записывайте своих сотрудников к нашим коучам!
Познакомимся с 5 принципами коучинга от Милтона Эриксона:
1) Внутри каждого человека есть свой талант/гений;
2) Каждый из нас имеет все ресурсы для достижения своих целей;
3) Любой человек наделен возможностью научиться тому, что он хочет уметь;
4) Мы всегда делаем выбор, который является лучшим среди прочих вариантов;
5) Каждое действие обладает первоначально позитивным намерением.
Исходя из всех вышеуказанных принципов, можно сделать вывод, что коучинг прививает веру в себя и свои возможности. Наверняка, бывало неоднократно, что Вы хотели что-то сделать, но сомнения или неверие в себя заставляли это откладывать на потом, которое так никогда и не наступало! Наши коучи помогают решить эту проблему!
Существует множество принципов и понятий коучинга. Кроме тех, что были перечислены ранее, хотелось бы остановиться на принципах Джона Уитмора.
- Вера в человеческие способности;
Согласно данному коучинг принципу, каждый человек наделен гораздо более впечатляющими способностями внутри себя, нежели проявляющиеся в каждодневных делах. Любой из людей знает ответы на свои вопросы, но не все готовы их узнать и принять. Что касается бизнеса, вера руководителя компании в своих сотрудников способствует росту мотивации последних, что повышает уровень эффективности труда.
- Единство и взаимосвязь;
Когда сотрудник достигает успехов на одном поприще, это положительно сказывается и на другом направлении деятельности. Решив ту или иную сложную задачу собственными силами, специалист попробует сделать то же самое и для другого ответвления работы. Таким образом, в силу вступает «закон единого поля».
- Равенство;
Одно из важнейших условий такого мероприятия, как коучинг, это равноправные взаимоотношения между коучем и клиентом. Партнерство должно быть установлено не только между преподавателем и обучающимся, но и между последним и остальными сотрудниками компании. Равноправное общение увеличивает эффективность сотрудничества и повышает продуктивность и культуру взаимодействия.
- Неимение готовых ответов;
Даже если коуч-тренер знает ответы на волнующие клиента вопросы, он ему их не выложит на блюдечке. Но поможет додуматься до всего самому, стимулируя и делая «толчки» в нужном направлении. Именно этим и отличается коучинг от консалтинга.
Видео: гипнотерапевтический коучинг. Гипноз. Гипнотерапия. Коучинг.
Из чего состоит наставничество:
- Регулярное общение;
- Предложение вариантов или идей вместо готовых ответов;
- Направление наставником своего клиента;
- Совместный поиск решения проблемы.
Согласно исследованию, имеющие наставника сотрудники гораздо больше узнают о делах компании и ее целях/проблемах, чем те, у которых нет наставников. Однако не стоит путать наставничество с коучингом. Несмотря на то, что они соприкасаются друг с другом, у них имеются различия.
Коучинг в отличие от наставничества ориентирован на развитие уже имеющихся у сотрудников профессиональных навыков или познаний. А наставничество охватывает только общий диапазон вопросов, не делая упор на конкретном направлении. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
Задача коучинга – помочь людям взглянуть на аспекты своей деятельности посредством объективного «проводника». Такой способ способствует обучению сотрудников прямо в процессе работы, что влечет за собой оптимизацию их трудовой деятельности.
Коучинг – это мероприятие, где используются уже имеющиеся знания и умения. В некоторых случаях, с пересмотром привычных подходов и общественных установок.
Преимущества прохождения коуч-обучения в Vertex (Коучинг):
- У нас работают профессиональные коуч-тренеры;
- Мы используем самые эффективные методики обучения;
- 10 из 10 наших клиентов открывают в себе новые возможности;
- Легкость и доступность преподавания для всех Ваших сотрудников;
- Приятные цены и гарантия заявленного нами результата.
Внедряя коучинг, любая компания экономит на прочих формах обучения персонала. И результатом этой экономии становится сокращение бюджета в 2,5 раза! После использования коучинга прибыль компании в течение первого полугодия возрастает примерно на 5-7%!
Согласно исследованию, 40% самых успешных организаций в мире внедряют коуч-обучение для своих менеджеров и руководителей.
Хотите, чтобы Ваша компания вошла в этот список и стала одной из самых успешных фирм как минимум в России? Заказывайте коучинг в компании Vertex!
Реальные истории коучинга:
История №1. Быть не собой, или Как создать бизнес-ералаш
Наконец-то можно ослабить галстук на шее… Иван торопливо заскочил в машину, на автопилоте дернул ключ и, будто за ним вот-вот начнется погоня, вылетел с территории завода, куда он приезжал к клиенту на переговоры. Он физически не мог здесь более оставаться. Ему хотелось сбежать и скорее забыть свой очередной позор.
На самом деле не произошло ничего постыдного или неприличного. Рядовая встреча с заказчиком. Договор уже подписан. Продажа состоялась. Иван, как директор по производству, объяснил все технические особенности оборудования, рассказал про качество и сроки изготовления, но зачем-то, сам того не осознавая, начал врать клиенту: возможности производства больше, сроки меньше, качество лучше… Наобещал столько, что точно все это не сможет выполнить. Как говорится, сам себе яму вырыл.
«Почему я это делаю? Зачем сам себе создаю проблемы? – мысли-вопросы обжигали ударом по душе Ивана. – Почему не учусь на своих ошибках? Опять та же ситуация. Ведь знаю, чем все закончится. Было уже. Ничего из того, что я наговорил, не сделаем. Клиент разочаруется. Ведь все понимаю и все равно вру. Что со мной не так? Андрей прав, проблема - в голове. Но как ее решить? Как ее решить? Как же ее решить?»
***
Андрей – бизнес-партнер Ивана и давний знакомый Сергея Филиппова. Он-то и организовал их встречу и стал инициатором коучинга, во время которого удалось найти и устранить причину такого нерационального поведения Ивана.
Поскольку Иван даже предположить не мог, в чем кроется причина его «несчастья», коучинг начался с длительной беседы и множества вопросов. Оказалось, что врать Иван начинает исключительно при общении с важными людьми. Вернее, с людьми, кому придает важность. Если он общался с человеком, к кому относился нейтрально или немного свысока, например, к подчиненным, то вел себя адекватно. Золотых гор не обещал. Однако, стоило начать разговор с клиентом - а для бизнесмена клиент всегда важен - то Иван начинал красоваться, выдумывать, преувеличивать, обещать невыполнимое и врать. Много лет Иван пытался понять свою проблему с помощью самоанализа – безрезультатно. Поэтому решили применить гипнотерапию. Я погрузил Ивана в транс, и мы начали вспоминать…
Вот он красуется перед клиентом, вот – перед родителями, сейчас – перед старшим братом, а на этот раз – перед собственной девушкой. Все эти люди для Ивана важны: их мнение имеет значение. Перебирая в памяти все события, когда он испытывал подобное желание показать себя лучше, чем есть, вдруг Иван начал рассказывать странную историю, которая, казалось, и близко не относилась к привычке врать.
– Когда мне было 12 лет, меня забрали к себе инопланетяне. Как-то я долго не мог уснуть и начал разглядывать звезды из своего окна. Мы жили в маленьком городке, свет фонарей не заглушал свет космоса. Вдруг я заметил, что одна из звезд начала светить ярче других. Она становилась все больше и больше, ярче и ярче. Она слепила своим светом, но я не мог оторвать взгляда. Это был космический корабль, из которого прямо на меня шел луч. Вдруг я почувствовал, как меня тянет вверх, и я оказался внутри корабля.
– Хорошо, Иван. Расскажите, что вы там видите.
– Четыре темных существа. Это точно не люди. Они говорят друг с другом на непонятном языке писклявыми голосами, и все время смотрят на меня. Рядом с ними стол. Меня должны положить на него, чтобы провести эксперименты. Мне страшно. Нет! Не надо!
– Иван, что это за эксперименты? Что они с тобой сделали?
– Я не могу. Память заблокирована. Они сказали, что если я вспомню, то останусь с ними, а если забуду, то они меня отпустят. Я не хочу к ним, поэтому не буду вспоминать.
– Иван, представь, что ты смотришь со стороны на эту ситуацию. Они ставят эксперименты над другим мальчиком. Расскажи, что они с ним делают?
– Они знают, что я смотрю со стороны. Они ждут, пока я уйду.
– Хорошо, Иван. Сейчас я досчитаю от одного до трех, щелкну пальцами, и ты окажешься в кинотеатре, чтобы посмотреть фантастический фильм. Ты в безопасности, рядом друзья и знакомые, ты смотришь фантастический фильм о том, как инопланетяне проводят эксперимент над мальчиком. Раз-два-три (щелчок). Расскажи, что видишь.
– Я сижу в кинотеатре. Смотрю фильм про инопланетян. Мальчик лежит на столе. Больше я ничего не вижу, потому эти инопланетяне сидят рядом, в зале, и закрывают мне глаза.
– Иван, сейчас я досчитаю от одного до трех и ты станешь одним из этих инопланетян. Ты будешь понимать их язык. Они расскажут тебе об этих экспериментах. Раз, два, три (щелчок). Ты один из них?
– Да, но они мне ничего не рассказывают, потому что знают, что я - это я. Они знают эту уловку и ничего не рассказывают. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
– Хорошо. Тогда давай вспомним другой сюжет из твоего прошлого, не связанный с инопланетянами и похищением на космический корабль.
Заходим глубже в транс. Через несколько минут Иван начинает рассказывать другую историю.
– Я маленький ребенок. Это воспоминание из прошлой жизни. Прячусь под кроватью в детском саду и рядом какая-то незнакомая женщина, которая меня защищает.
– Отчего она тебя защищает?
– Она не дает меня забрать в другое помещение. Там находится кроватка, где пропадают дети. Люди кладут туда детей, и они исчезают. Она прятала-платала меня, а потом предала. Выманила из-под кровати и сама отдала в эту кроватку.
– Ого! А что это за кроватка?
– Дальше ничего не вижу. Страшно…
– Хорошо. Давай зайдем еще глубже в транс. И посмотрим еще один сюжет из твоего прошлого. Один, два, три (щелчок). Смотрим. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
– Темно. Вокруг очень темно. Только блеклый, грязно розовый свет.
– Хорошо. Представь, что у тебя в руке фонарик. Освети помещение, где ты находишься.
– Освещаю. Я вижу, что везде бледные грязно-розовые стенки. Только одно место не освещается.
– Что там?
– Не видно, туда не проникает луч света. Там черная дыра.
Поясню, чтобы вы, дорогие читатели, не подумали, что мы тут пишем сценарий фантастического фильма. Когда человек находится в состоянии гипноза, то может рассказывать самые невероятные истории их своего прошлого. Все это - метафоры, которые закрывают какое-то страшное травмирующее событие в детстве, которое он пережил. Крайне важно эти метафоры правильно интерпретировать. Нужна зацепка, чтобы понять, что все-таки хочет скрыть подсознание. Темное розовое пространство и черная дыра, где можно пропасть – вам ничего это не напоминает? Думаю, вы уже догадались. Это утроба матери. Соответственно, место, где все пропадает – родовой канал. И все истории Ивана – это начало рождения малыша.
После того, как я объяснил Ивану значение его последней метафоры, мы вернулись в предыдущие воспоминания - тот сюжет, когда его предала женщина.
– Иван, сейчас я досчитаю до трех, щелкну пальцами, и время остановится. Все вокруг замрет. Ты совершенно спокойно сможешь рассмотреть, что это за кроватка. Опиши мне ее. Раз, два, три (щелчок).
– Я иду. Мне очень страшно. Иду по длинному темному коридору. Захожу в это помещение, смотрю на кроватку и вижу, что это не кроватка.
– Что это?
– Это… Это вагина.
– Хорошо. Теперь я досчитаю до трех и ты окажешься в воспоминании про инопланетян. Посмотри, на что похож тот столик, на котором должны происходить эксперименты?
– Теперь я четко вижу. Это не столик. Это вагина, в которую меня должны положить, и я там исчезну. Это рождение. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Интерпретация метафор Ивана такова. У него была какая-то травма, когда он находился в утробе мамы. Он не может вспомнить, что именно произошло, но интерпретирует ее в виде похищения инопланетянами, в виде воспоминаний из прошлой жизни, какого-то черного помещения с бледно-розовым светом. Это ничто иное как живот и кровеносные сосуды мамы.
– Иван, что за событие с тобой произошло? Не бойся его? Все метафоры мы обсудили. Вы абсолютно в безопасности. Вы находитесь в кабинете. Я рядом. Давайте пойдем глубже в транс и посмотрим, что же это за событие. Пусть ваш мозг сконструирует, как это было.
Мозг человека способен достаточно точно воссоздать, предположить событие, которое не может вспомнить. Это нормально. Главное – ощущение в теле, те инстинкты, те выводы, которые сделало маленькое существо, находясь в утробе. Все остальное – реконструкция ума. Всего лишь фантазии.
– Когда я находился в утробе матери, пьяный папа ударил маму в живот. Я сжался внутри. Испугался, что меня хотят убить, хотят достать из мамы и убить. Поэтому я не хочу выходить, - продолжал Иван.
Дальше мы провели терапевтическую проработку этого страха. Мы проработали образы, которые запускают эти инстинкты. Проработали эмоции, которые испытал малыш, и выводы, которые он тогда сделал. Желание сжаться мы превратили в желание жить ярко и интересно.
Видео: гипнотерапевтический коучинг. Гипноз. Гипнотерапия. Коучинг.
Весь сеанс занял два часа. Иван понял, что с ним произошло в детстве. Он осознал, что тот неправильный вывод, который он сделал и с которым он жил все это время – неправильная реакция. Мама и папа его любят. Никто не желает ему зла и, тем более, смерти. Кстати, позже выяснилось, что прецедент с ударом в живот действительно был. Папа вернулся домой пьяным и случайно натолкнулся на маму и попал рукой в живот. Они оба перепугались за малыша. Также оказалось реальным фактом, что Иван был переношенным ребенком. Мама носила его около десяти месяцев. Он не хотел выходить, как и рассказывал под гипнозом. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
Страх смерти от важного близкого человека у Ивана был так силен, что он подсознательно хотел показаться лучше, чем он есть на самом деле, лишь бы его не убили. Если в младенчестве это проявлялось на уровне инстинкта самосохранения, которое невозможно описать словами, то позже стало неосознанной ментальной ловушкой. Все это время маленький ребенок, который жил внутри Ивана, принимал за него решения, как действовать, как вести себя с людьми, которые важны, и начинал врать, рисоваться, красоваться, выдумывать. Иван все это осознал.
Через месяц, на повторном сеансе коучинга, я не узнал Ивана. Передо мной стоял взрослый состоявшийся мужчина, а не мальчик, который боится, что его обидят, и поэтому готов пообещать, что угодно, лишь бы его не тронули. Даже смотреть и говорить он стал по-другому: спокойно и уверенно.
Сразу после гипнотерапии я всегда даю задание, чтобы проверить, как клиент ведет себя с новыми выводами в той же провокационной ситуации. В течение месяца становится понятно, проблема решилась или осталась, как раньше.
Иван перестал жить как испугавшийся маленький ребенок, рассказывать небылицы и врать. Он стал смело и открыто говорить то, что думает, перестал брать на себя обязательства под влиянием детской психотравмы.
Бизнес Ивана пошел в гору. Он извинился перед клиентами за свое поведение, за свои пустые обещания. Многих клиентов удалось вернуть, так как ребята все же хорошо делали свою работу. Чуть позже мы провели для Ивана и его коллег несколько тренингов по переговорам и продажам. Материал отлично лег на подготовленную благодатную почву, поэтому у Ивана не возникло никаких сложностей с использованием новых навыков и инструментов.
Приятно, когда всего лишь два часа твоей работы, способны так сильно изменить человеческую жизнь. Однако, хочу отметить и вклад Ивана. Его готовность встретиться со своим страхом лицом к лицу, его способность принимать правду, не сомневаться в терапевте, выискивая поводы для сомнений, а доверять и выполнять все задания, которые он дает.
История №2. Тревога длиною в жизнь, или Как начать все сначала
От себя сбежать невозможно. Куда бы ты не переехал, где бы ни оказался, прошлое придет следом. И в новых декорациях развернется уже знакомая пьеса…
Это был тот редкий день, когда Артему удалось, наконец, побыть наедине с собой и своими мыслями. Он специально встал пораньше и уехал на побережье, смотреть на море и понять, что же делать дальше. Море, пожалуй, единственное, что его не перестало радовать после переезда в Баку. Да, это было смело. Бросить все и уехать к возлюбленной, Джамиле, в Азербайджан.
Артему 28 лет: вроде бы уже должна состояться жизнь, а он решил начать все сначала. Переехал, устроился менеджером по продажам и начал работать, не жалея сил, чтобы закрепиться в новом городе. И все складывалось, как нельзя лучше – дом, семья, работа; даже море рядом - мечта детства. Но разрывающее чувство тревоги преследовало Артема каждую минуту каждого дня и оседало в теле неприятными ощущениями. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Еще до переезда он ходил на различные тренинги личностного роста, читал книжки по психологии, но тревога не уходила. Даже, когда стоило радоваться, Артем страдал. Сейчас в чужом городе, среди чужих людей, это ощущение обострилось и уже подкралось самое страшное из человеческих чувств - отчаяние, что этот груз тревог будет с ним всегда и уже ничего нельзя изменить. Последнюю надежду он возлагал на коучинг с Антоном Мироненко. Судя по вебинарам, которые тот вел, видно, что Антон умеет менять самоощущение людей и помогает избавиться от угнетающих проблем.
***
Видео: гипнотерапевтический коучинг. Гипноз. Гипнотерапия. Коучинг.
Из-за географического отдаления коучинг с Артемом мы проводили по скайпу. После того, как он вкратце изложил свою проблему, я попросил его закрыть глаза и мысленно вспомнить ближайшую ситуацию, когда это чувство тревоги было особенно интенсивным и острым, и начал задавать уточняющие вопросы, чтобы понять, что за ощущения мешают ему жить. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
– Артем, расскажи, что происходит в твоем теле?
– Меня будто сдавливает изнутри. Словно на сердце лежит булыжник. Он очень горячий. В сердце начинается покалывание и сильное жжение. Тяжело дышать. Очень хочется спрятаться и сжаться.
– Артем, а что должно произойти, чтобы это ощущение в теле резко усилилось?
– Если мне не дадут зарплату, тогда не на что будет дальше жить. Еще такое бывает, когда моя девушка отказывает в сексе. Вроде бы понимаю, что ничего страшного не происходит: она просто устала или у нее голова болит, но я воспринимаю это как знак, что она собирается от меня уйти. Еще это ощущение появляется, когда я думаю, что кто-нибудь из местных скажет мне: «Русский, вали обратно». Я очень боюсь этого.
– Хорошо, Артем. Сосредоточься на этом ощущении в теле, почувствуй твой булыжник в груди. Чьи лица появляются?
– Мама… Моя девушка, Джамиля…
Как вы могли заметить, болезненные чувства Артема были связаны, в первую очередь, с мамой. В их взаимоотношениях и стоило искать причины его тревог. С таким настроем мы и начали погружаться в гипнотический транс.
– Итак, Артем, сядь удобней и приготовься к внутренней работе. Закрывай глаза. Дыши глубоко и медленно. Плавный вдох и плавный выдох. Почувствуй, как легкие наполняются, и твое тело начинает расслабляться. Вдох, выдох…
После того, как Артем вошел в нужное состояние сознания, он не мог открыть глаз, не мог поднять рук, когда я его об этом просил, и отвечал очень медленно. Мы начали.
– Артем, сейчас ты находишься в состоянии глубокого целебного сна. Ты можешь проявлять любые эмоции, которые появятся в теле. Позволь телу выпустить из себя все переживания, которые там скопились. Чем больше ты будешь их проявлять, тем скорее твоя душа будет исцеляться… Сейчас вспомни какую-то недавнюю ситуацию, когда ты чувствовал тревогу, когда горячий булыжник сдавливал грудь и ты не мог дышать. Вспомни в ярких красках все, что происходило тогда. Ты там? Наблюдай за собой и своим телом. После того, как ты почувствуешь горячий булыжник, сконцентрируйся на этом ощущении. Представь, что это тоннель времени. Иди в него, там тебя ждет более раннее воспоминание, когда это чувство появилось в твоем теле. Расскажи мне, что ты видишь? Где ты? Сколько тебе лет? (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
– Мне 28. Я уже неделю в Баку. Постоянно думаю, правильно ли я сделал, что приехал сюда. Получится ли у меня здесь обосноваться? Я чувствую себя чужим. Мне страшно. Я плохо знаю азербайджанский и многого не понимаю, что они говорят, поэтому боюсь, что они меня обманут или сделают что-то плохое.
– Хорошо. Сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Ныряй внутрь него. Иди по нему, как по туннелю. Вспомни еще более раннюю ситуацию, когда ты испытывал это же чувство. Где находишься и что видишь?
– Мне 27 лет. Я разговариваю по телефону с Джамилей о переезде. Мне страшно ехать в другой город. Я сомневаюсь. Моя жизнь уже устоялась, в ней все понятно, все стабильно, а меня зовут в неизвестность. Я читаю отзывы о новой стране и о том, как относятся там к русским. Я боюсь почувствовать себя человеком «второго сорта» и что у меня ничего не получится.
– Скажи мне, там и тогда этот булыжник есть в теле?
– Да.
– Хорошо. Почувствуй снова его тяжесть, погружайся в него. Расскажи более раннюю ситуацию, когда было это чувство.
– Мне 24 года. Я на заводе. Первый день в новой должности – менеджера по продажам. До этого был инженером. Мне тяжело, так как вчера меня бросила девушка. Она сказала, что изменила мне и уходит к другому. Это больно. Я больше никогда не найду такую. Продажи – это сложно. Справлюсь ли? У меня ничего не получится. Я не могу звонить клиентам. Мне все отказывают. Зря я поменял должность…
Голос Артема начинает дрожать, и я вижу, как по щеке скатывается слеза. Как бы не было больно в этот момент Артему, для меня это хороший знак. Значит, мы движемся в правильном направлении.
– Артем, пойдем дальше. Сконцентрируйся снова на ощущениях в теле. Вспомни более раннюю ситуацию, когда ты переживал эти же чувства.
– Мне 22 года. Я на кафедре института. Это моя первая в жизни работа. Мой начальник только что сильно на меня наорал, сказал писать заявление об увольнении. Написал и бросил ему на стол. Мне страшно, мне кажется, что я больше никогда не найду работу.
– Очень хорошо. Скажи мне, Артем, там это чувство есть в теле?
– Да.
– Тогда сейчас полностью сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Входи в него и иди по нему вниз. Ныряй в него и находи более раннюю ситуацию, где оно было. Скажи мне, что видишь и где находишься?
– Мне 18 лет. Я иду в университет, узнать поступил я или нет. Меня трясет от мысли, что я провалился… Боюсь, что придется идти в армию, где меня будут бить и унижать. Боюсь, что в армии я сломаюсь и просто покончу с собой.
– Погружайся глубже в это ощущение. Расскажи, когда еще ты это чувствовал…
– Я в девятом классе. Урок физкультуры. Мы с Пашкой стягиваем новенького в классе с турника. Он падает на пол и начинает кричать, держась за руку. Похоже, он ее сломал… Пашка убегает и все видят только меня. Думают, что это я во всем виноват. Меня трясет. Я очень испугался.
– Там это чувство есть в теле? Булыжник…
– Да.
– Погружайся еще глубже в память. Найди более раннего себя, когда было это чувство в теле. Скажи мне, где находишься и что видишь?
– Я дома. Мне 12 лет. Я уронил часы, которые маме подарили на работе. По ним пошла трещина. Стрелки не идут. Меня трясет. Мама меня накажет…
– Хорошо. Сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Ныряй в него и иди по нему как по туннелю времени. Найди там еще более раннюю ситуацию, где было это чувство в теле. Скажи мне, что видишь и где находишься?
– Мне 10 лет. Я вытащил у папы из портфеля кошелек с деньгами и взял мелочь на жвачки. Родители обнаружили пропажу и отругали, сказали, что я вор. Папа выпорол меня ремнем. Мне больно и страшно.
– Сейчас снова сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Иди дальше по туннелю времени. Доходи до конца. Найди там еще более раннюю ситуацию, где было это чувство в теле. Смотри, где находишься и что там видишь?
– Я совсем маленький. Мне три года. Родители на работе. Никого нет рядом. В квартире еще кто-то есть. Я не вижу его, но чувствую. Мне страшно. Он очень опасный. Я прячусь за диваном. Я стараюсь не шевелиться и не дышать. Я боюсь, что он меня найдет и сделает со мной что-то ужасное.
– Артем, скажи, это чувство для тебя сейчас новое или знакомое?
– Знакомое.
– Хорошо. Тогда ныряй в это чувство еще дальше и глубже. Находи там более раннего себя, когда ты переживал это же чувство. Смотри, где находишься и что там видишь?
– Темно. Очень темно. Наверное, я где-то внутри. Внутри мамы. Я хочу двигаться, но не могу. Меня что-то сжимает. Мне плохо и неприятно. Я хочу жить, но боюсь. Я не хочу идти дальше, я хочу остаться здесь. Мне тут хорошо. Я боюсь…
– Хорошо! Когда я досчитаю от пяти до одного, хлопну в ладоши. И ты вспомнишь самую раннюю ситуацию, когда это чувство возникло в первый раз. Сейчас полностью концентрируйся на этом чувстве там и тогда будучи в возрасте восьми месяцев. Пять-четыре-три-два-один (хлопок). Ты там. Что там происходит? Там это чувство есть?
– Я внутри. Я чувствую, как мама тревожится. Я не понимаю, что происходит. Мама отравилась и ее тошнит. Я боюсь, что меня сейчас не будет. Меня сжимает. Я чувствую жжение во всем теле (начинает стонать).
Проблема оказалась довольно простой: мама отравилась, а маленький Артем подумал, что сейчас умрет.
– Артем, попробуй полностью выразить то чувство, которое тебя сейчас переполняет. Начинай двигаться так, как хочется твоему телу. Отпусти его. Вытряхивай из него все, что там накопилось. Сейчас я досчитаю до одного, щелкну пальцами, и ты начнешь двигаться. Как почувствуешь, что стало легко, скажи мне. Три, два, один (щелчок).
Артем начинает тяжело дышать, стонать и бить кулаком по столу. С каждым разом он бьет сильнее и сильнее. Его тело колышется в разные стороны, грудь вздымается все сильнее и сильнее. Примерно через две минуты он замер, расслабился и стал глубоко и медленно дышать.
– Скажи мне, как там сейчас?
– Лучше.
– Артем, что осталось от того чувства? Представь, что мама стоит перед тобой, скажи ей все, что не высказал и не выразил тогда.
– Мама, мамочка! Я боюсь, не надо! Я хочу жить, не убивай меня! Мне нужна твоя поддержка. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
– Когда я хлопну в ладоши, ты станешь мамой. Посмотришь на маленького Артема и ответишь ему (хлопок). Ты мама. Посмотри на Артема. Отвечай.
– Сыночек! Я просто отравилась. Мне уже легче, все в порядке! Я тебя люблю.
– Сейчас я хлопну в ладоши, ты снова станешь маленьким Артемом. (Хлопок). Ты снова Артем. Зная теперь, что мама любит тебя и не хотела причинять тебе боль, скажи мне, как там сейчас?
– Легче.
– Прости маму. Прямо сейчас, пока ты совсем маленький. Можешь?
– Могу.
– Тогда посмотри на маму и говори: «Мама я тебя прощаю за то, что ошибся. Прощаю за все, что тогда случилось». Как почувствуешь, что перестал винить и обижаться на маму, когда полностью, всей душой, искренне простишь маму, скажи мне.
Несколько минут мы сидели в тишине. Процесс прощения требует много сил и серьезной концентрации и душевных сил. В прощении нельзя спешить, иначе зерна останутся внутри и прорастут снова.
– Артем, посмотри сейчас вглубь себя. Можешь ли ты простить себя за то, что ошибся тогда, приняв тревогу мамы за свое собственное чувство? Ты понимаешь, что нет твоей вины в твоих реакциях, тревогах и страхах?
– Да, могу.
– Скажи, Артем, как ты теперь будешь думать, когда произойдет ситуация, которая ранее вызывала чувство тревоги? Что ты будешь говорить себе, чтобы впредь чувствовать себя уверенно и комфортно?
– Чувства других людей со мной никак не связаны, – с улыбкой говорит Артем.
– Очень хорошо! Теперь мы снова вернемся в то воспоминание, когда твоя мама отравилась. Три, два, один. Ты там. Вот началось… маме плохо, тебя сжимает. Как ты реагируешь?
– Спокойно. Я знаю, что все будет хорошо. Мамочка, держись.
– Артем, ты выжил тогда. С тобой все в порядке. Ты целеустремленный смелый самодостаточный человек. С этого момента мысленно начинай расти, возвращаясь в сегодняшний день, перебирая все ситуации, в которых ты испытывал это чувство. Реагируй по-новому. Прощай всех, кто когда-то причинил тебе страдания. Принимай все эти события, как бесценный опыт твоей жизни. Храни его. Береги. Благодаря этим ситуациям ты стал лучше понимать себя. Когда дойдешь до настоящего момента, до сегодняшнего дня, скажи мне.
Минут семь я наблюдал, как происходят изменения в Артеме. Как менялось его выражение лица, пока он трансформировал, переосмыслял события прошлого - от напряжения к сосредоточенности, от сосредоточенности к состраданию, от сострадания к прощению, от прощения к любви, от любви к счастью. С каждым кругом он начинал улыбаться все шире и добрее.
– Я здесь.
– Хорошо, Артем. Загляни снова вглубь себя. Есть ли еще что-то, что мешает тебе жить?
– Нет, все спокойно…
– Тогда иди в свое будущее. Что тебя ждет впереди? Как ты будешь реагировать на тревожные ситуации, как ты будешь побеждать, как у тебя получается все, что ты задумал. Твой мозг переобучается. Как дойдешь до мая следующего года, скажи мне.
Через десять минут Артем дал знак, что он сделал все, о чем я просил.
– Теперь постарайся сохранить эти ощущения в теле. Запомни, что ты чувствуешь. Сейчас я досчитаю от трех до одного, и ты полностью вернешься в настоящий момент. Ты перенесешь изменения в твоем внутреннем мире в мир внешний. Три, два, один (щелчок). Открывай глаза. Возвращайся. Скажи, как теперь ты себя чувствуешь?
– Облегчение! Булыжника больше нет. Свободно так дышится.
– Давай проверим это новое чувство в теле. Тебе нужно будет в общественном месте громко поговорить по телефону. Можешь позвонить мне. В разговоре скажи демонстративно громко минимум пять раз, что ты русский. Так, чтобы тебя услышали люди вокруг. Когда будешь это делать, наблюдай, что ты чувствуешь, как реагирует твое тело. Если какие-то деструктивные ощущения останутся, мы их доработаем.
– Договорились. Попробую. Пока вроде не возникает пугающих мыслей. Раньше я бы уже через пять минут отказался от этой затеи…
Вечером мне пришла смс-ка от Артема: «Все спокойно. Сначала побаивался, но сделал легко. Булыжника нет…»
Как вы заметили, в данной ситуации преступником оказалось чувство тревоги, которое Артем получил, когда еще не родился. Преступник быстро проник в тело Артема и терроризировал его много лет.
Маленький ребенок всегда остро переживает любые чувства, которые испытывает мама, самый близкий человек. Когда он был маленький, ему было необходимо сжаться, чтобы выжить. Когда все стало спокойно, и угрозы больше не было, но не смог расслабиться. Инстинкт самосохранения стал самым преданным спутником Артема и берег его, проявляясь в виде тревожности. Однако, в какой-то момент оно стало управлять им и мешать в достижении своих целей и желаний. По факту никакой опасности не было, но тело и мозг Артема продолжали слать ему сигналы: «Спасайся!». (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
Через месяц мы встретились с Артемом снова и он рассказал, что ни разу это чувство не возвращалось. Он чувствовал, что оно близко, еще чуть-чуть и его снова накроет, но оно не появлялось. Он научился управлять своей тревогой, которая могла бы испортить всю его жизнь. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
История №3. Скука за миллион, или Как не наломать дров
Как же надоела эта скучная работа! Изо дня в день одно и то же. Я не живу. Я только работаю. Я больше так не могу. Как быть? Где взять силы? Уйти или остаться?
Монологи сомнений мучают Юлию в последнее время все чаще. Уже не помогали ни отпуска, ни встречи с подругами, ни шоппинг. Желание делать что-то свое и одновременно боязнь потери всех преимуществ, которые дает ее работа и должность исполнительного директора, тянули Юлию в разные стороны, забирая все жизненные силы. С таким же настроем она пришла на управленческий тренинг Сергея Филиппова. Во время перерыва она перехватила его на пару слов:
– Сергей, можно с вами переговорить наедине? Я хочу записаться к вам на коучинг. У меня серьезная проблема.
– Конечно, Юлия. Что у вас случилось?
– Дело в том, что я уже работаю в этой компании десять лет и хочу уволиться, но не могу, потому что это неправильно. Хочу заняться чем-то своим. Помогите мне разобраться, понять, что делать.
– Хорошо, давайте разбираться.
***
Видео: гипнотерапевтический коучинг. Гипноз. Гипнотерапия. Коучинг.
Не все проблемы, с которыми клиенты приходят на коучинг, требуют применения гипнотерапии. Зачастую достаточно задавать правильные вопросы и человек сам находит ответы внутри себя. К этому добавляется опыт коуча в решении подобных проблем, ведь он знает гораздо больше способов их решения. Разобраться с сомнениями Юлии удалось как раз-таки с помощью вопросов.
Работать в этой компании она начала обычным менеджером по продажам. Тогда ей было около 30 лет. У нее горели глаза от одной мысли, что она будет продавать, ездить на переговоры, вести клиентов. Она рвалась вперед. За десять лет компания сильно выросла, и вместе с ней карьера Юлии. Сейчас она исполнительный директор. На тот момент под ее прямым и косвенным подчинением работало более 300 человек. Она - второе лицо после генерального директора и собственника. И вдруг ей все это надоело… Все одно и то же. И дома все одно и то же: муж и уже подросшие дети. Ее жизнь потеряла былую яркость и непредсказуемость. Я задал один вопрос, который все поставил на свои места…
– Юлия, простите за прямоту, сколько вы зарабатываете?
– Чуть меньше одного миллиона в месяц.
Признаюсь, меня постиг легкий шок. Как может человек, который зарабатывает 1 млн в месяц, скучать? У него столько возможностей с такой суммой. Найти интересное хобби. Творчески реализоваться вне работы. Юлия ничего не хотела, и тратила свою жизнь на скуку.
– Юлия, что вас не устраивает в вашей жизни? Вы себя плохо чувствуете? (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
– Да, у меня упадок сил. Полнейшая апатия. Я стала медлительной и рассеянной. Такое равнодушие ко всему, что мне рассказывают подруги, или когда куда-то зовут сходить. Я только хочу спать, есть и лежать.
– Юля, хочу вас обрадовать и удивить. У вас все признаки голодания. Да-да. Когда люди голодают, например, специально, чтобы произвести какие-то изменения с телом, они испытывают все то же самое, что вы сейчас описали. Давайте мы прямо сейчас откроем Интернет и сверимся с симптомами.
– Но я же хорошо питаюсь…
– Конечно. Вы думаете, что организм потребляет только еду. Это не совсем так. Человеческая психика так устроена, что она потребляет три вида пищи. Первое – это физическая еда. Макароны, мясо, хлеб, бананы, винегрет…. Тут вы питаетесь хорошо. Человеку важны еще два вида пищи – это эмоции и идеи. Когда вы говорите, что все однообразно, все однотипно, все надоело, значит, в вашей жизни нет новых идей и нет новых эмоций. Согласны?
– Да, на работе у меня все стабильно.
– А в личной жизни?
– Тоже все без перемен уже несколько лет. Дети выросли. С мужем почти не разговариваем – по вечерам каждый занимается своими делами.
– Юлия, вы просто голодаете эмоционально и интеллектуально. Давайте этот голод утолим. Вы готовы меняться? Вы готовы каждый день перестраивать свое мышление?
– Да, Сергей, я не могу больше жить так, как сейчас.
Мы разработали план, что нужно сделать Юлии, чтобы получить эмоциональную и идейную подпитку без крайних мер, то есть без увольнений с работы, где платят такую хорошую зарплату, где все стабильно и где ее ценят и любят. Представляете, сколько можно было бы наломать дров, уйдя с такой работы. Вряд ли бы Юлия смогла зарабатывать где-то еще и половину из того, что имела сейчас. Когда вы работаете в одной компании много лет, с начала ее образования, часто вам переплачивают, потому что вам доверяют. Не факт, что ваших навыков хватит, чтобы зарабатывать такие же деньги в другом месте. Думаю, что немногие читатели, которые держат в руках эту книгу, могут похвастаться доходом в 1 млн рублей в месяц. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
Что же входило в план эмоционального и идейного подкрепления Юлии?
Во-первых, поменять стиль в одежде. Разбавить официозный стиль на работе, и тем более поэкспериментировать со стилем одежды в свободное время. Дал Юлии задание купить одежду, которая ей нравилась, но она психологически не решалась ее надевать.
Во-вторых, порекомендовал ей регулярно медитировать. Успокаивать свой ум. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
В-третьих, мы выписали 100 желаний, что бы она хотела сделать в жизни. Там было много интересных желаний. Например, попутешествовать одной, сделать татуировку, прыгнуть с парашютом, прокатиться на горном велосипеде, управлять самолетом, получить шкиперские права. Таких желаний мы написали 100. Эти меры должны были привнести новые впечатления и эмоции в жизнь Юлии.
Как быть с идейным голоданием? Мы совместно с Юлией разработали жизненную стратегию на следующие пять лет. Определились, что она хочет добиться в личной жизни, в хобби, в здоровье, в саморазвитии, в работе и набросали конкретные шаги по достижению баланса в жизни. Все это мы записали на большом листе, и Юлия тут же вбила это в свой ежедневник на телефоне и начала применять. Мы договорились встретиться через два месяца, чтобы посмотреть, как идут дела.
Когда Юля пришла ко мне снова, то начала благодарить прямо с порога, потому что ее жизнь начала меняться. С маленьких шажочков каждый день в тех направлениях, куда она давно не хаживала, Юлия сумела выработать правильные привычки, которые прибавляли ей энергии. Она сумела преобразовать свой стиль жизни. Из скучающей бизнес-леди она превратилась в чудесную женщину - с огоньком в глазах и со здоровой жаждой жизни. Из ста желаний она успела выполнить только часть, но нашла еще несколько интересных занятий, которые бы могли дать ей новые эмоции. Она сумела восполнить ту опустевшую чашу духовности, которая не давала ей радоваться всему, что у нее было. Новые эмоции – дали ей силы. Новые идеи – укрепили уверенность в ее пути. В ее голове не осталось сомнений и Юлия начала жить с удовольствием. Осознала, что ее работа – это тоже ее жизнь, что в ее силах, изменить отношение к ней. Благодаря своим внутренним изменениям, она начала менять кое-что и в рабочих процессах – передала свою энергию своим подчиненным, смогла их лучше мотивировать на работу, в итоге и атмосфера в коллективе стала более дружелюбной. Улучшились взаимоотношения с мужем, так как она изменила к нему свое отношение. Все же это любимый мужчина, а не предмет мебели. Она пересмотрела свои отношения с подругами и знакомыми. Со многими она разошлась в разные стороны, так как осознала, что они просто пользовались ее финансовыми возможностями.
Когда Юля пришла ко мне через три месяца, это был посвежевший, помолодевший, счастливый человек. Она стала выглядеть моложе минимум на 5-7 лет, потому что эмоциональное и идейное истощение на нас влияет даже сильнее, чем физическое голодание, и старит нас значительно быстрее.
Вы не задумывались, почему так долго живут люди, которые сумели остаться молодыми в душе, несмотря на возраст? Ответ прост - они получают лучшую пищу в виде позитивных вдохновляющих эмоций и идей. Они умеют радоваться самым простым вещам и ценят то, что у них есть. Юлия стала более харизматичным человеком, она излучала желание действовать и наслаждаться жизнью.
В такие моменты мне хочется записывать видео-интервью с клиентом на первой встрече и на последующей, через несколько месяцев. К сожалению, это сложно организовать в бизнес-среде, так как бизнесмены и руководители предпочитают держать свои проблемы в секрете от общественности. Однако, думаю, часть клиентов может и согласиться. Хочется, чтобы люди увидели те разительные перемены, которых добиваются люди, работая над собой усердно, без жалости. На самом деле и не важно, какие слова произносит человек на повторной встрече, главное, увидеть, как он изменился внешне. Ошеломительно. Они победители себя. Вы тоже можете!
История №4. Самопожертвование, или Как перестать ненавидеть близких
Что за судьба у меня? За что мне все эти мучения? Почему другие могут жить хорошо, а у меня не выходит? Почему мир не позволяет мне быть собой? Почему ни родители, ни муж, ни дети никогда не поддерживают меня? Они меня не любят. Меня никто не любит… (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Аня снова плакала. Сказала дома, что пошла в магазин, а сама - в парк, на скамейку в самом дальнем углу, где никто не увидит. Ей так становилось легче. И мамины упреки оказывались не такими обидными, и папино равнодушие - не таким болезненным, и Вовино безразличие к ней и детям – тоже казалось уже не таким ужасным. И вот когда и слезы высохли, и краснота с глаз ушла, наконец, появилась вдохновляющая мысль и завладела Аней, как обычно на короткое время.
- Так больше нельзя. Я тоже имею право на счастье. Я буду бороться за себя!
Вернувшись домой, она первым делом начала перерывать весь Интернет в поисках решения своих проблем. Наткнулась на объявление о вебинаре про страх одиночества, который вел Антон Мироненко. Отложила все домашние дела и послушала его, а потом и записалась на коучинг по скайпу. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
***
Видео: гипнотерапевтический коучинг. Гипноз. Гипнотерапия. Коучинг.
Анне 34 года. Когда я впервые с ней встретился, меня поразил масштаб ее потерянности и зажатости. На ней словно была одета железная маска отчаяния и такой виноватый опасливый взгляд. Весь ее внешний вид говорил: «Извините меня, что я живу».
В ходе беседы Аня рассказала, что у нее проблемы с взаимоотношениями со всеми родственниками, с которыми она живет в одной квартире – родителями, мужем и детьми. Постоянные ссоры с мамой сказывались на отношениях с мужем. Он начал выпивать и играть в онлайн-покер. Она хотела развестись, но боялась остаться одной с двумя детьми и была уверенна, что тогда ее родители окончательно от нее отвернутся. Она оказалась в ловушке: ей хотелось быть счастливой, но на нее давил весь мир, забирал все ее время и силы, что она уже потеряла надежду на перемены к лучшему. Она забыла все эмоции, кроме раздирающей душевной боли.
– Я не могу больше находиться радом с родителями и мужем. Мне становится плохо. Боль меня парализует… все тело, - рассказывала Аня почти шепотом, заставляя себя говорить немного громче.
– Расскажи мне про эту боль. Закрой глаза, сосредоточься на ней. Скажи, в какой части тела ты ее чувствуешь?
– Антон, я боюсь и не хочу этого делать. Можно как-то иначе?
– Аня, не прячься от своей боли и от своего страха. Выпусти их, иначе они так и будут тебя преследовать и мучить. Если ты действительно хочешь изменить свою жизнь, то должна набраться мужества. Тебе придется погрузиться в эти ощущения, только так получится понять, откуда они появились, и избавиться от них. Понимаешь? Давай, я тебя оставлю минут на пятнадцать одну. Ты подумай хорошо об этом. Как настроишься, звони мне снова.
Этот перерыв был необходим, чтобы Аня смогла еще раз поговорить сама с собой. Понять и утвердиться в своем намерении поменять себя и все вокруг. Если бы мы продолжили, то Аня начала неосознанно сопротивляться, то есть начала бы ставить себе барьеры вместо того, чтобы искать выход из лабиринта своих проблем. Вот я пью кофе, жду. Через пятнадцать минут – звонок. Не беру. Продолжаю ждать. Звонок, еще звонок, и еще звонок. Каждый раз, что Аня набирает номер и ждет, ее боевой настрой усиливается. Это как раз то, что было нужно. Прошло полчаса. Пропущенных – 12. Аня готова работать. Перезваниваю. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
– Какое твое решение?
– Антон, я поняла тебя и я готова.
– Как-то неуверенно отвечаешь. Может тебе просто не очень-то хочется решить проблему? Хочешь жить с ней дальше? Давай, мы возьмем паузу на недельку. Потом посмотрим.
– Нет! Нет, Антон. Подожди. Я поняла твою мысль. За эту неделю я многое потеряю. Давай попробуем. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
– Хорошо. Тогда сделай глубокий вдох. Закрой глаза. Вспомни любую недавнюю ситуацию, где была эта боль. Опиши мне, что происходит в теле.
Через несколько минут Аня заговорила.
– Знаешь, от сердца к горлу идет какой-то фонтан. Начинает кружиться голова и меня тошнит… Оцепенение в плечах. Такое чувство, будто меня сдавливают… Еще по рукам будто бьет током.
– Скажи мне, Ань, что должно произойти, чтобы это чувство резко усилилось?
– Если на меня начнут кричать и обзывать.
– А что еще усилит это чувство в теле?
– Когда ко мне близко подходят и агрессивно смотрят.
– Скажи мне, кто может усилить это чувство в теле? Кто должен это сделать, чтобы это чувство обострилось?
– Все люди… Мама… Папа. Муж…
Аня легко вошла в измененное состояние, хотя изначально я думал, что будет иначе. Решил перестраховаться и проверил: все в порядке! Открыть глаза усилием воли не может. Пора начинать.
– Аня, вспомни какую-то недавнюю ситуацию, где были все эти неприятные чувства в груди, ток в руках и плечах. Думай об этом чувстве. Когда вспомнишь ситуацию, мысленно полностью входи в нее. Будь в ней. Смотри, что там происходит. Кивни головой, как там окажешься.
Кивает.
– Хорошо! Сейчас полностью сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Представь, что это дверь. Входи в нее. Там тоннель. В конце него горит свет. Иди к нему. Когда дойдешь до света, ты окажешься в более ранней ситуации, когда ты также переживала эти же эмоции, когда это чувство было в теле, так же сильно. Скажи мне, с кем ты, сколько тебе лет?
– Мне 17 лет… Сказала маме, что я переспала с парнем и у меня задержка. Я боялась, что забеременела. Мама очень рассердилась. Спросила, кто он. Мы пошли в больницу. У меня нашли какую-то инфекцию. Ничего серьезного. Мама начала на меня кричать, что я дура, распутная. Что я вся в отца… (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
– Хорошо. Аня, сконцентрируйся снова на этом чувстве. Входи в него и иди еще глубже. Вспомни более раннюю ситуацию, когда это чувство появлялось внутри тебя. Кто с тобой рядом?
– Я с мамой. Она просит мой дневник. Я не хочу ей его давать, так как знаю, что там двойка и если она увидит, то будет ругаться. Она забирает дневник из рюкзака и начинает на меня кричать, что я ей надоела, что я тупая, что я испортила ей настроение, что другие дети могут хорошо учиться, а я не могу. Мама кинула дневник мне в лицо и ушла. Почему она так со мной поступила? Мне было обидно… (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Аня начинает плакать навзрыд. Ей очень плохо. Так эмоционально, так болезненно она восприняла тогда в детстве эту странную меру воспитания… Как же хочется ей помочь!
– Аня, поплачь, поплачь. Так ты выпускаешь из себя все, что там накопилось. Так ты освобождаешь внутри себя место для положительных эмоций. Когда сможешь продолжать, скажи мне.
Через минут пять мы продолжили. Я снова попросил ее сосредоточиться на том ощущении и вспомнить более раннее событие.
– Мы разговариваем с мамой… Мне десять лет. Она говорит, что они с папой разводятся, что мы оставляем его здесь, а сами переедем в Тюмень. Я сказала, что не хочу уезжать от папы и заревела, а мама начала говорить разные гадости про него, какой он тиран, что не будет с ним счастья, что он их не любит. Мне очень страшно. Это же мой папа…
– Аня, сейчас, находясь там, сконцентрируйся на этом чувстве в теле. Ныряй вглубь в более ранние ситуации, где было это чувство. Что видишь?
– Мне 7 лет. Я в гостях у бабушки в Подмосковье. Мы с братом играем в машинки. Вдруг в комнату забегает заплаканная мама, а следом бабушка. Мама что-то громко кричит. Бабушке становится плохо, она падает. Мама подбегает к ней, папа звонит в скорую. Они все время кричат. Мне очень страшно. Я больше не могу… Я выбегаю в другую комнату и прячусь в шкаф. Я затыкаю уши, чтобы ничего не слышать. Мне страшно, что сейчас случится что-то ужасное. В руках бьет током…
– Аня, погрузись в это ощущение. Ныряй внутрь и вглубь. Находи там более раннюю ситуацию, где было это чувство. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
– Мы снова у бабушки. Она угощает нас с братом чаем с конфетами, обнимает нас. Потом уходит на кухню, а мама начинает говорить, что бабушка все врет, что она только с виду такая хорошая и добрая, а на самом деле у нее ужасный характер. Что у нее нет подруг, и дедушку она свела в могилу, и сына такого же вырастила, как она сама… Я не понимаю, почему она так не любит бабушку Катю. Мне очень страшно, что она и папу не любит, и меня не любит. Я боюсь их всех потерять. Боюсь остаться одна. Неужели я никому не нужна?
– Хорошо. Сейчас ныряй еще дальше и глубже. Иди вниз по этому чувству и найди там еще более раннюю ситуацию, где оно было. Смотри, в каком ты возрасте и что видишь?
– Мне 4 года, кажется. Я смотрю в окно и жду папу. Он всегда приходил перед сном и целовал меня, а в этот раз его нет. Я испугалась и подумала, что папы больше нет. Я стала лучше всматриваться в окошко, стала залезать на подоконник, не удержалась и упала. Расцарапала себе руку. Мама услышала шум и прибежала в комнату. Отругала меня, что я не сплю, и сказала, что выгонит меня на улицу, если я не успокоюсь. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
– Скажи мне, там и тогда это чувство есть в теле? В плечах, груди и руках?
– Да…
– Обращаясь внутрь и вглубь к этому чувству спроси: ты новое или знакомое?
– Знакомое…
Я уже чувствую: преступник совсем рядом. Осталось еще немного, и мы его поймаем! Мне пришлось снова немного надавить на Аню. Потекли слезы и дыхание начало учащаться. Это значило одно, мы на верном пути.
– Мне три года. Мы в каком-то деревенском доме. Ночь. В комнате очень холодно. Я только что проснулась. Очень темно. Никого нет. Я зову маму. Никто не отвечает. Я кричу все сильнее. Никто не отвечает. Боюсь вылезти из-под одеяла. Я не знаю, что делать. Мамы нет. Никого нет рядом. Я одна. В этом незнакомом месте. Мама бросила меня…
Нам потребовался еще один спуск в подсознание, чтобы, наконец, обнаружить ситуацию, когда Аня впервые почувствовала ток в руках.
– Мне холодно… Я одна. Я очень маленькая и совсем беспомощная. Мне страшно, у меня все болит. Пытаюсь пошевелиться, но меня что-то сдавливает. Мне кажется, что я сейчас умру.
– Аня, ощути это как можно сильнее. До боли. И начинай через силу двигаться так, как тебе подсказывает тело. Возьми подушку, покричи в нее, если тебе захочется. Выпусти через движение и крик всю свою боль.
Аня начинает резко вертеть головой. Зубы сжаты. Она начала раскачиваться вперед-назад – и с каждым движением начинала все сильнее плакать, переходя на рыдания. Потом начала резко дергать руками, будто стряхивая с них тот ток. Она плакала и хрипела, и очень громко и глубоко дышала. Через некоторое время неистовых страданий, Аня облокотилась на стол, опрокинула голову на ладони и замолчала… (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
– Аня, как сейчас себя чувствуешь?
– Лучше…
– Тогда сейчас дай своему чувству, которое так долго жило с тобой, голос. Предоставь, что перед тобой сейчас стоит мама. Пусть этот голос все ей скажет, о чем молчал долгие годы. Ты можешь узнать сейчас все!
– Мама, почему ты не хочешь, чтобы я родилась?
– Сейчас я хлопну в ладоши, и ты станешь своей мамой. Посмотришь на маленькую Аню и ответишь ей.
– Анечка, я не люблю твоего папу… Мы не планировали ребенка. Я хотела уйти от него, но когда узнала, что забеременела, не смогла, потому что боялась рожать одна.
– Сейчас я хлопну в ладоши, и ты снова станешь Аней. Посмотришь на маму и ответишь ей.
Хлопок.
– Почему ты не любишь папу?
Хлопок.
– Он тиран, я боюсь его. Он требует, чтобы я ему подчинялась… Он меня ударил. Я не хочу быть с ним.
Хлопок.
– Мамочка, но ведь папа любит тебя и хочет, чтобы я родилась. Не бросай меня!
Хлопок.
– Я тебя не брошу, доченька. Я тебя очень люблю и хочу, чтобы ты была счастлива. Ты самое ценное, что у меня есть…
Хлопок.
– Аня, хорошо. Попробуй теперь вернуться в те события, о которых ты мне рассказала. Ты теперь знаешь, что мама тебя любит, несмотря ни на что. Она хотела, чтобы ты родилась. Ведь ты часть ее самой. Забудь мамины сомнения. Важно только принятое ею решение родить тебя.
– Да. Мне легче…
– Можешь простить маму там и тогда?
– Да, могу.
– Скажи ей, что ты больше не обижаешься на нее. Что ты прощаешь ей те ошибки, которые она совершила. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
– Простила.
– Аня, сейчас нам предстоит сделать самое трудное. Можешь простить себя за то, что ты сама ошиблась и сделала неправильные выводы.
– Попробую…
Часто мы не осознаем, что сами являемся творцами своей жизни. Все, что мы имеем – дело наших рук. Неправильные реакции, привычка жить прошлым, неуверенность, страхи и слабость – это все то, с чем вы давно могли осознать и обезвредить. Мы продолжаем винить других в наших бедах вместо того, чтобы самим встать за штурвал.
– Анечка, теперь со всеми изменениями и новыми выводами нам надо вернуться в начало последней ситуации, когда тебе было холодно… Тебя сжимает… Как ты теперь реагируешь?
– Я начинаю двигаться. Я смогла начать шевелиться. Двигаюсь и помогаю маме преодолеть это чувство. Помогаю ей меня родить.
– Теперь с этого момента начинай мысленно расти. Переживай все ситуации, которые ты вспомнила. Прощай всех во всех ситуациях. Прощай себя. Посмотри на все глазами взрослого мудрого человека. Как дорастешь до настоящего момента, до сегодняшнего дня, скажи мне… (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Через десять минут Аня закончила. Я вывел ее из гипноза. Она выглядела уставшей, но умиротворенной. Она вернулась немного другой. Будто она сумела посмотреть на себя и на свою жизнь иначе. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
Всего с Аней мы провели четыре консультации. Суммарно это заняло около 17 часов.
Во-первых, мы разработали пошаговый план, как улучшить отношения с родителями и мужем, как вообще жить так, как ей бы хотелось. Мы проработали сценарии, когда ее родные начинали по привычке притеснять Аню, унижать ее или обижать, и нашли способы, как ей отвечать, как реагировать, чтобы ситуации не перетекали в ссору и не возвращали Аню в роль жертвы. Во-вторых, мы подправили ежедневные привычки Ани для того, чтобы она начала вести более здоровый образ жизни.
Хочу отметить, что через два месяца, когда мы снова созвонились по скайпу, я, наконец, увидел Анину улыбку. Да-да, впервые за наши встречи, она искренне улыбалась. Это уже многое значит, друзья.
История №5. Бизнес-девственник, или Как забить на личную жизнь
Вечером, как обычно, Петр возвращался после работы домой: в свой прекрасный двухэтажный таунхаус с бассейном и яблоневым садом. К своим 40 годам он мог многое себе позволить. Он строил дом, представляя, как в нем будет хорошо его семье – супруге и двум детишкам. Проблема заключалась в том, что ни супруги, ни детишек за это время у него так и не появилось. Он престал верить, что они появятся. Дома его ждали привычные пустота и тишина. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Он был так увлечен миром больших денег и поставил себе настолько масштабные цели, что забыл обо всем. Его волновало только пополнение банковского счета. И вот он достиг всего, что хотел… но в его картине настоящего не оказалось главного – близких и родных людей рядом. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
Самое печальное, что поделиться своей проблемой он ни с кем не мог. Для всех он был сильным, успешным, реализовавшимся человеком. Он просто не мог себе позволить испортить репутацию, которую создавал годами. Петр решился поделиться своей проблемой с Сергеем Филипповым и разобраться с ней, сохранив конфиденциальность.
***
Данная проблема не типична для моих коучингов. Когда мы с Петром обговаривали встречу, я даже хотел предложить ему обратиться к другому специалисту в области социальной терапии.
– Нет, – сказал Петр. – Этот вопрос сильно влияет на мой бизнес, потому что от одиночества я начинаю терять интерес к бизнесу. Он развивается хорошо, но я начинаю хандрить. Задумываюсь над глубоким смыслом жизни и не нахожу ответа. Я разочарован. Все это влияет на бизнес, на мои переговоры с клиентами, влияет на отношения с сотрудниками. Я слышал про ваши коучинги, про гипнотерапию, думаю, вы сможете мне помочь.
Мы решили попробовать. В назначенное время Петр приехал на сеанс и рассказал такую историю. С 15 лет он занимается мелким предпринимательством. В 25 лет зарегистрировал юридическое лицо и начал строить бизнес серьезно. На данный момент у него холдинг, в который входит девять российских компаний и три иностранные. Суммарно в его холдинге работает около 500 человек. При всей насыщенности деловой жизни, в личном плане у него давно глухо. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Заглохло все в 22 года – после расставания с девушкой, которую он очень любил. Он так и не смог понять, как она могла просто взять и уйти, обесценив все, что между ними было. Это сильное потрясение никак не давало ему прийти в себя. Он разочаровался в женщинах и решил, что не позволит себе больше так страдать. Всецело отдался бизнесу, чтобы заполнить пустоту, и намеренно забыл про любовные и семейные отношения. Какие-то сексуальные контакты, естественно, были, но они носили периодический характер; плюс девушки легкого поведения и массажные салоны. Однажды, он спросил себя: «Что дальше?» и понял, что ему нужна семья и решил настроить личную жизнь, но оказалось, что сделать это уже не получается.
– Когда у тебя есть успешный бизнес, на твоем лице написано, что ты богат. Женщины начинают относиться к тебе по-другому. Они видят в тебе ресурс, а не личность, - поделился Петр.
Рассуждая таким образом, к Петру стали притягиваться в основном лицемерные женщины. Раз за разом его разочарование усиливалось. Отношение Петра к противоположному полу испортилось окончательно. Во всех умыслах женщин он начал видеть один умысел: они хотят, чтобы он потратил на них свои деньги, они хотят «обескровить» его и потом бросить. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
Гипнотерапия в случае Петра – лучший способ для изменения подобных деструктивных представлений. Для начала нам предстояло проработать тот неприятный опыт расставания. Представьте, насколько сильной оказалась его душевная травма, что почти 20 лет Петр не считал создание семьи чем-то важным. Возможно, у этой истории более глубокие корни, которые уходят в детство? Затем Петру было необходимо получить опыт отношений с женщинами «не за деньги». Говоря простым языком, Петру необходимо было потренироваться общаться с девушками так, чтобы чувства не упирались в деньги - и в итоге, выбрать одну и выстроить с ней доверительные романтические отношения. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Я погрузил Петра в транс. Он легко поддался гипнозу. Мы детально вспомнили все нюансы рокового расставания. Марина бросила его из-за того, что не хотела жить в бедности, и ушла к другому, у которого была и машина, и квартира, и перспективы от родительских связей. Петр сделал логичный вывод: нужно создавать бизнес, нужно зарабатывать, нужны машина, квартира, связи. И начал работать – все свои силы и время он направил в это русло. Мотивация была нерушимой на два десятка лет. Однако, отмечу, что столь длительная реакция нетипична для человеческой психики, поэтому мы пошли дальше, чтобы вспомнить события, которые таят в себе корни главной душевной травмы.
Оказалось, что когда Петр был совсем маленьким, он потерялся в магазине и долго не мог найти маму. Он подумал, что она его бросила, что сейчас погибнет. Его окружали незнакомые люди, которые представлялись ему равнодушными великанами. Никто не обещал на него внимания. Те, кто пытался ему помочь, что-то спросить, куда-то отвести, пугали его. Единственный человек, которого он знал, которому доверял и мог послушаться, была мама, но она ушла. Маленький Петя решил, что мама бросила его, потому что он плохо себя вел, что он плохой. Это воспоминание жило внутри Петра все годы и проявилось в тот момент, когда его бросила Марина. Ему казалось, что он никому не нужен, его никто не любит, он не такой, каким хотят его видеть окружающие - и закрылся для всех.
В глубоком трансе мы проработали эту детскую психотравму. Петр осознал четкую разницу между «быть брошенным» и «быть нелюбимым». Согласитесь, это совершенно разные вещи, но в понимании Петра их значения смешались. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
Когда мы прошли по всем историям жизни Петра от трех до сорока лет, оказалось, что он часто пасовал перед женщинами. Он не понимал простых человеческих взаимоотношений с ними, неосознанно ждал, что его предадут и это сильно подорвет его уверенность в себе. Отношения за деньги прекрасно защищали его от этого страха. В них нет риска: заплатил – получил, что хотел.
Петр смог пересмотреть свое отношение ко всему, что тогда его напугало и сформировало эти искаженные выводы. Он понял, что благодаря им он стал самостоятельным и независимым, благодаря этим ситуациям, он стал успешным и богатым человеком. Они сделали его сильнее. Он понял, что ничего с ним страшного не случится, если кто-то его бросит. Наоборот, он станет еще сильнее. И к концу сеанса Петр осознал, что сможет построить нормальные отношения, что не все женщины продажны, не всем женщинам нужны его деньги. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Что же сделать с теми годами одиночества? Ведь это упущенный опыт семейных и построения сексуальных отношений! Как его восполнить? Я предложил Петру обратиться к моему хорошему другу, прекрасному специалисту в области отношений мужчин и женщин, который достучался до него, показал на личных примерах, на практике, на упражнениях, каким образом строятся крепкие семьи.
Примерно через полгода у Петра закрутился роман, который вскоре перетек в свадьбу. Сейчас прошло уже три года. У них родился сын. В их семье теплые и гармоничные отношения, без ожиданий подвоха и предательства. Супруга Петра с пониманием отнеслась к его просьбе заключить брачный контракт.
Как это сказалось на его бизнесе? Самым лучшим образом. Когда есть прочная семья, когда есть любящая женщина и ребенок, хочется достигать. Со слов Петра его мотивация «делать бизнес» только выросла. Его компания получила новый толчок. Он сменил часть сотрудников, которые засиделись. Новые кадры внесли новые идеи, маркетинговые проекты, продукты. Петр активно инвестировал в новые направления. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг).
Видите, как все решилось. Когда собственник достигает внутреннюю гармонию, от отсутствия которой страдал столько лет, он получает мощнейшую мотивацию, и, главное, осмысленность жизни. Он находит ответ на вопрос «зачем». Он чувствует в себе силу и еще большую уверенность, что у него все получится. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Ошибочно полагать, что психотравмы детства всегда стимулируют на достижение большего. Да, они могут помогать какое-то время, но в итоге приводят к глубочайшему разочарованию. Это может привести к саморазрушению и крушению своего дела. Я искренне рад, что Петр вовремя начал решать свой внутренний конфликт; не стал пытаться самостоятельно копаться в проблемах, а привлек специалиста. Таким образом, он быстрее справился и получил то, что хотел. (из книги С. Филиппова и А. Мироненко. Коучинг)
Программы коучингов и все условия здесь.