13.07.2011Лидерство в условиях турбулентности. Или почему спрос на харизматиков будет расти?

Vertex - спонсор соревнования Газпром футбол

Автор: Озоль Сергей, бизнес-тренер, консультант по управлению, Управляющий партнер компании «Интеллект Сервис»

Озоль Сергей

 

Быть все время на виду, обращать на себя внимание. Именно так должен поступать человек, чтобы стать героем в глазах публики.

Уинстон Черчиль

Бизнес-среда меняется все более и более стремительно. В течение восьмидесятых годов из списка «Fortune 500» выбыло 46% компаний, за девяностые - 68%. Есть прогнозы, что за первое десятилетие 21 века этот список обновится на 80%. Финансовый кризис добавил в нашу жизнь еще больше неопределенности. Что все это означает для лидеров политики и экономики? Какие лидеры будут наиболее востребованными в условиях турбулентности?

Менеджмент и лидерство.

Давайте разберемся во всем по порядку. И первый вопрос, который необходимо решить - что общего и в чем различия лидерства и управления. В западной бизнес-литературе эти слова обычно употребляются как синонимы. Но я убежден, что менеджмент и лидерство - это две совершенно разные функции руководителя. Суть лидерства в самой простой формулировке - это способность влиять на других, побуждать их двигаться в нужном направлении и добиваться достижения общих целей. Вы спросите, чем это отличается от менеджмента? Ведь менеджер тоже добивается достижения цели. Принципиальная разница заключается в применяемых инструментах и источниках возникновения власти.

Главные инструменты управления - полномочия и власть. Прежде всего - право поощрять и наказывать. Основные управленческие навыки и умения - это планирование и составление бюджетов, решение организационных и кадровых вопросов, контроль и решение проблем. Власть руководителя приходит извне с назначение на должность. Менеджмент вносит упорядоченность, согласованность и последовательность в деятельность организации. Он позволяет компании достичь стабильного ординарного результата.

Лидерство - это, прежде всего, влияние. Лидер задает направленность действий, согласовывает людей и видения, мотивирует и создает необходимый настрой. Невозможно назначить человека лидером. Лидера выбирает группа (подразделение или организация).

Вы спросите, зачем разделять эти понятия? Их стоит разделять для того, чтобы понять, как добиться успеха в новых условиях! Когда все спокойно, основной становится функция управления, позволяющая наладить процессы и достигать стабильного результата. В ситуации неопределенности, возрастающих рисков и стремительных изменений на первое место выходит лидерство - функция, связанная со способностью формировать видение будущего, принимать нестандартные решения, вдохновлять сотрудников на «сверх усилия». Это особая роль управленца, без которой невозможно справляться с кризисами, добиваться успеха в новой экономике. Управление на основе лидерства позволяет справляться с переменами и кризисами. Чем выше уровень вызова и неопределенности, тем больше необходимость в лидерских компетенциях руководителя. Недаром очень многие компании включают лидерство в список корпоративных ценностей. Недаром растет спрос на тренинги лидерства! Это необходимый ответ на жесткие условия рынка. Но лидеры тоже бывают разными.

Типология лидеров. Или какие лидеры будут наиболее востребованными в ближайшие десятилетия.

Гарвардская школа бизнеса (Harvard Business School) выделяет три основных типа лидеров.

  • Харазматические лидеры. Харазматический лидер может показаться человеком, рожденным с даром вдохновлять других. Люди всегда обращают внимание на его убедительные слова, особенно во времена кризисов, когда необходим хороший ориентир в виде четкого видения и надежды на решение. Такой лидер может внятно объяснить ситуацию окружающим и внушить им необходимую степень уверенности. Люди чувствуют себя в большей безопасности, если проблемой занимается такой лидер.
  • Трансформирующие лидеры. В отличие от харизматических трансформирующие лидеры переделывают организацию не за счет силы своей индивидуальности, а обращаясь к людям и добиваясь их доверия и уважения. Трансформирующие лидеры уделяют повышенное внимание команде и выходят на высокие результаты.
  • Прагматические лидеры. Наиболее привлекательная черта прагматических лидеров - их сфокусированность на организации, а не на отдельных людях. Прагматические лидеры работают в условиях реальной среды бизнеса; они выслушивают окружающих и понимают реальное положение дел, каким бы оно ни было, хорошим или плохим, вселяющим надежду или приводящим в уныние.

Какой же из этих лидерских типов будет наиболее востребован в новой экономической ситуации? Давайте воспользуемся метафорой. Стадо овец пасется на обширном и богатом пастбище. Изо дня в день они приходят на одно и тоже место и находят обильное пропитание и воду. Нужен ли им вожак в такой ситуации? Нет! Вспомните хорошо откормленного кота из детского мультфильма: «Таити, Таити, небыли мы не в какой Таити. Нас и тут неплохо кормят!». В стабильной ситуации наиболее востребованы трансформирующие и прагматические лидеры. Они не раскачивают лодку как харизматики, фокусируясь на команде или организации в целом.

Но вот пастбище оскудело и постепенно превратилось в опустошенную пустыню. Более того, каждый новый найденный участок пастбища все меньше и меньше. Ландшафт начинает стремительно меняться и отыскать корм становится все труднее. Овцам требуется вожак! Они готовы отдать лучшие куски, лучшую самку тому, кто поведет их за собой. Тому, кто укажет правильный путь. Подчас вожак радикально меняет направление движения. Но, если он верит в то что делает, ему простят некоторые метания. И на сцене появляется харизматический лидер. Именно о таком лидере писал Уинстон Черчиль. Это он всегда на виду, впереди на лихом коне. И чем выше степень неопределенности, тем более востребованы харизматики.

Благодаря чему харазматические лидеры становятся заметными? Они отличаются от обычных людей энергетикой и большей степенью уверенности, энтузиазма и целеустремленности. Как правило, харазматические лидеры:

  • обладают четким, нестандартным, новым и креативным видением;
  • полностью поглощены своим видением;
  • готовы пойти на большие жертвы, чтобы реализовать свое видение, и принимают на себя самые разные риски;
  • порождают у своих последователей чувство необходимости в срочных действиях;
  • вселяют абсолютное доверие (а также страх) своим последователям.

Именно такие лидеры будут наиболее востребованы. Так как по прогнозам некоторых экспертов только 10% населения планеты способны адаптироваться к тому темпу изменений, который нас ждет.

Что делать? Выхода только два: развивать свою харизму и становиться ведущим, получая повышенные дивиденды. Именно на это, по моему глубокому убеждению, должны сейчас быть направлены тренинги лидерства. Или присоединяться к ведомым, но в таком случае не стоит пенять на то, что тебя не ценят.

 

Источник: Интеллект Сервис


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий