Начиная с нынешнего года государственные (муниципальные) образовательные учреждения должны вести предпринимательскую деятельность по новым правилам.
Правила зависят от вида учреждения
Для начала отметим, что соответствующие изменения были необходимы в связи с реформой бюджетной сферы (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).
На основании статьи 6 Закона № 83-ФЗ теперь все государственные (муниципальные) учреждения поделены на соответствующие группы:
- казенные;
- бюджетные;
- автономные.
Действующими нормами определено, что казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами.
Полученные доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Основание - статья 13 Закона № 83-ФЗ.
А вот бюджетное учреждение нового типа может (сверх установленного государственного (муниципального) задания) оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. При этом они могут предоставляться для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Заниматься иными видами деятельности можно, только если это служит достижению целей, ради которых создано учреждение, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Обратите внимание: доходы и приобретенное за счет вырученных средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Автономное учреждение также вправе вести деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (должна быть указана в учредительных документах).
Причем доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
На что следует обратить внимание
Первый вывод, который можно сделать, проанализировав нормы действующего законодательства, состоит в том, что все учреждения (казенные, бюджетные и автономные) могут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии указанных видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах.
Однако не стоит забывать, что с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, в течение которого на деятельность, приносящую доход, распространяются следующие правила:
- для казенных и бюджетных учреждений установлено, что приносящая доход деятельность производится на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования средств;
- бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или казенное учреждение осуществляют операции с внебюджетными средствами в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган Федерального казначейства.
Вывод второй: в 2011 году необходимо утвердить смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности (данная смета, как и разрешение, является основанием для открытия и ведения лицевого счета).
Кроме того, для отражения на соответствующих лицевых счетах учреждений, являющихся получателями бюджетных средств (в том числе и казенных учреждений), операций с внебюджетными средствами применяются единая для бюджетов бюджетной системы РФ группа доходов бюджетов «Доходы от приносящей доходы деятельности» и входящие в нее соответствующие подгруппы.
1. Доходы от собственности по приносящей доходы деятельности.
2. Рыночные продажи товаров и услуг.
3. Безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности.
4. Целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Каким нормативным актом руководствоваться
В 2011 году, оказывая услуги (выполняя работы) в рамках внебюджетной деятельности, образовательному учреждению необходимо руководствоваться нормами приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности».
Следует учесть, что нормы приказа № 88н действуют до 1 января 2012 года. Причем они распространяются не только на казенные учреждения, но и на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета.
Кроме того, отметим, что приказом № 88н определен порядок оформления разрешений на осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по типовым формам.
- форма 0531735 - Разрешение на осуществление приносящей доход деятельности;
- форма 0531736 - Дополнение к Разрешению на осуществление приносящей доход деятельности.
Обратите внимание: дополнительно к Разрешению главному распорядителю (распорядителю), получателю средств следует представить в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания:
- Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов (ф. 0531737);
- Смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год.
Внебюджетная смета
Доходная часть данной сметы включает в себя остаток средств на начало текущего финансового года и ожидаемые поступления средств текущего финансового года в соответствии с разрешением по кодам классификации доходов бюджетов (включая коды по видам доходов, подвидам доходов КОСГУ).
Сумма оплаченных налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль учреждения, налог на добавленную стоимость), указывается со знаком минус по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов, отражающих объекты налогообложения.
Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 1.1 Порядка, утвержденного приказом № 88н, в составе доходной части сметы показываются доходы не только от оказания платных услуг, но и в качестве безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.
При составлении расходной части сметы оформляют финансово-экономическое обоснование расходов с расчетами по статьям и подстатьям расходов КОСГУ, перечень договоров, контрактов, соглашений и прочих документов.
Смета на текущий финансовый год составляется учреждениями в рублях с двумя десятичными знаками после запятой. Подписывают документ руководитель и главный бухгалтер учреждения (или лица, их замещающие). Далее смету заверяют гербовой печатью и направляют главному распорядителю на утверждение. В течение года при необходимости в утвержденную смету могут вноситься изменения.
Обратите внимание: уточненная смета также подлежит утверждению главным распорядителем.
С 1 января 2012 года бюджетными (нового типа) и автономными учреждениями вместо сметы будет составляться План финансово-хозяйственной деятельности в соответствии c Требованиями, которые утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.
В пункте 2 Требований сказано: «Государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета... составляет План в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения».
Плановые показатели будут формироваться учреждением в разрезе поступлений от оказания услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности.
Особенности учета полученных средств на счете
Операции со средствами от приносящей доход деятельности отражаются на лицевых счетах получателя бюджетных средств на основании Разрешений и Сведений о смете.
Для оплаты обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).
Остаток, сформированный по результатам деятельности в предыдущем году, в текущем учитывается на лицевых счетах учреждения как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года.
Отражение операций по коммерческой деятельности
Предпринимательская деятельность на счетах учета отражается в соответствии с Единым планом счетов и Инструкцией по ее применению (утверждены приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Причем следует учитывать ряд нюансов.
1. Для отражения операций на счетах в рабочем плане счетов в 18-м разряде применяется код вида финансового обеспечения (деятельности) - 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».
2. Для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат применяется счет 2 205 00 «Расчеты по доходам».
Отметим, что в учете данные расходы можно группировать в разрезе видов доходов учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:
- 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;
- 70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;
- 80 «Расчеты по прочим доходам».
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.
3. При поступлении вырученных денежных средств операции группируются по счетам 2 201 00 «Денежные средства учреждения» в разрезе следующих групп счетов:
- 10 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;
- 20 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;
- 30 «Денежные средства в кассе учреждения».
Счет 2 201 10 предназначен для учета операций с безналичными денежными средствами в валюте РФ, осуществляемых по счетам казенных учреждений, в случае их проведения не через органы Федерального казначейства (финансовый орган), а также операций по счетам бюджетных и автономных учреждений.
4. Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 2 109 00 «Затраты по изготовлению готовой продукции, выполнению работ, услуг».
Затраты группируются по видам расходов:
- прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
- накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
- общехозяйственные расходы;
- издержки обращения.
5. Для отражения результата финансовой деятельности учреждений предназначен счет 2 401 00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта», к которому открываются счета:
- 2 401 10 «Доходы текущего финансового года»;
- 2 401 20 «Расходы текущего финансового года».
Все перечисленные счета предназначены для учета финансового результата текущей деятельности учреждения по методу начисления. Для его определения доходы и расходы учреждения группируются по видам доходов (расходов):
- казенными учреждениями, бюджетными учреждениями - в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления;
- автономными учреждениями - в разрезе видов поступлений (выплат), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики. Сформированная по результатам деятельности учреждения себестоимость отражается на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года в уменьшение дохода от оказания платных услуг (работ), реализации готовой продукции соответственно.
6. При завершении финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов - счет 2 401 30.
В заключение отметим, что с 1 января 2011 года в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ статья 321.1 Налогового кодекса не действует. Значит, учреждениям (казенным, бюджетным, автономным) придется разработать систему налогового учета для определения налога на прибыль (по приносящей доход деятельности) в соответствии с общими принципами, установленными главой 25 Налогового кодекса РФ.
При этом следует обратить внимание, что бюджетные учреждения, равно как и автономные, вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). Следовательно, перечислять ежемесячные авансовые платежи они не должны.
Важно запомнить
Образовательные учреждения могут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии соответствующих видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах. Планирование соответствующих доходов и расходов следует отразить в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности, которая является основанием для открытия и ведения лицевого счета в органе Федерального казначейства.
Комментарии: