13.07.2011Лидер в экономике - кто он?

Лидерство. Основные управленческие функции.

Автор: Гусева Лариса Константиновна, генеральный директор Урало-Сибирского Института Бизнеса

Почему некоторые люди добиваются более значительных успехов, чем другие? Какими качествами должен обладать человек, возглавляющий организацию? На эту тему написаны сотни статей и книг, но, тем не менее, интерес к феномену лидерства только возрастает. Молодым менеджерам хочется знать, что и как им нужно делать, чтобы занимать руководящие позиции. Однако быть лидером - это характер, а не должность.

"Урало-Cибирский Институт Бизнеса" провел исследование успешных уральских бизнесменов, чтобы прояснить глубинную взаимосвязь личности руководителя и его бизнеса. В исследованиях приняли участие собственники и первые лица крупных компаний региона, преимущественно из металлургической, инвестиционной и торговой сфер. Среди участников 20 мужчин и 5 женщин в возрасте от 30 до 48 лет, люди состоятельные и состоявшиеся. Условием участия в исследованиях был тот факт, что предприятию должно быть более десяти лет и динамика экономических показателей должна быть положительной. Эти критерии были выбраны, потому что одним из доказательств эффективности Лидера в менеджменте является постоянный рост прибыли.

По сути этих бизнесменов можно назвать "self-made". Они не занимали крупных должностей, эти люди начинали свой бизнес с нуля, они добились успеха за счет своих личностных качеств. Сейчас они владеют крупным бизнесом и оказывают значительное влияние на экономику региона. Как же они сами определяют для себя понятие «лидерство»? Из описаний вырисовывается портрет современного лидера как человека, который

  • «не обязательно должен иметь десять высших образований», но
  • «должен хотеть и уметь зарабатывать деньги»;
  • «должен уметь говорить, должен уметь людей заражать»;
  • «отличается уверенностью в себе»;
  • «может организовать группу людей, превратив ее в команду, кто может с этой командой посредством своего ума достигать финансовых результатов, и кто может путем этих двух вещей что-то новое принести в жизнь»;
  • «обладает определенной агрессией в отстаивании своей точки зрения»;
  • «идет, может даже, в неизвестность, но при этом знает результаты, то есть он знает ту тумбочку, где лежат деньги»;
  • «видит больше, чем все остальные»;
  • «умеет найти средства: людские, финансовые, материальные, какие угодно»;
  • «имеет позитивную идею, стремится к ее достижению, и организует для этого команду сподвижников»;
  • «созидает какую-то ценность, это человек, который умеет убедить людей на рациональном уровне и умеет заставить».

По словам одного из участников исследования: «Лидер - это человек, который способен генерировать идеи и брать на себя ответственность - в первую очередь. А вообще, это сложная комбинация качеств и сказать, что Лидер должен быть таким, таким и таким - это значит исказить реальность, потому что человек настолько многогранен, и в каждом человеке есть какие-то качества, которые помогают ему осуществлять определенные задачи». Почти все отметили, что лидер замахивается на вершины, которые другим даже не видны и имеет смелость осуществить задуманное. То есть лидеры обладают особым видением, которое позволяет им смотреть в будущее на пять и даже десять лет вперед: эти люди способны наглядно вообразить, каким путем будет идти реализация их планов и каким образом указанный процесс преобразует их окружение после того, как все цели будут достигнуты. Затем они возвращаются в сегодняшний день и задают себе вопрос: что я должен сделать прямо сейчас, дабы, стартуя с того места, где нахожусь в данный момент, достичь желанной цели? Люди, обладающие способностями лидера, умеют, кроме того, привить свое перспективное видение окружающим и побудить их к действию.

Уинстон Черчилль однажды констатировал, что самым важным из всех достоинств является мужество - на нем базируются все остальные. Исследование показало, что лидеры располагают указанным достоинством в степени, позволяющей им преломить страх и заниматься теми делами, которые пугают других, а также действовать в ситуациях, где успех отнюдь не гарантирован. 100% опрошенных между ростом и безопасностью выбирают рост, а значит и риск, сопряженный с ним. Однако безопасность также является для них очень важным моментом, безопасность как сохранение того, что уже сделано и достигнуто: «есть какие-то вещи, которые сделаны, и их надо сохранять, во что бы то ни стало. Дальнейший рост без безопасности невозможен. Должны быть корни, должен быть ствол - тогда я могу думать о росте. А если у меня нет ствола - как можно вырасти, если ствола нет? Если я запускаю новый проект, а у меня нет денег - то все рухнет».

Другой характерной для них чертой является реализм. Он означает восприятие мира таким, каков он есть, а не таким, каким его хотелось бы видеть: «прежде чем залезть в какое-то новое действие, я пересчитываю все время слева направо, справа налево: идеальный вариант, пассивный вариант, пессимистичный вариант - то есть все варианты просчитываю. Когда начинаю что-то делать - я делаю наверняка, когда я понимаю, что я наверняка этой цели достигну. Вот тогда я принимаю решение, что я это делаю».

Лидерам свойственно также чувство ответственности, которое сочетается у них с верой в собственные силы. «Лидер в бизнесе - это тот человек, который не боится делать дело. То есть у него немножко больше рамки, и он не боится принимать решения, брать на себя ответственность за то, что будет достижение, или не будет достижения. Чем больше правильных, успешных решений и успешных результатов, тем больше ты становишься». Лидеры добровольно и охотно возлагают на себя ответственность, ибо знают, что благодаря этому укрепляют свою позицию.

Есть одна интересная закономерность - рассмотренные качества проявляются уже в детстве. Возможно, поэтому первые значительные экономические результаты также были достигнуты в раннем возрасте. Пятеро из опрошенных рассказали о том, что, начиная со средних классов у них было денег, чуть ли не больше, чем получали их родители. 80% респондентов заработали свои первые деньги в возрасте до 14 лет, кто-то снимался в массовке в фильме, кто-то торговал женскими сапогами, кто-то работал почтальоном, кто-то сдавал металлолом, кто-то подрабатывал на стройке, а кто-то ездил на уборку урожая. Кроме того, все отметили, что им приносило удовольствие осознание того, что ты можешь сделать что-то нужное и получить за это деньги.

«Стремление к финансовой независимости меня интересовало с трехлетнего возраста. Начиная с класса шестого я зарабатывал денег чуть ли не больше, чем моя мать. У меня существовал график: каждый день я должен был энную сумму заработать, и я четко, методично шел по этому графику. В то время был социализм, но я уже находил возможности деньги зарабатывать, для меня это уже было интересно» - вспоминает один из респондентов.

Некоторые исследователи говорят, что деловые люди в бизнесе реализуют свои комплексы, компенсируют непродуктивность в иных областях жизни. Это далеко не так. Для тех, кто принимал участие в исследованиях, бизнес-это способ самореализации (37%), это стиль жизни (37%), игра (12%) и удовольствие (12%), а отнюдь не способ компенсировать что-то, чего у них нет. Приведем несколько цитат:

«В текущем состоянии это возможность реализовать себя, реализовать те идеи, которые появляются и, фактически удовлетворение от того, что эти идеи приносят конкретные результаты».

«В первую очередь, это удовлетворение. Это жизнь, когда я ничего не делаю, то для меня это пустота. Я больше не представляю, где можно еще что-то делать. Ну да, можно делать те дела, которые необходимо делать: мыть посуду, ухаживать за детьми, потому что они есть. Но я это делаю потому что это надо делать. Удовлетворение, кураж получаю только от бизнеса - и не важно, какой он, - только там возможно удовольствие».

«Я хочу, чтобы моя компания пережила меня. Мне это интересно, я хочу, создать такой проект, который бы остался после меня, то, ради чего стоит жить. Это идея, которая меня действительно греет и заставляет вставать рано утром и быть весь день на ногах до ночи. Приоритет в жизни - это работа. Конечно, многие не понимают. Но я живу ради цели, ради продвижения вперед постоянного - наверное, это еще и трансформация постоянная самого себя. Постоянно меняешься, меняешься, меняешься. Постоянно в движении вперед».

«Для меня это игра. Если бы не были придуманы шахматы, их бы надо было придумать. Я рад, что нам дали возможность поиграть в эту игру. Если бы мы жили в свободном мире изначально, и не было бы придумано бизнеса, то мы бы его придумали. Это постоянный драйв. Конечно, и возможность себя реализовать, и образ жизни какой-то. В принципе, больший кайф ловится от процесса».

«И любое хорошо сделанное дело, оно в любом случае принесет положительные плоды, материальные, моральные, опыт в конечном итоге - это тоже не последняя вещь. Для меня долгое время бизнес был просто жизнью моей интересной, насыщенной, творческой, тяжелой, может быть, такой, скажем, замороченной, но, тем не менее, это моя жизнь!»

Лидер - это человек, который захвачен идеей, увлечен процессом, испытывает ответственность за все, по сути, это одиночка, бегущий к намеченной цели. Но это не замкнутость или нелюдимость, это внутреннее одиночество, «это такое состояние, которое можно вызвать где угодно, в группе, просто так, чтобы как-то сконцентрироваться и понять, как организм отзывается, очень интересно за этим наблюдать, послушать себя». «Одиночество дает ощущение себя, ты понимаешь все про себя и про мир - про людей, про бизнес, когда ты один. А все остальное - это работа, это игра». Все из опрошенных говорят, что им жизненно необходимо одиночество, одиночество как способ самовосстановления, а не уход в горы и избегание общества. «Лидеры - центры притяжения всего: взглядов, зависти, любви, центры притяжения информации, достигается некий объем критический, переполненный, - ты должен его пережевать».

Большинство бизнесменов признает ценность дружбы как «возможности побыть таким, каков ты есть, не опасаясь ничего», как «способа отпраздновать победу», как «процесса глубокого взаимопонимания» поскольку «все равно все стоит на дружбе, на каких-то человеческих отношениях, не на деньгах. Без дружбы в организации жить невозможно». Но не менее интересен тот факт, что в выборе между бизнесом и дружбой все опрошенные выбрали бизнес.

Итак, чему же можно научиться у Лидеров, участвовавших в исследованиях?

  • Прежде всего, способности действовать исходя из собственной внутренней потребности, без внешнего стимулирования, системы мотиваций, компенсаций и стимулов.
  • Умению ставить перед собой великие, но реальные цели и последовательно, с осознанием тотальной ответственности, двигаться к ним, вовлекая в них все большее число последователей.
  • Необходимости поддерживать внутреннее одиночество, которое дает возможность соприкоснуться с интуицией и сверить с этим внутренним компасом направление своего движения.
  • Искусству выстраивать гармоничные дружеские отношения с окружающими и уметь разделить радость победы с другом.


Это, конечно, может показаться красивыми словами, идеалистическими рассуждениями, но как показывает исследование, все вышеперечисленное действительно лежит в основе лидерства в экономике, а, по сути, и в любой другой сфере реализации человека.

 

Источник: Урало-Сибирский Институт Бизнеса


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий