Поражений не бывает. Есть обратная связь. Для того, чтобы принимать решения в бизнесе менеджерам необходима информация. А главный вопрос для любого предпринимателя, которому предлагается новая услуга или продукт, это вопрос - готов ли он потратить деньги на приобретение предлагаемого товара или услуги? И каков будет эффект от инвестиций. Это справедливый вопрос. Сейчас предпринимателям предлагается воспользоваться новой услугой - коучинг менеджмента. |
|
Нужен ли предпринимателю коуч и коучинг? Не очень понятно - кто это и что это? И, конечно, с точки зрения любого предпринимателя или руководителя, никакой коуч не может знать о родном бизнесе больше, чем его директор. Не может. И не должен.
Автор, практикующий коуч - консультант, проработавший на оперативной площадке менеджмента в должности заместителя генерального директора достаточно крупной аудиторской организации длительное время, очень хорошо представляет, что ощущает человек становясь предпринимателем, Поэтому в настоящей статье предлагается рассмотреть вопрос о возможностях, предоставляемых коучингом, с точки зрения того, какие отрицательные явления в жизни и деятельности предпринимателей могут быть преодолены посредством применения этой технологии.
Но сначала несколько слов о названии профессии коуча. Когда 10 лет назад в России начал развиваться аудиторский бизнес, то автору доводилось слышать от клиентов, например такую фразу обращенную к главному бухгалтеру организации-клиента: - "Иван Иванович, к Вам аудиты пришли". К каждой новой профессии обществу приходиться какое - то время привыкать. Коучинг появился около 15 лет назад. Коуч - английское слово, которое переводиться как тренер, который должен наставлять, тренировать, подготавливать. Существует общее мнение, что эту профессию привнесли в бизнес спортсмены. Это так. Но перевод слишком узок и не дает представления о содержании профессии коуча. Название - это дань истории или традиции, а за каждым названием стоит эволюция развития общества, востребованность обществом новой профессии - профессии коуча.
Так получилось, что в последние десятилетия все, что происходит внутри самой человеческой личности, стало одним из самых мощных факторов влияющих на развитие и самоактуализацию как самого человека, так и на развитие и расширение его бизнеса. Человек, являясь творением природы, переживает внутри себя торнадо и тайфуны, цунами и мертвые штили, землетрясения и извержения вулканов, даже потопы - подчас просто уничтожающие человека как личность, очень похожие по своей сути на природные явления. Жизнь предпринимателя стала перманентным стрессом.
Как же ощущает себя в бизнесе предприниматель - человек с присущими только ему свойствами и качествами? Предприниматель принимает на себя огромную ответственность за свое дело, за своих сотрудников, за своих клиентов. Естественно, как человек он несет еще и ответственность перед своей семьей и близкими. Каждая из этих зон ответственности является ежедневной совершенно конкретной силой, воздействующей на человека и часто предопределяющей его решения и как предпринимателя и как руководителя. Страх перед такой давящей ответственностью на этой стадии может принять форму отказа от цели, отказа от мечты. Страх перед будущим будет мешать любому продвижению, любому развитию предпринимателя, подчиняя мыслям: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Не рисковать, отказаться от того, чего в действительности очень хочется», «Убрать из жизни вдохновенье и действовать рационально», по сути - не существовать. Наверное, в каждом человеке, когда - нибудь жил похожий страх. Этопервый Гремлин, против которого можно выходить, используя коучинг. Именно на этой стадии очень важно, чтобы кто-то нейтральный к создавшейся ситуации профессионально работал с предпринимателем. Тот, на кого не действуют внутриличностные или внутриорганизационные ограничения, кто даст предпринимателю ощущение внутренней свободы и понимание того, что на самом деле нужно именно предпринимателю, а не кому-либо еще. Здесь очень важным будет то, что из человека уйдет «Чужой». Имеется в виду, что людям присуща полимотивированность, при принятии решений. То есть каждое решение принимается человеком с учетом нескольких мотивов. Это качество человека вполне может быть использовано окружающими в манипулятивных целях и для этого используются очень сильные технологии. А манипулятивные влияния, когда под видом первоочередной цели организации, реализуются чьи-то личностные и часто корыстные цели, могут нанести организации ощутимый урон.
Например, решается вопрос: как организации потратить полученные деньги - купить машину представительского класса или направить на обучение персонала? Конечно - машина это очень привлекательно для любого предпринимателя. И, может быть, если бы он принимал решение один, деньги и были бы направлены и на покупку машины для руководителя, и на оплату обучения. Но если рядом «советники», которым нет дела до стабильного развития организации, а есть дело до собственного «престижа», то вполне можно убедить предпринимателя купить машину представительского класса. И каждому заму тоже по машине. И, совсем замечательно, с водителями, чтобы все клиенты видели, какие значительные руководители в этой организации. Правда, при этом: квалификация персонала осталась на прежнем уровне, качество услуг не улучшилось, и клиенты не особенно довольны, а машина представительского класса реально нужна только руководителю. И замы зарабатывают достаточно, чтобы купить себе даже по две машины. Но ведь этого сразу не видно. Только, когда поступления денег становятся все меньше, обычно начинается «охота на ведьм». Выясняется и «кто виноват» и «что делать». И при этом часто встает вопрос вовсе не о сокращении машин, а о сокращении штатов.
Как правило, предприниматель, особенно российской, - это очень одаренный и творческий тип человека. Ведь для того чтобы начать свое дело, нужны и знания, и смелость и определенный тип характера. Но, как уже было сказано раньше, это, прежде всего, человек, на которого можно влиять, в том числе пользуясь его человеческими слабостями. Российский бизнес действительно очень талантлив. Много нестандартных решений, много планов, но и очень много нереализованных возможностей. Ведь ответственность, риск принятия решения это одновременно и страх утраты или того, что имеешь: или инвестиций, или разрушения отношений с теми, кто считается друзьями. Наверное, каждый может вспомнить печальный опыт совместной работы с друзьями детства или сокурсниками по институту.
И тогда можно и нужно попробовать работать с коучем. Это делается не потому, что предприниматель в чем-то несостоятелен, а именно для того, чтобы он поверил в себя, позволил себе поставить перед собой цель и достичь её. Разве мы не восхищается людьми, которые достигали, казалось бы нереальных, фантастических целей. И первое, что они делали, это позволяли себе со всей страстью желать увидеть свою мечту в реальности. Вспомним Уолта Диснея, который начинал с арендованного ангара, для того, чтобы создать свою Империю сказок. И создал.
Следующая стадия, это оценка возможностей достижения поставленной цели. И здесь сторожитвторой Гремлин. Кажется, что цель недостижима: она слишком рискованная, слишком дорого это будет стоить, вообще все, что хочется - слишком запредельно. Для того, чтобы принять решение пишутся бизнес планы, составляются стратегии, собираются совещания и так далее и тому подобное. А как часто, чтобы проанализировать ситуацию и принять решение, собираются люди либо из близкого круга общения предпринимателя, либо сослуживцы, либо партнеры по бизнесу! Но эти люди вполне могут и не хотеть никаких изменений. Не хотеть напрягаться. И будут делать все, чтобы дело оставалось на мертвой точке, имитируя при этом самую бурную деятельность. Здесь как раз и появляются интеллектуальные и эмоциональные лидеры из близкого окружения, мнения которых особенно авторитетны для руководителя. Для принятия взвешенного и продуманного решения приглашаются консультанты, которые в своих предложениях пишут "Мы поможем Вам …" Но так уж устроен человек, что, если это нормальный человек, то слово "помощь" раздражает ужасно. Несколько лучше звучит фраза: "Чем могу быть Вам полезен?" Но все равно - все, что будет сделано или предложено консультантами - чужое. Кто-то, пусть очень подготовленный и совершенно замечательный, по сути дела, приходит и говорит предпринимателю: "Сейчас я научу тебя (слышится: неуча), как надо делать". И сколько мы знаем примеров, когда работа консультантов, очень дорого оплаченная, подготовленная специалистами очень престижных бизнес - институтов или консалтинговых фирм, так и остается не реализованной клиентом. Почему? Причин наверняка будет море: совет не согласовывается с изменившейся ситуацией, специалисты не достаточно хорошо поняли консультантов, не достаточно четко изложили совет, да и вообще, консультант оказался гораздо хуже, чем свои сотрудники. Тут и интеллектуальные и эмоциональные лидеры постараются. А если взглянуть глубже? Не мой выбор, не мое решение, душа не принимает чужих советов. Именно по этим причинам коуч принимает на себя ответственность не за то, чтобы давать советы, быть консультантом, ментором, наставником или психотерапевтом клиента. Коуч принимает на себя ответственность за то, чтобы перевести любого человека, включая и любого предпринимателя туда, где ему будет хорошо. Где предприниматель будут уверен в достижимости поставленных целей, в том, что у него есть все, чтобы их достигнуть и никто не сможет ему помешать, кроме, конечно, его самого. В коучинге это называется «формат конечного результата». Коуч берет в работу не проблему, а цель клиента.
Здесь подстерегает третий Гремлин.И в сознательном и в бессознательном разуме человека остается негативный опыт: - «Я пытался, я делал все что мог, чтобы раскрутить проект и не получилось». Раз, два, десять … И наступает то, что называется в коучинге "эффектом отождествления себя с режимом перегоревших пробок".
Но, ведь еще в старинном китайском трактате Сунь Цзы "Исскуство войны" было сказано, что если Полководец вступил в битву и победил врага сначала у себя в голове, то это значит, что он выиграл битву в действительности. Уже в те времена люди понимали, как важен момент принятия человеком себя и своих действий, как важна уверенность в сделанном выборе и знании о том, как можно достигнуть желаемого результата. Поработав с коучем, предприниматель может определить для себя все свои осознаваемые, и выявить пока еще им неосознаваемые возможности, подключить всю мощь бессознательного разума, понять свои дальнейшие действия и поступки.
Третий Гремлин,который мешает предпринимателям, это отождествление ими себя со структурой, с организацией, с системой, в которой они действуют. Когда человек идентифицирует себя с чем-либо, то стереотипы, заложенные в этой идентификации, начинают управлять человеческим поведением. Предприниматель втянут внутрь своей среды, ассоциирован в нее по своим переживаниям, открыт всем эмоциональным воздействиям, практически не может взглянуть на деятельность организации со стороны, дисассоциироваться от нее. Общение с сотрудниками или другими руководителями организации тоже не даст возможности занять внешнюю позицию. И решения, принятые в состоянии идентификации со структурой будут достаточно ограниченны по своему сегменту видимости. Взгляд лидера, формирующийся при работе с профессиональным коучем, предоставляет предпринимателю возможность взглянуть на все происходящие внутри организации или системы процессы из вне, из разных временных точек. Увидеть - где система блокирована, причины торможения принятых решений, отсутствие необходимых элементов связи. Человек начинает видеть всю систему в целом, а не только один маленький ее кусочек. Негативный стереотип поведения, являющийся результатом того, что предприниматель идентифицирует себя с системой, ломается. Поскольку действует правило, что то с чем идентифицирует себя человек - управляет им, а то с чем человек не идентифицируется - управляется человеком.
В работе коуча есть один достаточно коварный момент, о котором следует знать тем российским предпринимателям, которые решат направить на коучинг своих сотрудников. Коуч работает с лидером в человекевсегда, даже когда он работает в специализации лайф - коучинга. Наши российские предприниматели, которые подняли и развивают российский бизнес, ощущают себя безусловными и единственными лидерами в своих организациях. Мало кто готов растить лидера рядом в той же организации. В этом определенная проблема командного коучинга. Но есть вариант. Предприниматель, первое лицо, встречаясь с технологией коучинга постепенно сам становиться коучем своего персонала. И сам занимает дисассоциированную позицию коуча.
Автор обратил внимание на то, что сейчас большинство публикаций о технологии коучинга можно встретить в СМИ, которые посвящены работе с персоналом. Да, это правильно, но все же следует помнить о том, что коучинг может применяться как ведущая технология управления персоналом только в организации, где она принята самим лидером.
И, наконец,четвертый Гремлин, который разрушает инициативу российских предпринимателей - это конфликт, появляющийся и проявляющийся как внутри человека, так и во внешней среде. Стресс является нормой жизни предпринимателей. Работают сутками, фактически ночуют на рабочем месте. Но эффективность воздействия на ситуацию - не радует. Не нужно тратить столько времени на работу, нужно тратить его эффективно. Сейчас такие бизнес культуры, как Шведская, тяготеют к тому, что руководитель работает дома, при этом реально контролирует весь свой бизнес. Но здесь есть еще одно «Но». Меняется содержание отношений в предпринимательской среде. Люди работают не на хозяина, а вместе с хозяином на результат, который является жизненной ценностью не только первого лица, а и жизненной ценностью всех, сотрудников, работающих с ним. Люди перестают делить: это работа, а это настоящая жизнь. Вся жизнь: работа и не работа становится настоящей и полноценной. Да, можно согласиться с тем, что Россия не Швеция. Но даже самому деспотичному начальнику все-таки приятнее приходить в организацию, где люди улыбаются. Работа с коучем, это фактически реализация личной антистрессовой программы предпринимателя.
Несомненными результатами командного коучинга являются: улучшение продуктивности деятельности каждого сотрудника и коллектива в целом, улучшение взаимоотношений в коллективе и сплочение команды, которая приобретает способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, то есть большую гибкость и адаптивность к изменениям.
В настоящей статье автор не ставил задачей раскрыть механизмы и приемы коучинга, которые позволяют переструктурировать мышление и добраться к незадействованным 95 % нейронов головного мозга человека. Автор только стремился показать, с какими явлениями, мешающими более полноценной жизни, можно реально справиться, используя технологию коучинга.
В статье использованы материалы лекций г-жи Мэрилин Аткинсон. Мерилин Аткинсон (Канада). Сертифицированный Тренер НЛП, доктор психологии. Основательница Эриксоновского Университета (Ванкувер). Автор и ведущая сертифицированного курса «Искусство и техника коучинга. Коучинг менеджмента».
Комментарии: