02.07.2011Некоторые часто задаваемые вопросы, возникающие при заполнении трудовых книжек

Анонс:Сгорели, потерял трудовую книжку. Дубликат трудовой книжки. Восстановить трудовую книжку. Дубликат и копия трудовой книжки.

 

"Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки
и обеспечения ими работодателей"
Утв. Постановлением Правительства России от 16.04.2003 № 225 (далее
Правила)



Вопрос 1. Работник потерял трудовую книжку и просит восстановить ее на основании выписки из индивидуального лицевого счета из ПФР по форме СЗВК-4. Является ли данная форма подтверждающим документом для оформления дубликата трудовой книжки?

Пункт 32 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, предусматривает, что при оформлении дубликата трудовой книжки в него вносятся сведения об общем и (или) о непрерывном стаже работника до поступления в данную организацию, подтвержденном соответствующими документами. Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318, предусматривает, что каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган ПФР сведения о страховом (трудовом) стаже в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Эти сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и об уплате страховых взносов (п. 27).

Сведения о трудовом (страховом) стаже представляются страхователями по форме «Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К)»
(утв. постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.10.2002 № 122п).

Страхователи представляют сведения о трудовом (страховом) стаже застрахованных лиц в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

Имея в виду указанные выше положения, а также форму документов персонифицированного учета, в которую вносятся представленные работодателем достоверные сведения о трудовом стаже каждого работника, о заработной плате и другие сведения для целей обязательного пенсионного страхования, полагаем, что использование сведений СЗВ-К при оформлении дубликата трудовой книжки возможно лишь в их общем виде (без разбивки на отдельные периоды). Для подтверждения периодов работы у каждого конкретного работодателя и внесения этих сведений при оформлении дубликата трудовой книжки потребуется представление других соответствующих документов (справок).

Шашкина Эмилия Васильевна,
советник 2 класса государственной гражданской службы,
почетный работник Министерства труда России




Вопрос 2.Сгорели трудовые книжки работников. Как быть в данной ситуации?

Если трудовые книжки сгорели, то это указывает на их массовую утрату при чрезвычайных обстоятельствах. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
( ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Пожар вполне можно отнести к ситуации чрезвычайного характера.

Порядок восстановления трудовых книжек в данном случае устанавливается тремя нормативными актами:
- постановлением Минтруда России от 24.06.1994 № 50;
- постановлением Правительства России от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»;
- постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69.

При массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций трудовой стаж этих работников выявляется комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 34 Правил).

В состав такой комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также других заинтересованных организаций.

Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы у данного работодателя осуществляет комиссия на основании документов, имеющихся у работодателя и работника (кадровые приказы, справки, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, личная карточка работника, расчетная книжка, ведомости на зарплату и т. п.). В случае их отсутствия - на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности у одного работодателя или в одной системе.

Если работник до массовой утраты трудовых книжек работал у других работодателей, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт. В подтверждение периодов работы у других работодателей также принимаются различные документы (письменные трудовые договоры, оформленные по законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений; справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; выписки из кадровых приказов; лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и т. п.).

По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессии (должности) и продолжительность трудового стажа работника.

После получения акта комиссии работнику необходимо подать работодателю заявление о выдаче дубликата трудовой книжки. Дубликат выдается не позднее 15 дней со дня подачи указанного заявления (п. 31 Правил).

Гетьман Елена Николаевна,
ведущий эксперт-консультант
компании «ПРАВОВЕСТ Аудит»

 

Анонс:Сгорели, потерял трудовую книжку. Дубликат трудовой книжки. Восстановить трудовую книжку. Дубликат и копия трудовой книжки.


Вопрос 3.Если сотрудник устраивается на новое место работы, но при этом утерял трудовую книжку, кто должен ее завести или восстановить: новый работодатель либо прежний?

Со вступлением в законную силу Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» статья 65 ТК РФ была дополнена частью пятой. Она предусматривает, что, если у лица, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Как видно из содержания приведенной нормы, в данном случае закон возлагает обязанность по оформлению работнику трудовой книжки именно на нового работодателя.

При этом законодатель не связывает оформление новой трудовой книжки с причиной ее отсутствия. Главное, чтобы от работника поступило письменное заявление с просьбой завести новую трудовую книжку. Кроме того, в нем необходимо указать причины отсутствия прежней (утрата, хищение, повреждение и т. п.).

Обратите внимание, что в Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, пока не определено, как делать записи в новых трудовых книжках в таких ситуациях. У сотрудников может возникнуть соблазн попросить вновь обретенного работодателя внести в данный документ сведения о предыдущих местах работы. Однако делать эти записи новый работодатель не имеет права, так как по действующим правилам их можно внести только в дубликат, а не в новую трудовую книжку.

Поэтому, если сотрудник хочет восстановить свою утраченную книжку, то ему нужно обращаться на последнее место работы, то есть к прежнему работодателю. Ведь только там могут завести дубликат и внести в него необходимые сведения. Новая редакция ТК РФ этот порядок не изменила, и восстановление трудовой книжки, как и прежде, связано с оформлением дубликата по последнему месту работы.

Гетьман Елена Николаевна,
ведущий эксперт-консультант
компании «ПРАВОВЕСТ Аудит»




Вопрос 4.Работник потерял трудовую книжку и просит нового работодателя при приеме на работу восстановить трудовой стаж на основании собранных им справок с предыдущих мест работы. Правомерно ли это?

Статья 65 ТК РФ не содержит нормы об обязанности нового работодателя при оформлении новой трудовой книжки восстановить трудовой стаж работника на основании собранных документов с предыдущих мест работы.

Восстановление трудового стажа может иметь место в случае утраты трудовой книжки и при оформлении ее дубликата.

Пунктом 31 Правил ведения и хранения трудовых книжек право оформления дубликата трудовой книжки закреплено за работодателем по последнему месту работы на основании собранных работником справок со сведениями об общем и (или) о непрерывном стаже работы до поступления в данную организацию.

Если читать буквально текст приведенной нормы, то последним местом работы при оформлении на новую работу служит предыдущее место работы, откуда работник был уволен и куда он должен обратиться за оформлением дубликата трудовой книжки.

Шашкина Эмилия Васильевна,
советник 2 класса государственной гражданской службы,
почетный работник Министерства труда России




Вопрос 5.Необходимо ли оформлять трудовую книжку главе крестьянского (фермерского) хозяйства?

Трудовая книжка - это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Ранее крестьянское (фермерское) хозяйство являлось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица (Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Его глава производил записи в трудовые книжки членов хозяйства и наемных работников об их трудовом стаже в крестьянском хозяйстве. Причем эти записи должны были подтверждаться органом местного самоуправления (п. 5 ст. 22 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1).

Поскольку глава крестьянского (фермерского) хозяйства являлся его членом (ч. 4 ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1), можно сделать вывод о том, что ему также должна была оформляться трудовая книжка.

Однако с принятием первой части Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ситуация изменилась, и теперь крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Но ранее созданные крестьянские (фермерские) хозяйства вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2010 года (ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ).

В настоящее время с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства его глава приобретает статус индивидуального предпринимателя ( п. 2 ст. 23 ГК РФ). Поэтому ему уже не требуется оформлять трудовую книжку, так как он осуществляет предпринимательскую, а не трудовую деятельность.

Период трудовой деятельности главы крестьянского (фермерского) хозяйства, имеющего статус индивидуального предпринимателя, засчитывается как в его трудовой, так и в страховой стаж. Только теперь стаж подтверждается не записями в трудовой книжке, а документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей на пенсионное страхование (п. 15 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. постановлением Правительства России от 24.07.2002 № 555).

Полянская Татьяна Анатольевна,
эксперт-консультант компании «ПРАВОВЕСТ Аудит»



Источник: www.vkursedela.ru


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Наталья , 05.02.2013 15:09
У меня такой вопрос:я работаю на месте работника который в декрете.Стала пересчитывать стаж и заметила,что основной работник на месте которого я работаю не сделал запись о приеме человека,хотя после есть записи о переименовании организации и запись не одна,а уже3-4.Так как мне теперь быть,писать что ранее записи являются не действительными и принять человека и все остальное.Подскажите что делать.
Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий