12.07.2011Тема 1-4. Фундаментальные принципы коучинга

КАК ОТЛИЧИТЬ СВОЮ МЫСЛЬ ОТ ВНУШЕННОЙ

Фундаментальные принципы коучинга строятся на научных достижениях в областях НЛП, эриксоновской терапии и гуманистической психологии, универсальных этических принципах и здравом смысле.

1. Принципы роста и изобилия

Это фундаментальный принцип коучинга, в основе которого лежит ВИДЕНИЕ того, что с человеком все в порядке, все «Окей». То есть не существует людей неправильных или сломанных. Люди действуют в полном соответствии с тем, каких целей они сейчас добиваются - сознательно или бессознательно. Коуч принимает человека и его поведение таким, какое оно есть, и вместе с тем видит, что человек не просто может, но и с неизбежностью будет расти. Под ростом понимается изменение в сторону большей эффективности.

Мы подчеркнули здесь слово видение . Это очень важно, потому что это та система ценностей, через которую коуч буквально видит мир. Мы можем видеть стакан наполовину полным или наполовину пустым. Коуч видит в каждом т.н. «недостатке» потенциал роста, а свою функцию - увлекательным процессом совместного (с человеком) поиска и развития этого потенциала.

Кто-то может возразить, а как же люди с серьезными психическими патологиями. Они что тоже «Окей»? Да. Коуч видит, что они тоже «Окей», с той разницей, что для изменения им может потребоваться очень много времени. Может быть, не в этой жизни, как говорят те, кто верят в реинкарнацию. Процесс роста является естественным процессом, а коуч является мощным катализатором или ускорителем этого процесса. Вместе с тем коуч не всесилен, и некоторые «реакции» все равно идут очень медленно, поэтому коучу необходимо расставлять приоритеты.

В случаях, когда внутренние психологические блоки или комплексы человека сильны, или, тем более, находятся на уровне патологии, то коучу следует перенаправить его за помощью к психотерапевту или психиатру.

Задание 14.Вспомните какого-либо человека, которого другие считают в чем-то неадекватным. Какие «ярлыки» ему «навешивают»? Теперь определите действия и ситуации, в которых его поведение оказывается неэффективным. С нейтральной точки зрения опишите что конкретно он делает, и к каким результатам это приводит? Если это было бы среди ваших приоритетов, то какие усилия могли бы предпринять, чтобы создать для этого человека среду, стимулирующую у него желание научиться новым, более эффективным стратегиям поведения? (ВАЖНО: человек может изменить себя только сам. Мы можем лишь создать для этого благоприятное окружение и, с его согласия, предоставить дополнительную информацию). Как бы Вы назвали или определили этого человека теперь? Что Вы по этому поводу чувствуете?

Другими словами, у каждого человека есть все необходимые ресурсы для того, чтобы получить то, что он действительно хочет. Среди них - самосознание (способность самостоятельно осознавать свои мысли, чувства и способности), свобода выбора, воображение (креативность), способность учиться новому, гибкость, способность любить (бескорыстно отдавать) и многое другое. Задача коуча - помочь человеку открыть для себя, осознать и воспользоваться этими ресурсами.

Когда мы говорим о неэффективном поведении, то важно помнить, что любое поведение является неэффективным только в определенном контексте. Вместе с тем, каждое действие является полезным в некотором ином контексте. Как формируются привычки. Когда-то в прошлом, в определенной ситуации мы открыли для себя, что определенные действия помогают нам достигнуть наших изначально позитивных целей. Затем мы начинаем пользоваться этим методом все больше и больше. Наконец он переходит из области сознательной «компетентности» в область бессознательной «компетентности». И затем, мы начинаем уже неосознанно пользоваться этим методом, не задумываясь, где он эффективен, а где нет.

Например, болезнь может изначально нести с собой позитивное намерение - привлечь тепло и внимание других или создать для нас ситуацию уединения и покоя. Когда-то мы попробовали это, может быть даже сознательно, и впоследствии этот механизм может запускаться уже автоматически в подобных ситуациях, неся с собой негативные побочные эффекты.

Коуч верит в человека. Он верит в то, что изначально все его действия имеют позитивные намерения (мы сможем многократно убедиться в этом, выполняя задания в рамках этого курса). И он верит в то, что в каждый момент времени человек выбирает наилучшую из доступных для него возможностей. Задача коуча не в том, чтобы заменить одну стратегию поведения на другую (вспомним - каждое действие является полезным в некотором контексте) а чтобы расширить число альтернатив . Ситуация с одной альтернативой - это тупик, «нет выхода». Ситуация с двумя альтернативами может поставить нас в ситуацию «Буриданова осла», где мы буде метаться перед выбором. Поэтому рекомендуется иметь по меньшей мере три альтернативных стратегии поведения, между которыми можно будет расставить приоритеты.

Задание 15.Подумайте о какой-нибудь своей привычке, которая Вам не нравится. Какое позитивное намерение за ней стоит? В каком контексте это действие могло бы быть (относительно) полезным? Представьте, что Вы преодолели эту привычку. Как изменилась Ваша жизнь? Каким образом ведете теперь себя в аналогичных ситуациях? Каким образом Вы обеспечиваете себе ту пользу, которую несла изначальная привычка? Теперь посмотрите на себя со стороны. Какие из универсальных внутренних способностей (перечисленных выше, и других) могли бы помочь Вам преодолеть эту привычку? Какие конкретные шаги / упражнения Вы можете предпринять, чтобы больше развить в себе эти способности (приведите 2-3).

Важно помнить, что процесс роста занимает время. Для каждого оно индивидуально. Процесс изменения / научения проходит через четыре стадии. Первая - это стадия «неосознанной некомпетентности», когда мы не знаем, что оказывается, можно действовать по-другому, более эффективно. После этого мы переходим на стадию «осознанной некомпетентности». Приняв решение развивать в себе новые навыки, мы постепенно начинаем перемещаться в область «осознанной компетентности», когда мы прилагаем сознательные усилия, чтобы реализовывать новые стратегии поведения. И, наконец, новые стратегии входят в привычку, и мы начинаем действовать на уровне «неосознанной компетентности».

Например, при обучению игре на музыкальных инструментах. Вначале мы прекрасно чувствовали себя без этого пианино (неосознанная некомпетентность), но вот мама отводит нас в музыкальную школу. Начинается учеба - все эти гаммы, арпеджио и т.д.(осознанная некомпетентность). Наконец, мы осваиваем инструмент, и уже в состоянии играть правильно по нотам, без ошибок (осознанная компетентность). И, наконец, пальцы уже начинают сами бегать по клавишам, и мы начинаем творить, вкладывая в игру всю силу своих эмоций и воображения (неосознанная компетентность).

В среднем оказывается, что для закрепления нового навыка поведения требуется около 21 дня постоянной, осознанной практики этого навыка. После этого навык начинает перемещаться в область неосознанной компетентности.

И, наконец, еще одна удивительная особенность видения коуча: «Вселенная, в которой мы живем, дружественна и изобильна». Вот это сюрприз для кого-то! Хотя, постойте… Может быть в этом что-то есть! Если учесть, что по своей изначальной цели все намерения людей позитивны, и что мы обладаем неисчерпаемыми внутренними ресурсами, и что, по всей видимости, (для тех, кто верит в Бога) и Бог к нам должен относиться… как самый лучший из коучей, то…

Задание 16.В течение последующих 21 дней (3-х недель) практикуйте навык смотреть на мир сквозь призму принципа изобилия («Вселенная, в которой мы живем, дружественна и изобильна»). Отмечайте ситуации, когда Вам хочется видеть по-старому. Продумывайте альтернативное видение этих ситуаций. Отмечайте, как меняется ваше внутреннее эмоциональное состояние и поведение, когда Вы начинаете смотреть на ситуацию по-новому. В конце дня делайте небольшие пометки об успешном опыте. Раз в неделю (можете чаще) высылайте отчет о том, что ценного вы приобрели за эту неделю практики.

2. Принцип коммуникации

Смысл этого принципа состоит в том, что мы не можем не вступить в коммуникацию. Иными словами, между любыми двумя индивидуумами, находящегося в радиусе непосредственного восприятия, постоянно происходит обмен информацией или коммуникация.

Это происходит не только на сознательном уровне, но и бессознательно. Во-первых, помимо прямого слуха, зрения, ощущения и т.д. у нас постоянно действуют еще и периферийные слух, зрение и т.д. И они постоянно считывают информацию, «загоняя» ее прямо на подсознательный уровень.

Подобно этому при прямой коммуникации, мы не только делаем это осознанно: в виде грамматических конструкций, жестов, но и бессознательно - через позу, интонации, микродвижения, неконтролируемые физиологические изменения (частота дыхания, интенсивность кровообмена и т.д.) Поэтому даже если вы молчите и сидите неподвижно в присутствие другого, вы все равно не можете не вступить в коммуникацию. Она течет в прямом и обратном направлении как минимум на бессознательном уровне. Мы подробнее остановимся на этом в последующих темах.

Коммуникация происходит не только с людьми, но и с животными и другими живыми существами. Более того, коммуникация происходит даже с теми, кто находится за пределами радиуса нашего непосредственного восприятия. Ошеломляющие исследования Дункана Уоттса открыли, что любые два человека на Земле связаны цепочкой длиной не более шести звеньев. Так что информация передается во всех направлениях не только прямыми, но и косвенными путями - через посредников. Причем тоже, не только сознательно, но и на неосознаваемом уровнях, не только вербально, но и невербально. Это к вопросу о «телепатии».

Задание 17.В парах. Ваша «пара» в течение пяти минут молча думает о чем-то на свое усмотрение. Вам нужно в течение этого времени внимательно наблюдать за ней, и постараться определить: 1) о чем она (он) думает, и 2) как это относится к Вам. Затем поделитесь обратной связью с парой. Объясните, по каким именно внешним - вербальным и невербальным признакам вы «читали мысли». Сверьте ваши заключения (о чем думает, и какое это имеет отношение к Вам) с «парой» (естественно, сообщите о результатах преподавателю). Что ценного для себя Вы получили в результате проведенного эксперимента? Поменяйтесь ролями.

Иногда в процессе общения мы получаем не ту реакцию, которую ожидаем. Возможно, мы передаем какие-то неосознанные сообщения на невербальном уровне (через позу тела, жесты, интонации и т.д.). Или же мы не учитываем способы восприятия другого человека: как относительную восприимчивость его различных органов чувств, так и призмы тех убеждений («фильтров»), через которые он воспринимает мир. Поэтому если вы не получаете ту реакцию, которую хотите, сделайтечто-то другое. Это приводит нас к другому аспекту видения коуча: Нет неудач и поражений - есть только обратная связь , из которой можно научиться чему-то новому.

Задание 18.Вспомните ситуацию, которую Вы воспринимаете как неудачу. Проанализируйте, что Вы, возможно, упустили в своих действиях и какие из объективных и субъективных особенностей восприятия других людей вы, возможно, не учли. Какие дополнительные шаги вы можете совершать в будущем будущее - в аналогичных, или даже отличных ситуациях? Отметьте, как изменилось теперь Ваше отношение к первоначальной ситуации?

В заключение отметим, что в процессе общения следует учитывать «пропускную способность» коммуникационных каналов. Она ограничена, и у разных людей разная. Начать надо с того, что сознательному вниманию людей доступно только 4±1 единицы информации; это объем краткосрочной памяти в любой данный момент времени. Поэтому вместо того, чтобы сообщить десять единиц информации, лучше сообщить три-четыре, но десятью различными способами. Потом, скорость восприятия и усвоения информации тоже может различаться, и очень существенно. Причем она может различаться на аудиальном, визуальном и кинестетическом каналах. Таким образом, необходимо осознавать, что мы делаем, быть открытым к обратной связи, и корректировать свои действия. «Если что-то не работает, не делай это. Сделай что-нибудь другое».

В связи с этим практический вывод: Выполняйте задания данного курса последовательно, с той скоростью, которая необходима Вам для усвоения материала и овладения навыками. Тише едешь, дальше будешь. Наша цель - не «сдать экзамен», а «научиться».

Задание 19. Вспомните из личного опыта ситуации, где вы чувствовали перегрузку в общении с другими людьми. Каким образом Вы ее ощущали - каковы были симптомы? Как это сказывалось на вашем общении с другими? Будь Вы на месте этих людей, каким образом Вы постарались передать себе самому их послание?

3. Принцип системности

Наше сознание, тело и внешнее окружение являются частями единой системы, развивающейся и реагирующей на основе одних и тех же голографических, кибернетических структур. Уф! Это умные слова из НЛП. С Вашего позволения, я немножко поразмышляю вслух - чтобы объяснить их самому себе.

«Система» означает, что все в этом мире взаимосвязано. Все, что воздействует на одну из частей системы, обязательно повлияет на всю систему в целом. Очень часто в нашей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, которые нам хочется изменить, но мы практически ничего не можем здесь поделать - или же это лежит вне сферы нашего контроля, или у нас не хватает ресурсов. В такой ситуации мы можем начать делать шаги совершенно в другой сфере - сфере, где мы можем провести изменения, можем что-то поделать. И тогда, начиная с этого маленького изменения, через какое-то время изменится вся система, открывая для нас новые возможности влиять на наши «слабые» места.

Теперь «голографическая». Это означает, что каждый элемент системы хранит в себе отпечатки информации о всей системе, и, следовательно, любом другом ее элементе. То есть по физическим телесным проявлениям и окружению можно судить о внутреннем психологическом состоянии человека, и наоборот: наша физическая активность будет накладывать отпечаток на наши мысли, эмоции и желания. Это будет происходить по тем же законам коммуникации (хотя любители эзотерики могут объяснять это себе другими терминами - ради Бога, как вам нравится!). В «теории хаоса», описывающей варианты динамику развития сложных систем, есть яркая метафора: «Взмах крыльями бабочки в Америке может привести к возникновению тайфуна у берегов Японии». (Тех, кого заворожила эта метафора и кто кинется искать литературу по «теории хаоса», хочу предупредить, что это, вероятно, самая понятная фраза из хаоса терминов, типа «точки бифуркцации», «вторые формы», «аттракторы», не говоря уже о назойливом рое мелких символов греческого и латинского алфавитов ).

Суть в том, что при определенных условиях психологическое состояние одного человека или группы людей может приводить к глобальным проблемам - от экологии и землетрясения, до войн и терроризма. И, наоборот, при наличии соответствующих коммуникационных навыков, по внешним признакам можно делать заключения о внутреннем состоянии человека или общества. Ничего не бывает случайно, все зависит от наших навыков видеть эти взаимосвязи, в чем мы и будем, в некоторой степени, совершенствоваться в рамках данного курса.

«Кибернетическая». Это мы уже «проходили». Это означает, что все взаимодействия -двусторонние. То есть не только вы влияете на окружающее, но и окружающее влияет на вас - зачастую, помимо вашего сознания.

Ну вот, вроде бы самому яснее стало.

Задание 20.Вспомните случай из своей жизни, когда Вам удавалось неожиданным образом повлиять на ход развития событий, приложив усилия или совершив изменения в казалось бы непосредственно не связанных с ними областях. Какова была Ваша реакция на это?

4. Принцип сфокусированности на поиске решения

Этот принцип гласит так: для того, чтобы полностью устранить трудность, нет необходимости знать ее причину и ее функцию. Иллюстрация. Если мы свалились в яму, то наша насущная задача - это придумать, как из нее выбраться, и, собственно, выбраться. А уже потом мы можем за чашкой чая поразмыслить, как же нас туда угораздило, или посудачить с приятелем, какой же… м-м-м… нехороший человек ее там вырыл и зачем. То есть объяснение проблемы и поиск решения - это два совершенно различных и несвязанных процесса (если только мы сами их не свяжем).

Таким образом коуч не занимается решением проблем. Он занимается поиском решений. Принцип таков, что чему больше уделяется внимание, то и развивается. В своей работе с человеком он прямо и косвенно старается направить его внимание на ресурсы и способности, и таким образом они начинают работать на него. Коуч не занимается анализом прошлого. Это часто используется в психотерапии, но не в коучинге. Коучинг ориентирован на будущее, на формулировку хорошо поставленных целей, на мотивацию и практическое достижение этих целей

Задание 21.Приведите примеры 3-4 проблем из различных сфер жизни. Переформулируйте их в задачи, направленных на поиск позитивного решения.

5. Принцип утилизации

Коучинг - это исключительно прагматическая вещь. Принцип утилизации подсказывает нам следующее:

  • Принимайте и используйте реальность человека (вашего клиента).
  • Принимайте то, что человек выдвигает в качестве важного и ценного.
  • Поймите этого игрока и его модель мира.
  • Каждая часть системы имеет ценность.
  • В проблемах уже содержится их решение.

Как, помню, нам это иллюстрировали на курсе по Эриксоновской терапии, если к вам приходит человек жаловаться на досаждающих ему по ночам инопланетян - нет проблем, будем работать с инопланетянами!

Вот анекдот вспомнил. Два вора залезли грабить квартиру. Вдруг слышат, хозяева пытаются открыть дверь. Один хватает другого за руку, подбегает к окну и говорит: «Прыгаем!» Другой отвечает: «Ты что, это же тринадцатый этаж!». «Да брось ты! Сейчас не время для суеверий!»

В сочетании с принципами роста и изобилия ( обязательно!) принцип утилизации становится высоко этическим, экологичными и эффективным методом содействия человеку.

Даже если вы сталкиваетесь с человеком с суицидальными намерениями (в реальном контексте коучинга, его следует направить к профессиональному психотерапевту), спокойные вопросы о том, каким лекарством лучше отравиться или как именно повеситься, могут расшевелить его творческое воображение, и с его помощью он сможет нарисовать для себя светлое будущее и обнаружить позитивные альтернативы первоначальному решению.

Задание 22. Представьте, что вы сталкиваетесь с человеком с суицидальными намерениями (в реальном контексте коучинга, его следует направить к профессиональному психотерапевту). Предложите варианты, каким образом, используя принцип утилизации, вы могли бы повести разговор, чтобы человек открыл для себя иные, позитивные альтернативы своему первоначальному решению.

К той же категории утилизации относятся и три главных правила коуча:

1.  Если что-то работает, не пытайтесь это исправить.

2.  Когда поймете,что тут работает, делайте больше того, что работает.

3.  Если что-то не работает, не делайте это.Делайте что-то другое!

Задание 23.Подумайте о какой-нибудь своих жизненных ситуации, в которой вам могло бы помочь использование этих трех правил? Как бы конкретно Вы могли бы, например, воспользоваться ими? К каким результатам это могло бы привести? Как бы вы себя после этого чувствовали?

 


Оценить статью:

Средняя оценка читателей: (проголосовали - 1)





Комментарии:

Ваше имя:
Ваш email:
Добавить комментарий