16.06.2011Стоит ли "дружить" с шефом на Facebook

Антиконфликт и командообразование.

Автор: Юлия Сеткова

Шеф попросился в "друзья" на Facebook, а вы не хотите давать ему доступ к своему профилю? Это дилемма. Как же разрулить ситуацию, чтобы не обидеть начальника и не испортить с ним отношения?

Утро в обычном офисе. Молодой человек загружает компьютер. Одна из первых страниц, которую он сегодня откроет - как, впрочем, и каждый день, - Facebook.com. Его внимание сразу привлекают три новых предложения "дружить". "Отлично, сейчас всех и присоединим", - думает молодой человек и вдруг замирает в нерешительности, увидев в списке кандидатов на дружбу имя своего шефа… Попробуем разобраться, как ему следует поступить в этой ситуации.

Big Brother is watching you!

У среднестатистического обладателя профиля на Facebook - 70 "друзей". Среди них - близкие друзья и родственники, знакомые и коллеги и даже тетя Маша из соседней квартиры, которой дочка-старшеклассница ради смеха открыла аккаунт. Почему, собственно говоря, в этой пестрой компании не должно быть места шефу? "На месте сотрудника я бы не стал вносить начальника в список друзей на Facebook, потому что существует опасность рано или поздно обнародовать информацию, не предназначенную для его глаз и ушей", - считает юрист и эксперт в сфере информационного права Карстен Ульбрихтс (Carsten Ulbrichts).

"Зафрэндив" шефа, вы открываете ему доступ к личной информации. Теперь он будет знать, что и в какое время (рабочее?) вы публикуете у себя в профиле. А это значит, что вам придется постоянно контролировать свои действия. И это логично: начальник - один из тех людей, которые могут оказать серьезное влияние на вашу жизнь, и ни к чему ему знать, сколько пива вы выпили на последней вечеринке, как здорово оторвались на концерте Mando Diao в воскресенье вечером (отсюда и двухчасовое опоздание на работу в понедельник) или что Fiat Multipla, на ваш взгляд, - самая уродливая машина на свете (а вдруг именно на ней ездит ваш босс?). Словом, если начальник появился у вас в "друзьях", то вы автоматически становитесь участником реалити-шоу. Босс за вами наблюдает.

Болеешь - болей офлайн

В юридической практике Германии уже были прецеденты, когда сотрудникам пришлось поплатиться за подобную откровенность. "Менеджер одной немецкой компании взяла больничный, сославшись на мигрень, но при этом целый день проявляла активность на Facebook: постила комментарии, размещала фотографии. Это заметил ее шеф и сделал ей официальное предупреждение", - рассказывает берлинский юрист, специалист по интернет-праву Хеннинг Криг (Henning Krieg).

Начальник, по его словам, рассудил так: если сотрудница достаточно хорошо себя чувствует, чтобы целый день провести в интернете, то она с таким же успехом могла прийти на работу. А значит, она взяла больничный без уважительной причины, и за это ей полагается взыскание.

Иными словами, пригласить шефа в Facebook - это почти то же самое, что согласиться на его предложение установить на вашем рабочем месте камеру видеонаблюдения, чтобы он постоянно имел возможность быть в курсе, чем вы занимаетесь. Вам это надо?

Решительный метод

Возникает резонный вопрос: как отклонить приглашение начальника так, чтобы не вызвать у него досаду или недовольство? "Лучший способ - вежливо отказаться, указав на то, что Facebook вы пользуетесь в частном порядке и не хотели бы смешивать личную жизнь с профессиональной, - рекомендует эксперт в сфере информационного права Карстен Ульбрихтс. - Это как с приглашением шефа пойти в ресторан - если не хотите, вы не обязаны соглашаться".

Никаких последствий с точки зрения трудового законодательства подобный отказ иметь не может, заверяет берлинский юрист Хеннинг Криг. "Если у вас частный профиль на Facebook и вы не хотели бы вносить туда начальника, то с юридической точки зрения он не может вам этого навязать и предъявлять к вам по этому поводу претензии", - говорит эксперт.

Дипломатический метод

Пользователям, которые все-таки опасаются, что работодателю может не понравиться отказ, и предпочитают принять приглашение начальника, Хеннинг Криг рекомендует по возможности ограничить доступ шефа к своему профилю. Это можно сделать с помощью настроек конфиденциальности, которые есть в любой социальной сети. "Например, в Facebook я сам могу решать, какую информацию я делаю доступной, и для каких людей. И даже от тех, кто уже внесен в категорию "друзья", я могу выборочно скрывать определенные данные - скажем, фотографии, - говорит эксперт. - Поэтому в крайнем случае можно внести шефа в список друзей, просто надо следить за тем, чтобы он видел не все, что вы постите".

К подобной тактике, по мнению Крига, стоит прибегать и самому начальнику, "зафрэндившему" своих подчиненных. "А то ведь неизвестно, удастся ли ему сохранить авторитет, после того как сотрудники увидят его пляжные фотографии из очередного отпуска", - замечает юрист.

Знай свое место

Кстати, об авторитете: виртуальная дружба с шефом вовсе не означает, что вы с ним теперь лучшие приятели и можете позволить себе фамильярное обращение в стенах офиса или за его пределеми. Ваши отношения должны оставаться сугубо профессиональными и после того, как вы ответили на его приглашение в Facebook, советуют эксперты.

 

Рекомендация не допускать фамильярности по отношению к друзьям в соцсетях содержится и в последней публикации Немецкого совета имени Книгге (Der Deutsche Knigge-Rat). Это общественное объединение, названное в честь известного писателя Адольфа фон Книгге, который в 1788 первым в Германии издал книгу о хороших манерах, разрабатывает правила поведения в современном обществе. "Виртуальный мир социальных сетей не должен быть поводом и оправдаением для уравниловки, - говорится в публикации Совета, датированной июлем 2010 года. - Обращение "друг" по отношению к деловому партнеру или шефу может быть по праву воспринято как превышение полномочий и посягательство на их персону".

Ну и напоследок - совет для тех, кто сам подумывает о том, не пригласить ли шефа в "друзья" на Facebook или в какой-нибудь другой социальной сети. По словам Ульбрихтса, в Америке, которая несколько опережает Германию в плане сетевого этикета, в крупных компаниях уже есть конкретные рекомендации на тему взаимодействия персонала в соцсетях. "Сотрудникам рекомендуется объединяться в группы с учетом иерархии в фирме, то есть не заводить друзей на выше- и нижестоящих должностях", - говорит эксперт.

Источник: www.dw-world.de


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 0)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий