"Если вы хотите выстраивать свой бизнес и одновременно иметь прекрасную личную жизнь, вы звоните персональному коучу"
Robert Schwab,"Businesses Hire Coaches to Build Winning Teams"
Denver Post, 10/18/98
Еще каких-нибудь пару лет назад слово коучинг вызывало у многих недоумение: <а что это?>, то сейчас вызывает живой интерес: <а как?>, <хочу попробовать>, <что для этого нужно?>.
Коучинг уже широко распространен на Западе, достаточно сказать, что из компаний Fortune 1000 все (!) используют коучинг (около 80% - имеют достаточный опыт, около 20% - запускают пилотный проект).
Но не стоит думать, что коучинг - явление типично западное. В ноябре этого года я участвовала в 1-ой Международной Конференции по Коучингу, которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве. По тому факту, сколько людей привлекла этаконференцияи какие детальные темы обсуждались в ее ходе, можно сделать вывод: коучинг - это уже и Российские реалии!
А почему же компаниям так по душе этот инструмент? Ответ дала транснациональная консалтинговая компания Gallup. После проведенных исследований оказалось, что компании, которые активно используют коучинг в своей каждодневной практике, повышают продуктивность своей работы в 6 раз (задумайтесь не 6% и даже не 60%, а 6 РАЗ, т.е. 600%!!). Для исследований использовался интегральный показатель продуктивности, который включал в себя 20 составляющих, таких как: уровень прибыли, текучка персонала, уровень абсентеизма, лояльность персонала к компании, возможность освоения новых рынков, скорость запуска новых продуктов и т.д.
Уже все трубят о том, что для выживания на современных рынках, у которых сумасшедшая скорость развития, необходима смена парадигмы внутри компаний: от акцента на производстве к акценту на обучении. Почему? Как описано в Funky Business, потому, что в современных компаниях от 70 до 80% всего, что делается людьми, делается при помощи их интеллекта. Потому, что если в середине 20 века у компании была хорошая идея, то у других уходило довольно много времени, чтобы <вскочить в последний вагон> или даже просто узнать о ней. Эти компании имели возможность в течении 20 или даже 30 лет использовать свои конкурентные преимущества, что делало их уникальными. Это больше не так. Сегодня знание мгновенно распространяется по всему миру. Перси Барневик - глава АВВ, швейцарско-шведского гиганта по производству электрооборудования, говорит, что у его компании нет ни одного продукта, который Siemens или General Electric не смогли бы скопировать через пару недель. Но! система управления компанией, творческие процессы, люди - это уже не скопируешь так быстро.
Коучинг можно активно использовать для развития так называемых мягких навыков (Soft skills) - то, что сегодня особенно важно. Стратегическое планирование и анализ, дизайн и креативность, лидерство и внедрение изменений - это всего лишь короткий список тех областей, где применение коучинга дает высокие результаты.
Так, наконец, что же такое коучинг? Коучинг - от англ. coaching (т.е. co- achieving) - совместное достижение. Это предполагает, как вы понимаете, наличие коуча (coach - тот, кто ведет процесс коучинга) и коучируемых (отдельный человек или команда, которые этот самый коучинг и получают).
Коуч - это не учитель, не ментор, и даже не тренер, коуч - это партнер. Коуч не дает готовых рецептов, а скорее помогает человеку самому найти решение, вытащить свой потенциал на поверхность и достичь поставленных целей. Коуч - это не обязательно эксперт в функциональной области проблемы (хотя кому из нас помешают дополнительные знания?J), но он обязательно должен быть экспертом в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей.
Привлекательно еще и то, что профессиональный коуч владеет многочисленными инструментами, о которых много написано в книгах, но, просто прочитав книгу ими невозможно овладеть. В процессе коучинга человек обучается применять нужные ему инструменты самостоятельно. Таким образом, одна из задач коучинга - подвести человека к <самокоучингу>.
Коучинг - это о том, как иметь FUN, это о том, что интересно! Миром движет интерес. Чем большего мы добиваемся, тем большего нам хочется. Если сегодня сотрудник не получает удовлетворение от работы, не чувствует, что он развивается, если ему не интересно - он уходит. По статистике уровень сменяемости топ менеджеров компаний в 1980 г. был 1,5%, в 1995 - 6%, в 1998 - 9%, в 2000 - 11,2%, в 2001 - 12,5%. Это при том, что уровень дестабилизации - 14-15% (когда новые люди просто не успевают входить в курс дела, а компания - приспосабливаться под новых руководителей). Люди уходят, и уходят наиболее талантливые. Почему? Да потому, что хотят большего.People now are organised not by fear but by fun and interest.
Корпорация Боинг имеет в штате более 50 постоянных коучей. Когда менеджер получает доступ к услугам коуча, с одной стороны, это означает, что компания хочет развивать этого сотрудника, готова вкладывать средства в его развитие, нуждается в нем, и видит перспективы от сотрудничества. С другой стороны, как написал The Wall Street Journal:
"Коучинг высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные и значительные решения, более выгодные проекты и действия. Коучинг поощряет людей взять на себя более смелые, более рискованные проекты, которые в итоге могут оказаться значительно более доходными, чем можно было вообразить вначале".
Для компаний коучинг - это инвестиции в индивидуалов. Бизнес двигают вперед уже не машины, а личности.
Коучинг - это о том, как быть счастливым и успешным! Почему-то многие считают, что для успеха в одной области нужно жертвовать другой. Например, для достижения успеха в бизнесе жертвовать семьей или наоборот.
Очнитесь! Времена жертв прошли! Напротив, бизнес теперь таков, что чтобы преуспеть в нем, нам нужна счастливая личная жизнь и разнообразные интересы. Для того, чтобы быть счастливым в личной жизни мы хотим быть успешными в своих работе и увлечениях. Коучинг помогает развиваться и достигать целей, во всех сферах, которые вас окружают, и, кроме того, помогает использовать успех в одной сфере для достижения успеха в другой.
Комментарии: