13.07.2011Качества эффективных групповых лидеров

Лидерство. Основные управленческие функции.

Функции групповых лидеров:

  1. понимают особенности тех видов групп, которые они могут вести, и предоставляют эту информацию потенциальным участникам,
  2. руководствуются этическими, юридическими и методическими требованиями профессиональных организаций.
  3. заинтересованы в благополучии руководимых ими групп в целом и отдельных людей, участвующих в них.
  4. предвосхищают проблемы еще до их возникновения,
  5. предпринимают для исправления действенные шаги.
  6. систематически наблюдают за участниками группы и после того, как групповая работа закончилась.
  7. следят за профессиональной литературой, касающейся групповой работы,
  8. стремятся совершенствовать свой личностный и профессиональный уровень.

 

Неэффективные лидеры группы:

  1. проявляют авторитаризм, агрессию, конфронтацию,
  2. эмоционально отдаляются от группы,
  3. оказываются неэффективными,
  4. провоцируют случаи групповых потерь(выбывание участников или\худшение их состояния после опыта групповой работы).

Эффективные лидеры группы:

  1. Проявляют заботу:чем больше, тем лучше.
  2. Стремятся к осмысленности:включает прояснение (уточнение сказанного), объяснение и предоставление познавательной схемы для изменения.
  3. Способны пробуждать эмоции:включают активизацию, вызов, принятие риска, самораскрытие.
  4. Исполнительная функция:включает разработку норм, структурирование и предложение процедур.

Таблица 2.

Навыки, необходимые групповому лидеру

 

Приемы

Описание

Цели и желаемые результаты

1

2

3

Активное слушание

Проявление внимания к вербальным и невербальным аспектам коммуникации без оценивания

Способствовать росту доверия и склонности клиента к самораскрытию и исследованию

Переформулировка

 

Повторение своими словами того, что сказал участник группы, чтобы уточнить значение его высказывания

Решить, правильно ли понял лидер утверждение клиента; обеспечить поддержку и понимание

Разъяснение

 

 

Схватывание сущности сообщения как на чувственном, так и на рациональном уровнях; упрощение утверждений' клиента путем сосредоточения на сути сообщения

Помочь клиентам разобраться в противоречивых и запутанных чувствах и мыслях; достичь значимого понимания сказанного

Подведение итогов

Объединение вместе важных элементов взаимодействия или сессии

Избежать фрагментации и дать направление сессии; обеспечивать непрерывность и смысл

Расспрашивание

 

 

Задавание открытых вопросов, которые побуждают к самоисследованию: «что» и «как» происходит в поведении

Вызвать дальнейшее обсуждение; получить информацию; стимулировать мышление; увеличить понимание и концентрацию; обеспечить дальнейшее самоисследование

Интерпретация

Предложение возможных объяснений некоторых действий, чувств и мыслей

 

Способствовать более глубокому самоисследовапию; обеспечить новую точку зрения для рассмотрения и понимания поведения

Сопоставление

Побуждение участников к нахождению несоответствия между их словами и действиями или телесными и вербальными сообщениями; указание на противоречивую информацию или сообщения

Способствовать объективному самоисследованию; обеспечить полное использование потенциальных возможностей; вызывать понимание внутренних противоречий

Отражение чувств

 

Сообщать понимание содержания чувств

Дать участникам знать, что их услышали и поняли не только на уровне слов

Поддержка

Обеспечение поддержки и подкрепления

 

 

 

 

Создать атмосферу, которая поощряет участников удерживать желательные формы поведения; обеспечивать поддержку, если клиенты столкнутся с трудностями; упрочивать доверие

Сочувствие

Идентификация с клиентами путем принятия их системы координат

 

Способствовать доверию в терапевтических отношениях; сообщать свое понимание; поощрять более глубокие уровни самоисследования

Содействие

Установление ясных и прямых коммуникаций в пределах группы; помощь членам группы в принятии увеличивающейся ответственности за направление работы группы

Содействовать эффективному общению среди членов группы; помогать им в достижении собственных целей в группе

Инициация работы

Действия, направленные на вовлечение группы в работу и введение новых направлений в группе

Предотвратить бесполезные групповые колебания; увеличить темп группового процесса

Целеполагание

 

 

Планирование определенных целей для группового процесса и помощь участникам в определении конкретных и значимых целей

Задать направление действиям группы; помочь участникам выбрать и уточнить цели

Оценивание

Оценка протекания группового процесса, а также индивидуальной и групповой динамики

Способствовать более глубокому самоосознанию и лучшему пониманию динамики и направления работы группы

Предоставление обратной связи

 

Выражение конкретных и честных реакций, основанных па наблюдении поведения участников группы

Предложить внешнее видение того, как человек вступает в отношения с другими; увеличить самоосознаиие клиента

Советование

Предложение совета и информации, подсказок и идей для новых форм поведения.

Помогать членам развивать альтернативные способы мышления и действия

Защита

Защита членов группы от ненужных психологических рисков в группе

Предупредить участников относительно возможных рисков от участия в группе; уменьшать эти риски

Раскрытие себя

Раскрытие реакций на события «здесь и теперь» в группе

 

Облегчить более глубокие уровни взаимодействия в группе; создать доверие; моделировать способы сообщения информации о себе другим людям

Моделирование

Демонстрация желательного поведения через действия

Обеспечить примеры желательного поведения; вдохновить участников па полное развитие их потенциала

Работа в тишине

Сдерживание вербальных и невербальных коммуникаций

Принять во внимание рефлексию и ассимиляцию; обострить внимание; интегрировать эмоционально окрашенный материал; помочь группе использовать ее собственные ресурсы

Закрепление

Вмешательство с целью прекращения непроизводительного поведения в группе.

Защитить участников; увеличить продуктивность группового процесса.

Завершение

Подготовка группы к завершению сессии или завершению ее истории

Подготовить членов группы к ассимиляции, интеграции и к применению изученного в группе в каждодневной жизни

 


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий