Человек тянется к вершинам личной и общественной жизни, и на левом плече сидит у него ангел и подсказывает, что делать, чтобы правильно все было. А на правом плече сидит у него дьявол и подначивает, подначивает: Нет, совсем не так: за левым плечом стоит здравый смысл и тихим таким голосом подсказывает, что сказать да куда повернуть, а за правым плечом... Ну, за правым плечом встают все кому не лень и чепуху городят.
А теперь и за правым плечом встал надежный союзник - коуч-консультант.
* * *
У человека, хоть немного знакомого с английским языком, слова "коуч" или "коучинг" вызывают в памяти ассоциации с бейсбольным стадионом и голливудскими фильмами о боксерах. Другое значение этого слова в России еще не прижилось, хотя в бизнесе коучингом - консультированием или наставничеством - пользуются уже лет пятнадцать.
В 80-х годах специалист по финансовому планированию Томас Леонард понял, что некоторые его клиенты хотят получить от общения с ним нечто больше, чем просто финансовое сопровождение, - в разговорах они пытались с его помощью спланировать жизнь на будущее, определиться в целях и этапах работы и жизни вообще. И клиенты эти были людьми уже состоявшимися и успешными в своих областях.
Обдумав сложившуюся ситуацию, Леонард нашел хороший термин для обозначения такого рода общения и помощи - коучинг. И определил главный смысл и отличительную особенность нового вида деятельности: помочь человеку найти собственное решение, а не решать проблему за него.
Как отдельная профессия коучинг возник в начале девяностых. Он сразу развивался как работа с самостоятельными специалистами, потому что консультант, работающий с первым лицом, никогда не может быть включен в структуру организации. Эту позицию может занять только внешний, независимый специалист.
В Россию коучинг пришел в начале 90-х годов с развитием частного бизнеса.
На сегодняшний момент существует около 200 отделов Международной федерации коучинга в 30 странах и много самостоятельных компаний, которые предоставляют подобные услуги.
Например, в России подобные услуги предоставляют около двух десятков компаний, такие как:
Kaplan & Galata Coaching,
"TIME COACH - коучинг в управлении временем" (Россия, Латвия),
"LIFE КОУЧИНГ. Светлана Хамаганова" (Москва),
"Коучинг-центр Андрея Марусова" (Москва),
Институт коучинга Александра Савкина (Санкт-Петербург),
Бубнов консалтинг (Москва),
Группа компаний "Международный институт менеджмента" (Москва), и другие.
* * *
Однако давайте сначала разберемся с тем, что такое коучинг и чем он отличается от психоанализа и личностного тренинга.
Разные специалисты приводят разные определения коучинга. Одно из наиболее полных дают тренеры компании Dragon Pathways. Коучинг определяется как "новая профессия, синтезированная из психологии, менеджмента, финансов, философии, духовных учений и направленная на улучшение жизни клиентов в профессиональной и личной сфере".
На русский язык термин personal coaching можно перевести и как "наставничество", и как "содействие". В основе личного коучинга лежат и психотерапия (в том числе теории Карла Юнга и Альфреда Адлера), и чистый консалтинг, и тренинги личностного роста.
Символическое мышление, по Фрейду, очень полезно для коучей - они помогают своим клиентам открывать сильные стороны, погребенные в бессознательном. Альфред Адлер вообще видел в каждом человеке создателя и творца своей жизни, что тоже является принципом современного коучинга. А Карл Юнг верил в "ориентацию будущего" и способность создавать будущее через видение и целенаправленную жизнь.
Тем не менее у коучинга с психоанализом есть очень существенное различие в подходе к клиенту. Этика и технологии этих процессов сильно отличаются. Коучинг - это "про будущее действие", а не "про прошлые ошибки", хотя прошлый опыт может быть объектом обсуждения и исследования для реализации будущих целей.
Из консалтинга в коучинг пришли очень важные положения, выраженные прежде всего в книгах Карла Роджерса "Терапия, ориентированная на клиента" и Абрахама Маслоу "К психологии существования".
Роджерс разработал теорию отношений с клиентом, основывающуюся на идее, что тот может расти и изменяться с помощью терапевтического союза, который назвал Безусловным Положительным Отношением. Маслоу же в своей книге писал о потребностях и мотивации клиента с точки зрения, что тот изначально ищет здоровье и, устранив препятствия для личностного роста, переходит к самоактуализации, игривости, любопытству и творчеству. Он называл это Эго, или избыток мотивации, имея в виду, что потребности на этом уровне лежат в области развития нашего Эго или Высшего Я. Но в отличие от консалтинговой помощи в коучинге наставник остается с клиентом, чтобы тот действительно осуществил новые навыки, изменения и цели и для того, чтобы самому убедиться, что они воплощаются в жизнь.
В отличие от тренингов личностного роста коучинг нацелен, во-первых, на одного человека, а во-вторых, работа проводится не в виртуальном пространстве, на воображаемых ситуациях, а в конкретном рабочем пространстве и на совершенно конкретных ситуациях.
Сами коуч-мастера любят для объяснения различий приводить пример с велосипедом. Психоаналитик будет выяснять у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с велосипеда, тренер покажет, на какие педали нажимать и как правильно дышать, консультант расскажет об истории этого вида спорта и моделях велосипеда, а коуч-мастер поедет рядом и просто спросит, куда вы хотите доехать.
В западных организациях практикуются два подхода к применению коучинга. Во-первых, коучем, наставником для подчиненных, может стать сам руководитель. В таких случаях он практикует новый подход к управлению персоналом, то есть ищет творческий потенциал, дает возможность принимать решения, брать на себя ответственность и т.д.
С другой стороны, у самого руководителя может быть личный, независимый коуч, который проводит индивидуальное консультирование по деловым и частным вопросам. Он занимается выработкой успешных стратегий поведения, разбором проблем для коррекции и компенсации; работает со значимыми лицами из ближайшего окружения клиента; сопровождает его в повседневной деловой жизни (совещания, переговоры, публичные выступления, рекомендации, вплоть до выбора гардероба, дизайна офиса и т.д.) и тому подобное.
В такой ситуации важнейший момент - прояснение жизненной миссии клиента, определение путей достижения цели, возможных ресурсов, то есть коуч помогает клиенту по-новому взглянуть на себя и свой бизнес, развить личностный потенциал, правильно позиционировать себя и т.д.
По данным исследования Manchester Inc., организации, инвестирующие в коучинг для топ-менеджеров, получили почти шестикратную прибыль. Это показывает, что коучинг сосредотачивает людей на выполнении дел для увеличения прибыли организации, повышает самомотивацию и ответственность персонала, максимизирует продуктивность и эффективность организации, что ведет к увеличению прибыли.
* * *
Довольно долго коучинг был привилегией руководителей высшего уровня, однако с развитием технологии и повышением эффективности работы с коучами у движения в целом стали появляться новые направления и возможности.
К получившему давнее распространение корпоративному коучингу, коучингу в маркетинге, в малом бизнесе стали прибавляться в последнее время направления, имеющие отношение и к деловой, и к частной жизни: возрастной коучинг, коучинг взаимоотношений, повседневной жизни и успеха.
Специалисты в этой области предрекают очень мощное развитие движения за счет того, что нарастает скорость изменений жизни, из-за частых перемещений у людей возникают трудности в создании устойчивых отношений, в осознании целей. Люди начинают понимать, что часто им нужна не терапевтическая помощь, не копание в детских страхах, а ответственный разговор о настоящем и будущем, помогающий выделить главное в том коме проблем, с которым они столкнулись. И такой разговор надо вести не с психотерапевтом или другом, а с человеком, который видит и понимает, из чего все это складывается и где в себе найти потенциал для движения в будущее.
Комментарии: