Не секрет, что постоянную - «окладную» часть зарплаты (даже если она периодически пересматривается) работники очень скоро начинают воспринимать как должное, то есть основную свою функцию - стимулирования - она перестает выполнять. Поэтому одной из самых сложных и важных задач, стоящих перед руководителем, является разработка и внедрение в компании системы оплаты труда (СОТ).
Справедливости ради отметим, что деньги, сами по себе 1) не всегда выступают стимулом, 2) не являются единственным стимулом и 3) не всегда одинаково значимы для всех работников. Эффективная СОТ обязательно должна соответствовать следующим принципам:
- быть «прозрачной» и легкой для понимания сотрудниками;
- быть справедливой;
- стимулировать к достижению целей, которые ставит перед собой компания.
При этом цели и результаты, которых хочет добиться компания, должны быть формализованы, сформулированы на понятном для каждого человека языке. Кроме того, результаты обязательно должны быть измеримыми. Также необходимо построить «мостик» между стратегическими целями и тактическими задачами по их достижению, то есть каскадировать цели до уровня непосредственных исполнителей - донести их до каждого работника. Эффективная модель оплаты труда - это управленческий инструмент, поскольку она стимулирует именно то поведение сотрудников, которое необходимо для достижения поставленных целей.
Проанализировав существующие системы оплаты труда и системы премирования, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой для нашей компании может стать модель премирования, основанная наключевых критериях эффективности(Key Performance Indicators, KPIs). Почему мы выбрали именно эту модель? Цель любого бизнеса - получение прибыли; прибыльность организации зависит от многих факторов, ключевой из которых - персонал. Система оценки деятельности работника, основанная на ключевых критериях эффективности труда показывает, обеспечиваются ли в том или ином подразделении условия, позволяющие выполнять планы по прибыли.
Для оценки результатов деятельности мы разработали переченьключевых индикаторов достижения стратегических целей компании- небольшое количество показателей, позволяющих оценить прогресс, контролировать основные бизнес-процессы и качество оперативного управления. Целевая группа сотрудников, на которую распространяется эта модель, - административно-управленческий персонал. Почему был выбран именно этот сегмент? Потому, что именно от усилий управленцев и специалистов во многом зависит конечный финансовый результат компании.
Безусловно, при разработке модели премирования мы столкнулись с определенными сложностями. Подразделения компании можно отнести к двум группам: бюджетообразующие и сервисные. Оценить вклад сотрудников «центров прибыли» (например, отдела продаж) достаточно просто, а вот определить, как влияет на прибыль деятельность сотрудников «центров затрат» (например, отдела кадров), очень тяжело. Нам предстояло ответить на вопрос: «Как понять - плохо, или хорошо работает тот или иной отдел, департамент?» Для этого мы разработалиСистему оценки деятельности подразделения и работника, основанную на ключевых критериях эффективности. Проект реализовывался поэтапно:
- Первый этап. Определение, чего мы хотим от новой системы?
- Второй этап. Описание и согласование ключевых критериев эффективности для каждого подразделения; соотнесение выбранных критериев с показателями прибыльности.
- Третий этап. Разработка механизма премирования.
Первый этап. Задачи были сформулированы следующим образом:
- СОТ должна стимулировать работника достигать целей, которые ставит перед собой компания;
- деятельность работника следует оценивать по результату, на достижение которого он непосредственно может влиять (это гарантирует справедливость).
Например, работа бухгалтера, безусловно, влияет на общий результат - прибыль, однако это влияние косвенное, поэтому устанавливать прямую зависимость размера его премии от прибыли компании в целом, наверное, некорректно.
Второй этап. Мы прописалиключевые критерии эффективностидля каждого подразделения и согласовали их с руководителями. Ключевые показатели эффективности деятельности - это ограниченный набор показателей, которые позволяют своевременно отслеживать наиболее важную для управления бизнесом информацию, а следовательно - более успешно управлять бизнесом. KPIs показывают, настолько результативной была деятельность отдельного работника, подразделения и компании в целом в отчетном периоде. В качестве KPIs могут использоваться как финансовые, так и нефинансовые показатели. Например, для коммерческого департамента были выбраны такие:
- выполнение плана по реализации моторного топлива;
- выполнение плана маржинального дохода.
По сути, перечисленные критерии и есть главные задачи, которые стоят перед конкретным департаментом. Все они соответствуют базовым принципам: измеримы, просты и понятны. С изменением ситуации на рынке и развитием самой компании, поставленные перед подразделениями задачи могут изменяться, поэтому показатели следует периодически пересматривать и, при необходимости, корректировать. Например:
- если компания находится на этапе завоевания своей доли рынка, то акцент, наверное, следует сделать на привлечении новых клиентов (показатель - «количество новых клиентов»);
- если запланированная доля рынка уже завоевана, более важным становится показатель «выполнение плана маржинального дохода» и т. п.
Следует отметить, что при разработке KPIs (как и вообще при планировании) необходимо отталкиватьсяот возможного, а не от достигнутого: тогда мы будем стимулировать людей и компанию в целом развиваться, добиваться лучших результатов.
На данном этапе мы провели ряд совещаний, в которых приняли участие все департаменты компании; на этих встречах были определены ключевые критерии (индикаторы), по которым можно определить, насколько хорошо (плохо) работает подразделение. Отмечу, что процесс разработки критериев многогранен и сложен. Руководителей подразделений нельзя просто заставить принять «спущенные» сверху требования: нужно показать им все преимущества нововведений и вовлечь в разработку собственных показателей. Это непросто было сделать, потому что все новое воспринимается людьми настороженно - тем более, если изменения затрагивают такие важные вопросы, как зарплата.
Формулируя критерии, мы задавали себе простые вопросы:
- Для чего вообще существует этот департамент?
- Какие основные задачи он выполняет?
- Каким образом реализация поставленных задач позволяет подразделению зарабатывать деньги для компании?
- Как мы узнаем, что задачи выполняются в полном объеме, в срок и без нарушений?
- С помощью каких критериев (показателей) мы можем отследить качество и своевременность выполнения задач?
Некоторую сложность вызвало определение критериев для сервисных подразделений: юридического департамента, отдела кадров, департамента логистики и т. д., поскольку, как правило, эти подразделения оказывают только косвенное влияние на доход компании. Но и с этой задачей мы справились; например, для департамента управления персоналом были предложены следующие критерии:
- своевременное и качественное обеспечение предприятия кадрами (вакансии административно-управленческого персонала и АЗС);
- выполнение заданий (поручений) в полном объеме, в срок, без ошибок.
Как же «работают» ключевые критерии эффективности, как оценка деятельности на основе KPIs связана с уровнем материального стимулирования? Рассмотрим эти вопросы на примере оценки сотрудников двух отделов:
- Отдел подбора и развития персонала (табл. 1). Мы видим, что каждому из критериев присвоен определенный «вес» (тот или иной процент от суммы оклада). Для того чтобы не возникало разногласий при трактовке содержания критерия, в графе «измеритель» подробно описано, как следует понимать каждое слово: например, «своевременно» - значит, не более 30 рабочих дней, а «качественно» - значит, все подобранные сотрудники успешно проходят испытательный срок (отсутствуют факты увольнения). Главное, что каждый критерий можно измерить в конкретных показателях (а не просто описать в общих словах).
Табл. 1. Критерии оценки работы для отдела подбора и развития персонала
Критерии |
«Вес» критерия (% от оклада работника отдела) |
Измеритель |
Качественное и своевременное обеспечение предприятия кадрами (вакансии административно-управленческого персонала) |
X |
Выполнение сроков заявки на подбор персонала: |
Качественное и своевременное обеспечение предприятия кадрами (вакансии АЗС) |
Y |
Выполнение сроков заявки на подбор персонала на АЗС - 20 рабочих дней |
Выполнение заданий (поручений) в полном объеме, в срок, без ошибок |
Z |
Оценка выполнения задания руководителем |
∑ |
|
|
- Департамент логистики. Этот департамент состоит из нескольких отделов, перед каждым из которых поставлена конкретная задача (табл. 2). Выполнение этих задач - и есть ключевые факторы успеха, которые позволяют достичь стратегической цели компании (получение прибыли). Если АЗС простаивает из-за отсутствия топлива - компания несет убытки, если цистерны простаивают или не соблюдены сроки прохождения таможни - компания платит штрафы и т. д.
Табл. 2. Критерии оценки работы отделов департамента логистики
Отдел |
Критерий |
Удельный вес критерия (% от оклада работника отдела) |
Измеритель |
Отдел поставок |
Отсутствие фактов простоя АЗС (АЗК) по причине несвоевременной доставки топлива |
N |
Отсутствие фактов простоя АЗС |
• Доставка (возврат) цистерн без простоев и хранения. |
M |
• Экономия средств (отсутствие штрафных санкций за простой, подачу, уборку вагона) |
|
Отдел учета и хранения |
Результат инвентаризационной работы |
X |
Отсутствие недостач |
Соответствие заключений исходящего контроля входящему контролю качества топлива |
Y |
Отсутствие актов о несоответствии входящего контроля качества топлива исходящему |
|
Транспортный отдел |
Затраты на 1 л перевезенного топлива не более X грн. |
Z |
Соотношение фактических затрат на 1 л перевезенного топлива с плановым показателем Х грн. |
∑ |
|
|
Третий этап. На этом этапе мы разработали Положение о KPIs, где сформулировали базовые принципы нашей модели оценки и премирования:
1) премирование на основе KPIs - это право, а не обязанность компании;
2) и сам факт премирования, и размер начисленных сумм зависят от финансового результата компании за отчетный период.
Прописывая Положение, мы также определили ключевые моменты корпоративной системы оценки и премирования:
- период премирования;
- на кого распространяется действие Положения;
- кто проводит оценку результатов деятельности;
- кто ответственен за предоставление информации в конце периода;
- кому и в какой форме должна быть предоставлена информация;
- сроки предоставления информации.
Размер премии за отчетный период зависит от двух факторов:
1) выполнения плана по прибыли;
2) оценки по установленным критериям эффективности.
В каждом конкретном случае размер премии рассчитывается по формуле:
Сумма премии = k х % премии по итогам работы |
гдеk- коэффициент, отражающий соотношениефактическойприбыли, полученной предприятием по итогам работы за предыдущий период иплановой(факт/план).
Базовый размер премии рассчитывается в соответствии с оценкой по установленным критериям эффективности - как сумма оценок по всем критериям. При этом итоговая величина премии зависит от величины коэффициента (k):
- если коэффициент ≥1,00, то премия начисляется полностью - в установленном размере;
- если коэффициент ≤1,00, то размер премии корректируется с учетом коэффициента.
Рассмотрим пример |
|
|
Положение также регламентирует порядок оценки результатов работы и выплаты премии:
- В конце отчетного периода (в данном случае это месяц) каждый руководитель департамента предоставляет в отдел труда и заработной платы отчет (приложение), прилагая к нему заполненные таблицы и обоснование оценок.
- Далее полученная информация анализируется и предоставляется директору компании, а после утверждения передается для начисления в бухгалтерию.
Приложение Отчет об оценке результатов работы сотрудников отдела поставок Отдел: поставок
Руководитель отдела _________ /_________/ |
Комментарии: