Как стать лидером? Новая бизнес-элита в условиях посткризисной экономики - кто она? Насколько близки молодому поколению российских бизнесменов вопросы этики и ответственности? Интервью с экспертом Константином Коротовым.
Ведущий специалист в области менеджмента и корпоративной этики, преподаватель Европейской школы менеджмента и технологий (ESMT) в Берлине Константин Коротов в интервью Deutsche Welle рассуждает о молодой бизнес-элите в России.
Deutsche Welle: Кто такой лидер?
Константин Коротов:Существует несколько сотен, может быть, и тысяч определений. Лидер способен распознать потребность в изменениях и убедить в необходимости этих изменений других.
- Многие мечтают стать лидером. Сегодня можно получить образование за рубежом, а можно и сразу после вуза окунуться в российскую действительность. Какой путь следует выбирать молодому человеку с российским образованием?
- Нужно поработать в разных условиях: как в российской организации, так и в устойчивой, хорошо налаженной машине западной компании, может быть, и на развивающемся рынке - в Индии, Китае, Анголе. Разнообразный опыт желательно получить как можно раньше, даже не к моменту окончания вуза, а еще во время учебы. Можно пройти практику, съездить по обмену в зарубежный вуз, поработать волонтером.
- Молодым предстоит применять этот опыт в условиях экономики после мирового экономического кризиса. Кто сможет взять на себя роль лидера?
- Условия сейчас трудные, но они не сложнее тех, в которых оказались выпускники вузов в момент перестройки или, например, сразу после распада Советского Союза. Успеха добились те, кто начал двигаться вперед и научился надеяться только на себя. Рецепт вряд ли будет другим.
Нужно не ждать милости от природы, нельзя полагаться на родителей, государство или хорошего работодателя. Надо постоянно двигаться вперед, развивая свои знания и навыки, иногда даже рискуя.
-
Вы затронули тему риска. Есть ли у нового поколения вообще способность рисковать, страсть к инновациям?
- Если мы говорим о духе предпринимательства, о создании собственной компании, то, наверно, сейчас сложнее, чем в постперестроечные годы. Тем не менее, и сегодня есть много возможностей для того, чтобы начать свое дело. На самом деле, предпринимательство - далеко не для всех, и в студенческие годы имеет смысл попробовать открыть собственное небольшое дело и посмотреть, подходит ли это вам.
Если есть желание, надо пробовать. Обычно мы жалеем о том, чего не сделали, чего в жизни не попробовали. В России есть люди, способные к предпринимательству, возможно, им не хватает поддержки, стимула, потому что престижней и проще пойти работать в крупную организацию.
-
Престижно получить образование или пройти стажировку за рубежом. Германия для этого подходит? Ведь, например, американская корпоративная культура - инновационная, а немецкие компании этим похвастаться не могут.
- Не могу с вами полностью согласиться. Немецкие компании - одни из передовых в мире с точки зрения технологий, новых решений, дизайна. Может быть, они не так быстро выводят продукцию на рынок, отчасти это связано с повышенным вниманием к качеству. В Германии тоже можно научиться и предпринимательству, и инновационным технологиям, а самое главное - традиционному немецкому качеству.
Другое дело, что ни одна страна и ни одна система образования на данный момент не может дать гарантированного результата или гарантированных знаний и навыков, которые помогут человеку стать глобальным бизнес-лидером. В идеале имеет смысл поучиться и попрактиковаться в разных странах и в разных организациях.
Это может быть, например, немецкая компания, присутствующая в разных странах. Можно начать в Германии, потом отправиться в Бразилию, потом - в Китай, приехать поучиться опять в Германии или в Америке и вернуться на работу в Россию. Возможностей очень много.
- Чем, на ваш взгляд, российский лидер отличается от западного?
- Россияне выходят на рынок труда быстрее и быстро продвигаются по карьерной лестнице. Есть еще одно отличие, которое меня, правда, беспокоит. Несмотря на то, что люди быстро достигают позиций, где они должны принимать ответственные решения, вопрос этики и ответственности бизнеса для россиян пока еще не так важен.
Такие аспекты, как ведение социально ответственного бизнеса, пока не очень актуальны для жителей России. Они редко задаются такими вопросами, как "Что значит ответственно вести бизнес?", "Что значит правильно строить отношения с социальными партнерами?", "Что значит правильно относиться к окружающей среде?", "Что значит работать в условиях без коррупции?".
Комментарии: