В 2001 году коучинг как направление бизнеса уступил по темпам роста в США только телекоммуникационному сектору, и это закономерно. Главная внутренняя цель любой компании - увеличение прибыли через эффективное использование всех ее ресурсов. Для этого требуется не только передовое техническое оснащение и эффективная организационная структура. Важно задействовать основный ресурс компании - человеческий потенциал. Коучинг создан для раскрытия и задействования именно этого ресурса - потенциала руководства и ключевых менеджеров. |
|
Фокус коучинга - процесс движения к цели руководителя и его компании. Или разрешения проблемы. Задействовать все возможности и ресурсы, ускорить этот процесс, сделать его максимально эффективным, мягким и наиболее подходящим для вовлеченных людей, добиться максимальной отдачи - основная задача коуча.
Коуч в своей работе охватывает весь "треугольник": "цель", "стратегия" и "человек". Особенно важно, чтобы человек при содействии коуча сам создавал перспективу и действовал самостоятельно. Коуч - профессиональный катализатор этого процесса. Если коуч нанимается для руководителя (Executive Coaching) - работа проводится один на один, по часовой сессии в неделю. Цель сессий формируется самим руководителем - от повышения личной эффективности в решении задач до оттачивания лидерских и управленческих качеств руководителя. От проработки видения целей компании на 5 лет вперед до детальной предварительной проработки перспективного нового направления. Это - ювелирная, конфиденциальная и очень плодотворная работа.
Совместная работа проводится сначала над запросом человека - целью или проблемой. Задача- подвести человека к максимальному осознанию цели, результатов и последствий ее воплощения. Работе над целью может быть посвящено несколько сессий. Наиболее часто встречающиеся цели клиентов - заработать миллион долларов в персональном коучинге или увеличить прибыль компании в корпоративном коучинге - всегда требуют глубокой проработки. Для достижения поставленной цели очень важно понять, что вызвало эту цель, и что за ней стоит. Чего руководитель хочет добиться в результате достижения цели. Что она ему даст. Что будет следующей целью. Эти и многие другие вопросы помогают создать видение будущего результата.
Последующим этапом является проработка стратегий - здесь важен запуск креативности в голове у клиента - увидеть много способов ее достижения. И выбрать наиболее эффективный и лучший именно для этого человека способ. Важно использовать все ресурсы, создать поддерживающие структуры для достижения цели.
Итогом проработки цели и стратегий может стать следующий план:
План действий
Цель _________________________________
1. Для чего вам эта цель? Запишите максимум пунктов.
2. Какую личную/ профессиональную пользу принесет вам достижение этой цели?
3. Какие ресурсы для достижения цели у вас имеются (макс.)? Как их задействовать наиболее полно?
4. Какие навыки, умения, понимания, знания и т.д. потребуются вам?
5. Что вам нужно изменить в себе для достижения этой цели?
6. Какие действия вам следует предпринять в 1 очередь?
7. Какие шаги необходимы для достижения цели?
8. Какую поддерживающую структуру нужно создать для достижения цели?
На основе таблицы планируются и осуществляются конкретные действия. Действия осуществляются клиентом. Этот этап сложнее двух предыдущих. Ведь тут уже никуда не уйти, а коуч, нанятый клиентом для содействия достижению его цели, требует выполнения согласованного в срок. Так коуч становится своего рода "поддерживающей структурой" цели, не позволяя лениться или придумать отговорку.
По моему опыту, для получения ощутимых результатов и освоения основ коучинга мотивированному, ориентированному на успех человеку достаточно 10-12 сессий практической работы над реалиями его жизни и бизнеса. После этого мало что остается для него невозможным.
В процессе работы над яркой целью руководителя часто возникает необходимость улучшения некоторых его лидерских качеств. Мы фиксируем текущее состояние лидерских качеств, например, на Колесе лидерства:
Колесо лидерства
Все восемь секторов представляют сбалансированность ваших лидерских качеств.
Отметьте уровень удовлетворенности каждым сектором вашего лидерства на Колесе от 0 (центр круга) до 10 и соедините отметки линией. Получившаяся линия - это Ваше Колесо лидерства, на котором вы управляете вашими людьми.
Определите, какие сектора вам следует улучшить для продвижения к вашей цели. Какие действия необходимо предпринять? Когда их нужно предпринять? Какая поддержка вам нужна для успешного осуществления действий?
После создание Колеса прорабатывается желаемый результат - какими выбранные сектора (наиболее проваленные или другие по желанию человека) должны стать. Формируется полноценное видение и критерии результата. И над этим начинается совместная работа. Иногда с привлечением других специалистов, например, бизнес-консультантов.
Эффективно вовлечь в процесс достижения целей компании ключевых, принимающих решения, менеджеров - задача корпоративного коучинга. Не секрет, что часто начинания руководителя не получают такого же энтузиазма, креативности, "горения" как ему хотелось бы. Коучинг "растягивает" человека - соединяя его устремления, его задачи и планы с целями и задачами компании на очень личностном уровне. Помогая ему справиться с препятствиями, внутренними барьерами, задействовать его сильные стороны. Это - работа точечная, здесь требуется раскрыть человека и направить раскрытый ручей в русло всей реки компании. Здесь требуется полное сотрудничество самого человека.
В результате внедрения корпоративного коучинга все оказываются в выигрыше: ключевые сотрудники получают осознание перспектив, ясность направления движения, большую самостоятельность, поддержку собственной инициативы. Глава же получает лояльных, заинтересованных, эффективных соратников. Время, затрачиваемое им на продумывание их задач, сокращается. И он может гораздо больше концентрироваться на выполнении функций своего масштаба. Сбалансировать свое время на бизнес, отдых, семью. И получить самый осязаемый результат - в результате внедрения корпоративного коучинга в компании возрастает прибыль. По данным Международной Федерации Коучинга, окупаемость затрат на коучинг (ROI) равна 5.3 к 1.
Комментарии: