Как известно, лидер - это руководитель группы людей, человек, который пользуется влиянием в коллективе. Считается, что путь к лидерству в организации начинается с умения служить начальнику, умения угождать коллегам и клиентам. Так формируется лидер-служитель.
В последние годы заметен недостаток лидеров, которые опираются на свой моральный авторитет и могут служить образцом не только для коллег, но и для начальника. Начинается формирование лидера-образца с развития 4 видов интеллекта: ментального, эмоционального, физического и духовного.
Уровень интеллектуального развития проявляется не только в умении анализировать, логически мыслить, рассуждать, но и в умении видеть пути решения поставленных задач, их взаимосвязи; других людей и себя среди них; видеть суть проблемы. Эмоциональный интеллект позволяет не только чувствовать другого человека, но и сорадоваться или сопереживать, общаясь с людьми.
Координирует работу ментального и эмоционального интеллектов физический интеллект, а задает направление нашей жизни духовный интеллект, совесть. Именно совесть помогает осмыслить происходящие события, выбрать способ реагирования на них. Развитие четырех видов интеллекта помогает лидерам определить направление развития фирмы, которое будет способствовать увеличению прибыли.
У лидера сформированы навыки, которые помогают добиваться нужных результатов. Он несет ответственность за принятые решения; начинает проект, зная конечную цель; умеет планировать свой день, неделю; думая о предстоящих победах, видит победу оппонентов; стремится понять человека, а потом излагает свою точку зрения; достигает творческого сотрудничества; постоянно развивается интеллектуально, физически, духовно, социально.
Лидерского величия достигают те люди, которые могут мотивировать других на успех, объяснить сотрудникам цели фирмы и вовлечь их в процесс достижения этих целей. Они - своего рода штурманы, которые разрабатывают совместно с экипажем курс на будущие победы. Только для этого нужно уметь проводить маркетинговый анализ рынка и разрабатывать стратегический план, вовлекая в это сотрудников. Главное в этом процессе - личные качества, основанные на доверии сотрудников и клиентов. Лидеры мобилизуют личную заинтересованность в целях фирмы.
Обязанность лидера заключается и в умении устранять препятствия на пути. Для этого необходимо освоить роль лидера-настройщика, который будет наблюдать, не отклонился ли от курса самолет. Существуют 4 распространенные проблемы, которые предстоит решить лидеру: низкое доверие, пренебрежение умственными способностями коллег, их чувствами, отсутствие дисциплины.
Конечно, важно вовремя приходить на работу, рационально планировать рабочий день, но только это не приводит к ожидаемым результатам. Для успешного решения задач необходимо то, что является следствием дисциплины: концентрация на значимых для организации целях, создание системы показателей деятельности, ориентированность целей на конкретные действия, подотчетность.
Для поддержания энтузиазма в коллективе в процессе решения поставленных задач важно умение не контролировать, а вдохновлять людей на новые победы, раскрывая их таланты и уважая каждого сотрудника. Поэтому нужно создавать новые традиции в коллективе и поддерживать существующие.
Итак, лидера отличают личностные качества, ориентированность на результат, развитие четырех видов интеллекта, выполнение четырех ролей лидера (образец, штурман, настройщик, вдохновитель), моральный и личный авторитет, видение сути происходящего. Лишь от Вас зависит: быть лидером или не быть. Успехов Вам на Вашем пути!
Комментарии: