Актуальность исследования. Слову «риторика» его истинное, закрепленное веками значение было возвращено относительно недавно. Только в последние годы мы стали воспринимать его как обозначение теории ораторского искусства. Долгое же время оно употреблялось больше в своем втором, переносном, смысле: эффектная, красивая, но малосодержательная речь.
Отход от риторики как науки об общих правилах речи (общая риторика) и о правилах отдельных видов и родов словесности (частная риторика) начался в России во второй половине XIX века. К концу столетия риторика была практически изгнана из учебных программ. И как следствие этого очень скоро обнаружилось, что уровень речевой культуры общества резко упал. Причины отказа от риторики были изучены ещё в 20-30-е годы нынешнего столетия академиком В.В. Виноградовым, считавшим, что необходимо возродить риторику как науку. Но ещё многие годы после этого риторика оставалась невостребованной обществом. Ораторское искусство рассматривалось в основном как средство идеологической пропаганды, а изучение литературы, освещающей проблемы публичного выступления, было уделом лишь профессиональных лекторов. И это одна из причин того, что многие люди с высшим образованием (в том числе и гуманитарным) не только не владеют ораторским искусством, но зачастую не могут связно и понятно выразить свои мысли.
Аналогичный процесс отхода от риторики наблюдался и в западных странах. Но уже в 50-60-х годах нынешнего столетия в США, в странах Западной Европы начинается активный процесс возрождения риторики и как науки, и как учебной дисциплины. В нашей же стране она всё ещё не заняла прочного места в системе образования. По мнению специалистов, занимающихся вопросами теории и истории риторики, западный опыт преподавания риторики в старших классах и в университетах мог бы оказаться полезным. Недооценка роли этой дисциплины приводит к практическому отсутствию у нас (в отличие, например, от США) сильных «языковых личностей». Содержание понятия «языковая личность» традиционно включает в себя «набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности». К основным характеристикам сильной «языковой личности» относят также богатый информационный запас и стремление его пополнять, высокую речевую культуру.
В последние годы в нашей стране явно обозначился поворот к забытой некогда науке. Это закономерно, так как потребность общества в высокообразованных людях, владеющих всеми видами речевой коммуникации, велика. Возвращающаяся к нам риторика как «наука об условиях и формах эффективной коммуникации» должна предложить пути решения проблемы повышения уровня речевой культуры, проблемы воспитания сильных «языковых личностей» в обществе.
Процесс возвращения риторики в систему гуманитарного образования уже заметен. Появились специальные учебные пособия как для младших школьников, так и для учащихся старших классов гимназий, лицеев, школ гуманитарного профиля. Но, очевидно, потребуется немало времени для того, чтобы во всех гуманитарных учебных заведениях риторика стала одним из обязательных предметов. Там же, где держится курс на углублённое изучение дисциплин естественно-математического цикла, риторике места в учебных программах пока не находится. Поэтому студенты, пришедшие в технические вузы из физико-математических школ, с основами риторики, как правило, не знакомы. Потребность же в таких знаниях существует. Так, из 123 опрошенных студентов-первокурсников Рязанской государственной радиотехнической академии 102 (83%) подтвердили целесообразность введения в программу технического вуза элективного курса «Основы риторики». Сегодня, как никогда, будущие специалисты понимают, что профессиональные знания и навыки только тогда могут привести к успеху, когда они принадлежат человеку, чей общий культурный уровень достаточно высок. Именно поэтому в последние годы стала приоритетной идея гуманизации и гуманитаризации образования. Необходимость интеграции технического и гуманитарного знания, пути такого синтеза активно обсуждаются преподавателями высшей школы.
Так, например, в статье И. Корнилова «Система подготовки инженеров: социологический ракурс» сообщаются результаты анкетирования, проведённого среди студентов старших курсов московских вузов, преподавателей и слушателей военно-инженерной академии, научных сотрудников, инженеров различных специальностей. 83,4% опрошенных отметили важность гуманитарных знаний для инженера. О необходимом присутствии в инженерной деятельности математического, естественнонаучного, технического и гуманитарного (выделено мною - Л.А.) знания, говорит в своей статье «О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности» и В.Никитаев.
Современный этап развития цивилизации требует специалистов «с широким гуманитарным мышлением, способных строить профессиональную деятельность по законам постиндустриального развития». Но речь идёт не только о том, что «инженерно-технический работник должен иметь достаточный уровень интеллектуальной подготовки, чтобы суметь обеспечить эффективность своего труда» . Не менее важным является то, что именно гуманитарное знание даёт такие приоритеты, как ответственность за общезначимые ценности, мировозренческое самоопределение, общекультурная компетентность, личностная самоактулизация.
В последние годы во многих технических вузах, кроме обязательных гуманитарных курсов (история, философия, культурология, политология), вводятся элективные курсы по истории науки и техники, по культуре межличностного и делового общения, по культуре речи, по риторике.
Введение риторики в программу вузов является, на наш взгляд, не просто желательным, но и необходимым, поскольку одним из главных направлений гуманизации и гуманитаризации образования является внедрение форм и методов активного обучения (как реализация принципа субъектно-субъектных отношений в процессе обучения). Это, в свою очередь, предполагает обучение искусству речи. При этом имеется в виду не ораторское искусство (это лишь одно из направлений), а последовательная, серьёзная работа, направленная на активизацию мыслеречевой деятельности обучающихся.
Интересной представляется концепция контекстного обучения, активно разрабатываемой в последнее время, в частности, А.А. Вербицким. Основой обучения, по мысли исследователя, должен стать контекст жизни и деятельности. При этом «основная цель состоит не столько в моделировании существующих условий производства и общества, деятельности групп профессионалов, сколько в воссоздании условий развития творческого мышления на данном предметном материале». Речь идёт также о создании модели определённых отношений, в которые вступают индивидуумы в процессе совместной деятельности. Поскольку отношения эти формируются в процессе общения - речи (независимо от рода деятельности), то роль риторики в реализации концепции контекстного обучения трудно переоценить.
В 1993/94 учебном году кафедра истории и культуры Рязанской государственной радиотехнической академии впервые предложила студентам-первокурсникам экономического факультета элективный курс «Основы риторики» (наряду с другими курсами: «История науки и техники», «Культура делового общения»). Названный курс первоначально включал в себя 16 часов лекционных и практических занятий, что, разумеется, было неоправданно мало. С сентября 1996/97 учебного года курс был значительно расширен и составил 52 часа лекционных и практических занятий (разработанная автором программа элективного курса «Основы риторики» для технического вуза даётся в Приложении). Кроме этого, в настоящее время названный курс читается не только на экономическом факультете, а практически на всех факультетах РГРТА. Известно, что подобные курсы введены и в других технических вузах.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена появлением в программах технических вузов новой дисциплины - риторики, что, в свою очередь, диктует необходимость разработки методики обучения основам риторики, которая в полной мере учитывала бы специфику технического вуза. В настоящем исследовании впервые делается такая попытка.
Говоря о специфике преподавания риторики в техническом вузе, следует выделить два момента.
С одной стороны, риторика для будущих инженеров - далеко не главный предмет, и значимость его для студентов, на первый взгляд, невелика. Но при этом следует отметить возрастающий с первых же занятий интерес к этой дисциплине. Это объясняется, видимо, тем, что в процессе обучения основным предметам ограничена возможность студентов развивать свои коммуникативные возможности, так как на занятиях царит преимущественно строгий и лаконичный язык формул.
С другой стороны, основы риторики, на наш взгляд, должны усваиваться студентами технического вуза быстрее и легче, нежели учащимися гуманитарных вузов. Это утверждение отнюдь не покажется парадоксальным при подходе к риторике как к технологии - технологии не только внешней организации речи, но и всего мыслеречевого процесса в целом. Именно такой взгляд на современную риторику предлагают Е.А. Юнина и Г.М. Сагач в своей книге «Общая риторика». Подобного взгляда будем придерживаться и мы в своём исследовании. Суть риторики как технологии организации мыслеречевого процесса демонстрирует предложенная вышеназванными авторами формула:
Р=К+А+С+Т+Р,+ЭК+СА, где Р - риторика, К - концептуальный закон, А - закон моделирования
i аудитории, С - стратегический закон, Т - тактический закон, Pi - речевой закон, ЭК - закон эффективной коммуникации, СА - системно-аналитический закон. Не вдаваясь в подробности, скажем, что данная математическая интерпретация риторики (нисколько не противоречащая сложившимся в античности риторическим законам) даёт возможность увидеть стройную систему, которую представляет собой эта наука. Именно такой подход в определённой степени облегчает обучение студентов технического вуза риторике (особенно на начальном этапе), позволяет вести с ними разговор на «их» языке. На наш взгляд, риторика органично и естественно должна войти в учеб-
ные планы технических вузов. При этом необходимо усилить её прагматический аспект, рассматривая её и как технологию мыслеречевого процесса в целом, и как дисциплину, дающую необходимые умения и навыки общения на любом уровне, с любой аудиторией.
Всё вышеизложенное, определяющее специфику обучения основам риторики в техническом вузе, диктует необходимость создания специальной методики, чему и посвящено данное исследование.
В настоящем исследовании предпринята попытка обосновать и представить в наиболее общем виде методику обучения основам риторики в техническом вузе. Первая глава исследования посвящена изучению и систематизации теоретических основ обучения риторике. В ней рассматриваются основные этапы становления и развития риторики. При этом внимание акцентируется на методико-дидактическом аспекте данной науки. Рассмотрение достижений античной риторики и риторики в России в XVII-XIX вв. сопровождается обзором соответствующей литературы. Подробно рассматриваются такие произведения классической риторики, как «Три трактата об ораторском искусстве» Цицерона, «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова, «Общая риторика» Н.Ф. Кошанского. В этих и других работах выделяются прежде всего вопросы, имеющие отношение к методике преподавания риторики.
В первой главе рассматриваются также лингвистические и психологические основы преподавания риторики в её современной интерпретации. С этой целью даётся анализ литературы, посвященной исследованиям так называемых «речеведческих наук». Это работы А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.М. Дридзе, Т.Н. Ушаковой и др.
Вторая и третья главы диссертации раскрывают суть и доказывают эффективность предлагаемой системы работы по обучению студентов технического вуза основам риторики.
Объектом исследования является процесс обучения основам риторики в техническом вузе (содержание, методические средства, формы организации учебного материала, система упражнений и последовательность их выполнения).
Предмет исследования - методическая система (принципы, формы и методы) обучения риторике студентов технического вуза.
Цель исследования - выявить специфику и определить принципы обучения основам риторики в техническом вузе; на основе этого разработать вариант программы курса «Основы риторики» для технического вуза; определить, научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные методы и формы обучения.
Гипотеза исследования: занятия курса «Основы риторики» в техническом вузе способствуют:
• формированию навыков организации мыслеречевой деятельности студентов (в процессе реализации подхода к риторике как к «технологии»);
• повышению уровня речевой культуры студентов и их общекультурного уровня в целом;
10
• формированию навыков эффективной коммуникации (в т.ч. навыков публичного выступления) на основе знаний риторических законов и правил;
• развитию практических навыков межличностного и делового общения как основного условия достижения успехов в профессиональной деятельности.
Поставленная цель, предмет и исходная гипотеза исследования предполагали решение ряда следующих основных задач:
1. Изучить и систематизировать методические и лингво-психологические основы обучения риторике.
2. Проанализировать существующие вузовские программы по риторике и культуре речи.
3. Выявить исходный уровень владения основными риторическими навыками (в т.ч. уровень культуры речи) студентов-первокурсников технического вуза.
4. Разработать и экспериментально проверить методическую систему обучения основам риторики в техническом вузе: сформулировать и обосновать специфические принципы обучения риторике; классифицировать и описать формы и методы работы.
5. Разработать программу курса «Основы риторики» для технического вуза, отобрать дидактический материал для занятий курса.
6. Проверить эффективность предлагаемой методики обучения основам риторики в ходе обучающего эксперимента, статистически обработать и методически интерпретировать его результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ классических трудов по риторике, философской, лингвистической, психологической и методической литературы; наблюдение за учебным процессом в техническом вузе; анкетирование, опросы и тестирование студентов; методический эксперимент (констатирующий и контрольно-обучающий); качественно-количественный анализ экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование проводилось в течение четырёх лет (с 1993 по 1997 гг.) на занятиях элективного курса «Основы риторики» для студентов первого курса различных факультетов Рязанской государственной радиотехнической академии.
На первом этапе (1993-1995 гг.) была изучена лингвометодическая литература по теме исследования, определены теоретические основы исследования, разработана программа курса.
Второй этап (1995-1996 гг.) включал постановку и проведение обучающего эксперимента на базе технического вуза по разработанной автором методике, с использованием экспериментальной программы; внедрение специальной системы упражнений в практику учебной деятельности студентов и в работу преподавателей вуза.
Третий этап (1996-1997 гг.) содержал продолжение обучающего эксперимента, проверку полученных результатов путём повторного эксперимента, обобщение результатов исследования, методическую интерпретацию и описание основных положений апробированной методики в диссертации.
Методологической основой диссертации являются исследования в области психологии мыслеречевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И.Жинкин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.Н. Ушакова и др.), классические труды по риторике (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан, М.В. Ломоносов, Н.Ф. Кошан-ский и др.), современные концепции риторики (Н.А. Безменова, СИ. Гиндин, А.К. Михальская, Е.А. Юнина, Г.М. Сагач и др.), а также исследования по методике обучения риторике и культуре речи (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.И. Чижова и др.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана методическая система (содержание, методы, средства обучения), в которой установлено, что занятия курса «Основы риторики» в техническом вузе способствуют формированию навыков эффективной коммуникации, повышению уровня речевой культуры студентов и их общекультурного уровня в целом, развитию практических навыков межличностного и делового общения.
2. Уточнены и научно обоснованы специфические для методики обучения риторике принципы, методы и приёмы работы в учебном процессе технического вуза.
3. Создана система упражнений и определена рациональная последовательность их выполнения на различных этапах обучения основам риторики студентов технического вуза.
4. Исследованы эмпирическим путём эффективные формы работы при обучении основам риторики: лекция-диалог, семинар-дискуссия, коммуникативная игра и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём обобщены лингвистические, психологические, методические аспекты процесса развития коммуникативных возможностей личности, впервые дано научное обоснование методики обучения риторике в техническом вузе, впервые предлагается классификация специфических методов обучения риторике.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
• автором разработана специальная программа элективного курса «Основы риторики» для технического вуза;
• уточнены и научно обоснованы методы и формы обучения основам риторики;
• отобран дидактический материал для практических занятий по основам риторики, который может быть использован в процессе преподавания риторики не только в технических вузах, но и в других высших и средних учебных заведениях;
• материалы исследования могут быть использованы для составления новых вариантов программ по риторике, для дальнейшего совершенствования существующих программ, составления учебных и методических пособий по курсу риторики, при создании дидактического материала, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по риторике. На защиту выносятся следующие положения:
1. В технических вузах необходима специальная методика обучения основам риторики, направленная на повышение уровня речевой культуры студентов и их общекультурного уровня в целом.
2. Обучение основам риторики следует проводить на базе специально разработанной методики, способствующей формированию навыков эффективной коммуникации, а также развитию практических навыков межличностного и делового общения как основного условия достижения успехов в будущей профессиональной деятельности.
3. Обучение основам риторики необходимо осуществлять с помощью специально отобранных методов, приёмов и форм работы, эффективность которых в техническом вузе подтверждена положительными результатами экспериментального обучения студентов Рязанской государственной радиотехнической академии.
Апробация материалов диссертационного исследования. Результаты работы были доложены в 1993-1997 гг. на научно-методических межвузовских конференциях Рязанской государственной радиотехнической академии, на научно-практических конференциях, заседаниях и теоретических семинарах кафедры методики преподавания русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета. По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. История красноречия: Метод, указ. - Рязань: РГРТА, 1994. -12 с.
2. О программе элективного курса «Риторика и культура речи» в техническом вузе. Деп. в ИНИОН РАН от 6 мая 1995 года № 50379.
3. Техника речи: Метод, указ. - Рязань: РГРТА, 1995. -16 с.
4. О методах обучения риторике в техническом вузе // Вопросы методики русского языка: Сб. научных работ. Вып. I. - Рязань: РГПУ, 1996. - С. 84-88.
5. О некоторых формах обучения риторике в техническом вузе // Вопросы методики русского языка: Сб. научных работ. Вып. I. - Рязань: РГПУ, 1996.-С. 89-93.
6. Проблемы современной риторики // Методы обучения и организация учебного процесса в вузе: Труды VIII научно-методической конференции РГРТА. - Рязань: РГРТА, 1997. - С. 2-5.
7. Риторика как средство гуманизации образования в техническом вузе // Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 28-29 октября 1997 г. - Рязань: РГПУ, 1997. - С. 167-168.
Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечивается выбором основных теоретических положений и выводов, адекватных его целям и задачам, и подтверждается теоретической разработкой проблемы и данными применения предлагаемых рекомендаций в работе преподавателей, а также положительными результатами проведённых срезо-вых, обучающих и контрольных экспериментов на занятиях курса «Основы риторики» в РГРТА с 1993 по 1997 годы.
Выводы
1) Данные констатирующего эксперимента, а также результаты письменного опроса по итогам занятий курса «Основы риторики» в РГРТА показали целесообразность и необходимость введения в программу технического вуза названного курса.
2) В ходе контрольно-обучающего эксперимента было доказано, что предлагаемая система работы по обучению основам риторики в техническом вузе способствует:
• формированию навыков сознательной организации мыслеречевой деятельности студентов;
• повышению уровня культуры речи студентов и их общекультурного уровня в целом;
• формированию навыков публичного выступления на основе знаний риторических законов и правил.
Всё это развивает практические навыки межличностного и делового общения будущих инженеров, что является одним из условий достижения успехов в профессиональной деятельности.
Заключение. Основные результаты и выводы
Поставленные в диссертации проблемы решены следующим образом.
1. Необходимость обучения студентов технического вуза основам риторики диктуется условиями жизни современного общества. Идея гуманизации и гуманитаризации образования предполагает воспитание специалистов с широким гуманитарным мышлением, способных строить свою профессиональную деятельность по законам постиндустриального общества, быть в ответе за общезначимые человеческие ценности. Не менее важным является и прагматический аспект проблемы. Навыки сознательного управления мысле-речевой деятельностью и умение владеть приёмами и средствами эффективной коммуникации, которые даёт современная риторика, - обязательные условия достижения успехов в профессиональной деятельности будущих инженеров. В связи с этим выявлены лингвистические, психологические, дидактические и методические основы обучения риторике в техническом вузе.
2. Учитывая то, что методические вопросы обучения основам риторики в настоящее время только начинают разрабатываться, а проблемы, связанные с преподаванием этой дисциплины в техническом вузе, ещё никем не рассматривались, в настоящем исследовании предпринята попытка обосновать и представить в наиболее общем виде методику обучения основам риторики в техническом вузе. Для этого необходимо было проследить развитие методико-дидактического аспекта риторики от момента её формирования как науки до настоящего времени. Это сделано в первой главе исследования, где рассматриваются теоретические основы методики обучения риторике. Особое внимание в главе уделяется данным лингвистики и психологии, которые создают теоретическую базу как для дальнейшего развития собственно риторики, так и для формирования методики обучения основам риторики.
3. Исходя из поставленных задач, в диссертации подробно излагается система работы по обучению основам риторики в техническом вузе: рассматриваются принципы обучения, методы и формы работы.
Обучение основам риторики руководствуется, наряду с общедидактическими, принципами обучения родной речи, сформулированными А.В. Те-кучёвым и Л.П. Федоренко. Нами предпринята попытка выделить и специфические принципы обучения риторике: принцип опоры на данные современных речеведческих наук, принцип приоритетной работы с текстом, принцип соответствия конечной цели обучения риторике современным социальным условиям.
В соответствии с названными принципами разработана система методов и приёмов обучения риторике и предпринята попытка их классификации. Выделяются четыре группы методов обучения основам риторики: методы и приёмы развития коммуникативных возможностей, методы и приёмы формирования культуры речи, методы и приёмы работы над техникой речи, методы и приёмы формирования навыков публичного выступления.
В ходе экспериментального обучения отобраны и апробированы наиболее эффективные формы обучения основам риторики, к ним относятся: проблемная лекция, лекция-диалог, семинар-дискуссия, коммуникативная игра.
4. Предлагаемый в приложении вариант элективного курса «Основы риторики» разработан в полном соответствии с предлагаемой системой работы по обучению риторике студентов технического вуза.
Предложенный в исследовании дидактический материал (упражнения, задания) направлен на закрепление получаемых студентами риторических умений и навыков в процессе обучения.
5. Целесообразность и эффективность использования предложенных в исследовании методов и форм, отобранных и применяемых в соответствии с названными принципами обучения, доказаны в ходе методического эксперимента. Данные эксперимента подтверждают и рабочую гипотезу диссертации, которая была сформулирована следующим образом: занятия курса «Основы риторики» в техническом вузе способствуют:
• формированию навыков организации мыслеречевой деятельности студентов (в процессе реализации подхода к риторике как к «технологии», «модели»);
• повышению уровня речевой культуры студентов и их общекультурного уровня в целом;
• формированию навыков эффективной коммуникации (в т.ч. навыков публичного выступления) на основе знаний риторических законов и правил;
• развитию практических навыков межличностного и делового общения как основного условия достижения успехов в профессиональной деятельности.
6. Разработанная в диссертации методика обучения основам риторики в техническом вузе (методы и приёмы, формы, система упражнений) использована в процессе экспериментального обучения. Эффективность предложенной системы обучения основам риторики в техническом вузе экспериментально доказана.
Комментарии: